Проблемы и перспективы использования новых информационных технологий в управленческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 1249 раз

Библиографическое описание:

Казаков, М. К. Проблемы и перспективы использования новых информационных технологий в управленческой деятельности / М. К. Казаков, М. И. Конюхов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1 (92.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17788/ (дата обращения: 02.12.2024).

Успешное решение проблем, стоящих перед системой образования, во многом зависит, прежде всего, от качества труда управленческих кадров на разных уровнях этой системы.

Сбор, хранение, обработка и передача информации с использованием тради­ционных технологий, в основе которых лежит бумажный носитель, значи­тельно снижают оперативность и качество педагогического управления.

Компьютеризация управленческой деятельности будет способствовать устранению противоречий между:

- принятием многочисленных оперативных решений и медленным сбором и обработкой информации по решаемой про­блеме;

- необходимой компетентностью управленческой деятельности и боль­шой динамикой информационно-правового обеспечения;

- большим объемом вычислительной работы для обработки статисти­ческой информации и отсутствием ее автоматизации и т.д.

Типичным подходом к автоматизации информационного обеспечения управления образованием до недавнего времени и во многих случаях сегодня является случайный характер выбора средств, объектов, содержа­ния и иных компонентов автоматизированных информационных систем.

Очевидно, что лишь системный подход к решению этой задачи может дать положительный результат. Он требует:

- создания модели системы образования;

- создания модели управления системой образования;

- определения всех возможных источников информации поступаю­щей в систему;

- определения потенциальных потребителей информации;

- определения направленности потоков информации в системе и оцен­ка их мощности;

- выделения этапов создания системы;

- оценки экономической эффективности проекта и т.д.

При моделировании автоматизированной системы информационного обеспечения управления образованием филиала необходимо предусмотреть:

- создание автоматизированной информационно-поисковой системы, обеспечивающей управление системой образования филиала с опре­делением ее оптимальной архитектуры и проработкой технологиче­ского контура;

- учет особенностей использования вычислительных машин в различных структурных элементах управления системой образования филиала;

- порядок оснащения системы управления ком­пьютерной техникой и программным продуктом;

- переподготовку кадров филиала в условиях функционирования авто­матизированной системы информационного обеспечения.

Одной из важных особенностей перехода к широкому использованию ИТ в управлении является то, что автоматизации подлежит уже функцио­нирующая система и нельзя допустить, чтобы этот процесс нарушил ее работу. С другой стороны, эффект от внедрения АСУ лишь на одном уровне управления не может быть значительным без информационного обмена с уровнями, соседними в иерархии. Значит, внедрение ИТ в управление должно быть поэтапным, но вестись параллельно на каждом из уровней.

Использование ИТ управленческими кадрами в своей профессиональной работе в настоящее время исключительно редкое явление. Обусловлено это не столько отсутствием компьютеров или их высокой стоимостью, сколько психологической него­товностью руководителей к такого рода деятельности.

Из изложенного следует, что, решая задачи компьютеризации образова­ния филиала, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимообусловлен­ность таких ее важнейших составляющих, как:

- техническое оснащение;

- программное обеспечение;

- структурные изменения;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации управлен­ческих кадров всех уровней.

Внедрение новых информационных технологий (НИТ) в сферу образова­ния со всей остротой ставит вопрос о подготовке и переподготовке управленческих кадров для работы в этой области. В плане решения задач повышения квалификации управленческих кадров, администраторов, инже­неров-технологов и учебно-вспомогательного персонала в сфере НИТ для вузов, школ и внешкольных учреждений дополнительного образования в филиале КГТУ им. А.Н. Туполева можно органи­зовать цикл повышения квалификации работников учреждений образова­ния по программе «Информационные технологии управления». Цикл может функционировать, осуществляя свою деятельность на базе филиала КГТУ им.А.Н. Туполева.

Контингент обучающихся формируют учреждения системы образования: школы, детские сады, университеты, институты, техникумы, колледжи, учрежде­ния дополнительного образования и компенсирующего обучения (дворцы и дома творчества, школы-интернаты).

Обучение можно осуществлять по программам, объем которых варьируется, в зависимости от длительности обучения, в диапазоне 100 - 200 часов. Максимальная продолжительность обучения составляет 2 месяца.

Возможна разработка программ обучения с учетом опыта регионов давно и успешно применяющих информационные технологии.

Обучение может проводится по модульному принципу, предполагающему вы­бор двух дисциплин из числа перечисленных ниже и выпускной работы по одной из них:

1. Базы и банки данных (информационная среда образовательных учреждений).

2. Новые информационные технологии и технические средства НИТ.

3. Основы работы на ПЭВМ (индивидуальный пользователь ПЭВМ).

4. Мировые информационные ресурсы и сети, методы взаимодействия с ними.

В процессе обучения слушателям могут читаться установочные и обзорные лекции, с ними будут проводиться практические занятия, ознакомительные экс­курсии и встречи, практикум на рабочих местах, в учебных компьютерных классах и лабораториях.

В основе процесса подготовки - самостоятельная работа обучающегося и индивидуальная работа с ним преподавателей, в число которых входят ведущие специалисты КГТУ им.А.Н. Туполева.

Выпускникам будут переданы рекомендации, программы, методики и авторские материалы для исполь­зования их на рабочих местах выпускников. Предполагается оказание необходимого консультативного содействия в использовании и внедрении этих материалов.

Филиал КГТУ им.А.Н. Туполева в качестве основ­ных видит три направления своей деятельности: научно-методическое кури­рование процесса развития и обновления системы образования города и района, повышение профессиональной квалификации кадров, и отбор, обработку, кругооборот педагогической информации.

Приоритетными направлениями работы можно считать следующие:

- научно-методическая разработка концептуальных основ педагогиче­ских проектов, моделирование и конструирование городского и районного обра­зовательного пространства в целом и на его различных участках;

- обновление содержания образования детей, разработка его городского и районного компонента, оптимизация форм, методов, организации образования;

- совершенствование системы непрерывного повышения профессио­нальной квалификации педагогических коллективов;

- разработка и реализация модели мониторинга образовательных про­цессов.

Деятельность филиала КГТУ им.А.Н. Туполева охватывает такие цент­ральные области современной педагогической науки, как гуманитаризация образования, педагогическое моделирование и конструирование, создание воспитательных систем, новые дидактические технологии, управление школой, педагогический мониторинг. В каждой из этих областей ведутся разномасштабные практикоориентированные разработки, к осуществле­нию которых активно подключены педагоги-практики школ города.

В качестве самостоятельного направления осуществления практико-ориентированных исследований в филиале КГТУ им.А.Н. Туполева можно считать создание единой информационной системы города.

 

Литература:

1.       Ю.Ф. Тельнов «Интеллектуальные информационные системы». Учебное пособие. М., 2010.

2.       Прудковский Б.А. Современное образование и компьютерная поддержка формирования творческих специалистов (направл. 2.6) / Науч. докл. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, информационное обеспечение управления, кадр, образование филиала, система, система образования, управленческая деятельность.


Задать вопрос