Виды современных электронных банковских инноваций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.06.2015

Статья просмотрена: 1482 раза

Библиографическое описание:

Гультяев, В. Ю. Виды современных электронных банковских инноваций / В. Ю. Гультяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20097/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье определяется понятие инноваций, и, в частности, электронных банковских инноваций, исследуются существующая классификация электронных банковских инноваций и на ее основе создается авторская классификация видов современных электронных банковских инноваций.  

Ключевые слова: инновация, технология, классификация, коммерческий банк, научно-технический прогресс

 

На современном этапе развития, в условиях кризиса на мировом рынке, существуют следующие тенденции развития сферы банковских услуг: повышение роли инновационных технологий, увеличение объема и разнообразия розничных банковских услуг, повышение доли инновационных технологий, формирование новых сегментов рынка обслуживания населения.

Ранее в банковской сфере под технологиями понимались операционно-бухгалтерские средства, упрощающие и оптимизирующие банковскую деятельность. Однако, технический прогресс не стоит на месте и сегодня в банковской сфере повсеместно используются электронные средства автоматизации.

Следовательно, на сегодняшний день инновация в банковской сфере в большинстве случаев включает в себя внедрение нового программного обеспечения, технологий управления и маркетинга, предоставляющего покупателю весь спектр банковских услуг в удобной для него форме. Именно поэтому рассмотрение любой банковской инновации не должно ограничиваться, например, рассмотрением процесса осуществления платежей. Необходимо исследовать весь комплекс электронных инноваций в современном банковском бизнесе.

В условиях научно-технического прогресса и изменения рыночных условий, в России с каждым днем усиливается необходимость внедрения инновационных технологий, новаторских методов управления в банковской сфере, что, несомненно, повысит ее конкурентоспособность. Эффективность деятельности российских коммерческих банков является одним из важнейших показателей эффективности всей экономики и фактором, определяющим темпы ее роста.

Различные технологии, такие как программные средства обработки информации, каналы связи и управления, компьютерные продукты, давно стали частью повседневной жизни. Однако в банковской сфере они могут становится инновациями. С каждым годом растет спрос на банковские услуги, связанные с компьютерными технологиями и новейшими средствами связи. Это должно стимулировать банки ориентироваться на электронные инновации в области способов продвижения своих услуг.

В Федеральном Законе инновация определяется как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1].

Термин «технология» первым ввел в научный оборот немецкий ученый И. Бекман для того, чтобы разложить на составляющие элементы процесс изготовления какой-либо детали в ремесле, обозначить достижение какого-либо результата в домашнем хозяйстве. Иначе говоря, технология понималась как последовательное описание действий, которые необходимо произвести для получения определенного результата. Данного определения придерживались такие ученые, как С. А. Хейнман и Ю. В. Яковец. Однако такое определение не учитывает направленность последовательных действий, предпосылки формирования знания о желаемом результате и эффективности произведенных действий. Перевод «исходного сырья» в «законченный продукт» — определение технологии, которое отражает научно-технический прогресс, эффективность производства и цель. Его сторонниками являются Е. Х. Калугина, А. И. Анчишкин. Б. Райзенберг и др. Это определение не обладает «комплексностью», так как учитывает только материальную составляющую, не принимая во внимание идейную. Некоторые зарубежные ученые, например Дж. Гэлбрейт, Дж. Хейг, давали определение технологии как создание и практическое применение систематизированных знаний для решения возникающих задач, подчеркивая тем самым взаимосвязь между знаниями и их практическим применением, направленным на достижение максимальной эффективности.

Следовательно, объединяя термины «инновации», «технологии» и определив сферу приложения этих понятий, автор рассматривает инновационные технологии в сфере банковских услуг как базирующиеся на достижениях научно-технического прогресса поэтапные информационные, технические, операционные, маркетинговые и управленческие способы, приемы и методы, полученные опытным или интеллектуальным путем, используемые при удовлетворении потребностей клиента в финансовых продуктах в форме пакета банковских услуг с достижением максимальной эффективности в конкурентной среде.

Классификация инновационных технологий в сфере банковских услуг и наделение инновации точным классификационным признаком позволяет задействовать соответствующие управленческие и экономические механизмы, соответствующие выбранной стратегии банка. Благодаря заданному классификацией направлению формируется инновационная стратегия банка. Поэтому необходимо уделить внимание конкретности и точности базовой классификации.

На базе анализа существующих классификаций, автор пришел к выводу, что классификацию целесообразно проводить по следующим шести классификационным признакам: сущность инновации и характер новизны, причины зарождения, степень новизны, масштаб воздействия, функциональное содержание.

Представленные выше критерии используются многими авторами, но они варьируются. Так, свою классификацию инноваций дают П. Н. Завалин и A. B. Васильев по следующим признакам (см. таблицу 1):

Таблица 1

Классификация инноваций по П. Н. Завалину и А. В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокие, средние, низкие

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

 

Анализ приведенной выше классификации банковских инноваций позволил автору выявить закономерности в зарождении инновационных технологий в кредитных организациях, определить соотношение определенных видов инноваций и установить направленность стратегии развития коммерческого банка.

