Концепция подготовки экономистов-менеджеров по физической культуре и спорту в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Концепция подготовки экономистов-менеджеров по физической культуре и спорту в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 844-846. — URL https://moluch.ru/archive/92/20168/ (дата обращения: 21.09.2018).

В условиях существенных преобразований в социально-экономической жизни, качественных изменений ценностей и потребностей нашего социума резко возросли роль и значение подготовки интеллигентных, нестандартно мыслящих, с развитыми коммуникативными способностями людей. В связи с этим возникла необходимость кардинальных изменений системы дополнительного, среднего и высшего образования, позволяющей на качественно новой основе осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.

В ходе реформирования высшего образования предстоит ускорить переход к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентированную на конкретную отрасль. В частности, речь идет о сфере физической культуры и спорта, потому как радикальные преобразования общественно-государственного и экономического характера, происходящие в настоящее время в вопросах занятости молодежи, и усиление роли и значения спорта в деле воспитания подрастающего поколения, не оставили в стороне и систему профессионально-спортивного образования, перспективы развития которой выдвигают новый социальный заказ на подготовку высококвалифицированного профессионала в области физической культуры и спорта (ФКиС).

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирование.

Как известно, отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу, куда относится физическая культура и спорт. Выпускник соответствующих специальностей (022300 Физическая культура и спорт или 061100 Менеджмент организации) в рамках которых открыта специализация «менеджмент в физической культуре и спорте», согласно государственному стандарту высшего профессионального образования, должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, а также к работе в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний экономики отрасли и экономики предприятия. Для этого одних дисциплин специализации недостаточно, нужны фундаментальные знания по общепрофессиональным экономическим дисциплинам (экономическая теория, бухгалтерский учет, финансы и кредит и т. д.) и технологическим дисциплинам, отражающим специфику конкретной отрасли (например, для отрасли физическая культура и спорт это будут: теоретические основы физической культуры и спорта, основы спортивной тренировки, история физической культуры и спорта).

Поставленным задачам, на наш взгляд, отвечает учебный план подготовки экономистов-менеджеров по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии физической культуры и спорта, который реализован в Удмуртском государственном университете. Данный план — результат совместной работы специалистов Института экономики и управления университета и педагогического факультета физической культуры, прошел экспертизу УМО в области производственного менеджмента (г. Санкт-Петербург), а также был высоко оценен немецкими специалистами из Института экономики спорта и менеджмента (г. Кёльн) и Рурского университета (г. Бохум). Ниже приведены структура дисциплин учебного плана по блокам:

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Математические и естественнонаучные дисциплины;

Общепрофессиональные дисциплины;

Специальные дисциплины;

Дисциплины специализации «Организация физической культуры и спорта».

Поскольку образовательную систему «учреждение дополнительного образования-вуз физической культуры» в действии характеризуют функциональные компоненты, необходимо рассмотреть, что они собой представляют.

Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения, о состоянии объектов и субъектов педагогического воздействия на начальной стадии решения педагогических задач в процессе их решения и на завершающей стадии решения, о психологических особенностях учащихся, педагогов.

Проектировочный компонент включает действия, связанные с перспективным планированием заданий-задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей деятельности руководителей, педагогов и учащихся в направлении достижения искомых целей.

Конструктивный компонент включает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной информации на предстоящем занятии, определению особенностей предстоящей деятельности педагогов и обучаемых.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и обучаемыми, подчиняя целям воздействия на учащихся взаимоотношения по вертикали (педагоги — обучаемые) и по горизонтали (взаимоотношения между педагогами, учащимися), мотивированием участников образовательного процесса к предстоящей деятельности, проникновением во внутренний мир участников образовательного процесса.

Организаторский компонент включает действия по реализации педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия субъектов деятельности с объектами педагогического воздействия во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым образовательный процесс должен удовлетворять на пути достижения искомого педагогического результата. Названные функциональные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, общей для всех участников образовательного процесса.

Как видно из представленной структуры, знакомство с отраслевой спецификой начинается уже в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а заканчивается блоком дисциплин специализации «Организация физической культуры и спорта». Общее число часов теоретического обучения составляет 9882, из них на специальные дисциплины отводится 3186 часов. Кроме того, по окончании каждого курса предусмотрены следующие виды практик: ознакомительная по специальности, по информационным технологиям в физической культуре и спорте, по теоретическим основам физической культуры и спорта, производственно — профессиональная; преддипломная, с учетом которых число часов равно 10746. Итоговая государственная аттестация экономиста -менеджера по физической культуре и спорту включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен.

 

Литература:

 

1.      Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2–7.

2.      Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — Гл. 1У-У.

3.      Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4.      Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки-(Методические основы развития физических качеств)/Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

5.      Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического рая вития и физической подготовленности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004.- 192 с.

6.      Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физическом культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-Ч. 2.-Гл. Х1У-ХУ.

7.      Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». — 6 с.

8.      Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий//Теория и практика физической культуры. — 2003. -№ 5. — С. 9.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, образовательный процесс, дисциплина, высшее образование, педагогическое воздействие, Дисциплина специализации, действие, педагог.


Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов — на –Дону. 2002г.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Роль преподавателя физической культуры в образовательном...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с традиционными формами учебной

Следовательно, насущные проблемы развития системы высшего образования является проблема педагогических кадров.

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Векторы развития дисциплины «физическая культура»...

образовательная среда, педагогический процесс, Спортивный стиль жизни, физкультурно-спортивное движение.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов — на –Дону. 2002г.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Роль преподавателя физической культуры в образовательном...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с традиционными формами учебной

Следовательно, насущные проблемы развития системы высшего образования является проблема педагогических кадров.

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Векторы развития дисциплины «физическая культура»...

образовательная среда, педагогический процесс, Спортивный стиль жизни, физкультурно-спортивное движение.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов — на –Дону. 2002г.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Роль преподавателя физической культуры в образовательном...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с традиционными формами учебной

Следовательно, насущные проблемы развития системы высшего образования является проблема педагогических кадров.

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Векторы развития дисциплины «физическая культура»...

образовательная среда, педагогический процесс, Спортивный стиль жизни, физкультурно-спортивное движение.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов — на –Дону. 2002г.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Роль преподавателя физической культуры в образовательном...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с традиционными формами учебной

Следовательно, насущные проблемы развития системы высшего образования является проблема педагогических кадров.

Содержательный аспект понятия «физическая культура»...

Ключевые слова:физическая культура, образовательный процесс, развитие здоровой личности, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Развитие физической культуры в данной связи имеет огромное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания

Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Векторы развития дисциплины «физическая культура»...

образовательная среда, педагогический процесс, Спортивный стиль жизни, физкультурно-спортивное движение.

Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения.

Задать вопрос