Новизна предложенной автором классификации заключается в том, что дана конкретная классификация инноваций применительно к сфере банковских услуг частным лицам, которая позволяет классифицировать их виды следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Классификация инноваций применительно к сфере банковских услуг

Классификационный признак

Вид инноваций

Сущность

Продуктовые, технологические

Причины зарождения

Реактивные, стратегические

Степень новизны

Уникальные, совершенствованные

Масштаб воздействия

Точные, системные

Функциональное содержание

Операционные, интеллектуальные, управленческие

Характер новизны

Радикальные, Кайдзен-улучшения

 

Как мы видим, сначала рождается идея нового продукта, а затем продумываются способы и методы его продажи. Впоследствии при проведении классификации может оказаться, что это не новый продукт, а по сути тот же самый, просто обладающий более привлекательными дополнительными свойствами или полученный экономически более выгодным способом. Или же есть такие идеи банковских продуктов, реализация которых на данном уровне технического развития общества или отдельной страны пока невозможна. Тогда инновация помещается в разряд стратегических, под которую постепенно резервируются определенные ресурсы банка и при малейшей возможности практической реализации радикальным образом запускается в продажу.

При классификации важно определить сущность классифицируемых критериев инноваций: технологические или продуктовые, а также управленческие и стратегические.

Таким образом, любой коммерческий банк, используя принципы вышеизложенной классификации при разработке инновационной стратегии, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определять формы продвижения и реализации своих инновационных услуг на рынок.

В настоящее время мы сталкивается больше с технологическими инновациями, так как продуктовый пакет для физических лиц долгое время представлен постоянными продуктами: пластиковыми картами, депозитами, кредитами и переводами. «Новые продукты», которые в основном последнее время предлагают банки, по сути, не принципиально новые, а лишь модификация старых продуктов посредством появляющихся инновационных технологий.

 

Литература:

 

1.        Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» (23 августа 1996 г.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2.        Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ред. от 03.04.2014) — «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/bank/?utm_campaign=lawdoc_dynamic&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=1&gclid=CPX74cmX970CFeQCcwodcQ8Aqw/(дата обращения: 29.03.15).

3.        Завалин П. Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. — Спб.: «Бизнес-пресса», 1998 г.

4.        Экономический словарь [Электронный ресурс]. 2005–2014. URL.: http://ekslovar.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): банковская сфера, инновация, Классификация инноваций, научно-технический прогресс, услуга, коммерческий банк, вид инноваций, классификационный признак, максимальная эффективность, функциональное содержание.


Похожие статьи

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Итак, банковская инновация — это конечный результат научно-технической деятельности банка, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, или услуги...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста...

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения.

Инновационная деятельность в банковской сфере.

Библиографическое описание: Шустов А. А. Инновационная деятельность в банковской сфере.

Некоторые финансовые инновации создаются банками в форме банковских продуктов или технологий, являясь банковскими инновациями.

К вопросу о раскрытии сущности понятия «инновационный актив»

Рис. 1. Виды инноваций (общепринятая классификация).

Инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Если брать за основу классификационный признак, то наибольшей распространенностью обладают следующие подходы к содержанию данного понятия.

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

Классификация банковский информационно-коммуникационных технологий. Классификационный признак.

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, ИКТ, банк, банковская сфера, вычислительная техника, банковская...

Понятие и классификация инновационного риска

Хотя эти два вида инноваций тесно связаны между собой, в фирмах больше внимания уделяется продуктовым инновациям, а процессные инновации могут быть

Похожие статьи. Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их классификация.

Обзор способов классификации рисков инновационных проектов

2. Коммерческие риски инновационного проекта

Автор статьи [13] выделяет следующие признаки формирования классификационной системы

Рис. 2. Классификация проектных рисков инвестиций в инновации.

Электронные инновации в банковском бизнесе: финансовое...

Поскольку вся деятельность банка пронизана инновационной составляющей, то система банковского менеджмента должна быть направлена на эффективное управление банковскими инновациями с целью повышения качества традиционных услуг и продвижения на рынке...

Похожие статьи

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Итак, банковская инновация — это конечный результат научно-технической деятельности банка, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, или услуги...

Электронные инновации: недоверие населения как точка роста...

В статье рассматриваются понятие и классификация инноваций в банковской сфере, а также анализируется одна из проблем в процессе внедрения инновации — это адаптация инновации среди населения.

Инновационная деятельность в банковской сфере.

Библиографическое описание: Шустов А. А. Инновационная деятельность в банковской сфере.

Некоторые финансовые инновации создаются банками в форме банковских продуктов или технологий, являясь банковскими инновациями.

К вопросу о раскрытии сущности понятия «инновационный актив»

Рис. 1. Виды инноваций (общепринятая классификация).

Инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а...

Основные понятия и определения инноваций и инновационных...

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационные процессы.

Если брать за основу классификационный признак, то наибольшей распространенностью обладают следующие подходы к содержанию данного понятия.

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

Классификация банковский информационно-коммуникационных технологий. Классификационный признак.

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, ИКТ, банк, банковская сфера, вычислительная техника, банковская...

Понятие и классификация инновационного риска

Хотя эти два вида инноваций тесно связаны между собой, в фирмах больше внимания уделяется продуктовым инновациям, а процессные инновации могут быть

Похожие статьи. Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их классификация.

Обзор способов классификации рисков инновационных проектов

2. Коммерческие риски инновационного проекта

Автор статьи [13] выделяет следующие признаки формирования классификационной системы

Рис. 2. Классификация проектных рисков инвестиций в инновации.

Электронные инновации в банковском бизнесе: финансовое...

Поскольку вся деятельность банка пронизана инновационной составляющей, то система банковского менеджмента должна быть направлена на эффективное управление банковскими инновациями с целью повышения качества традиционных услуг и продвижения на рынке...

Задать вопрос