Успешное решение проблем, стоящих перед системой образования, во многом зависит, прежде всего, от качества труда управленческих кадров на разных уровнях этой системы.
Сбор, хранение, обработка и передача информации с использованием традиционных технологий, в основе которых лежит бумажный носитель, значительно снижают оперативность и качество педагогического управления.
Компьютеризация управленческой деятельности будет способствовать устранению противоречий между:
- принятием многочисленных оперативных решений и медленным сбором и обработкой информации по решаемой проблеме;
- необходимой компетентностью управленческой деятельности и большой динамикой информационно-правового обеспечения;
- большим объемом вычислительной работы для обработки статистической информации и отсутствием ее автоматизации и т.д.
Типичным подходом к автоматизации информационного обеспечения управления образованием до недавнего времени и во многих случаях сегодня является случайный характер выбора средств, объектов, содержания и иных компонентов автоматизированных информационных систем.
Очевидно, что лишь системный подход к решению этой задачи может дать положительный результат. Он требует:
- создания модели системы образования;
- создания модели управления системой образования;
- определения всех возможных источников информации поступающей в систему;
- определения потенциальных потребителей информации;
- определения направленности потоков информации в системе и оценка их мощности;
- выделения этапов создания системы;
- оценки экономической эффективности проекта и т.д.
При моделировании автоматизированной системы информационного обеспечения управления образованием филиала необходимо предусмотреть:
- создание автоматизированной информационно-поисковой системы, обеспечивающей управление системой образования филиала с определением ее оптимальной архитектуры и проработкой технологического контура;
- учет особенностей использования вычислительных машин в различных структурных элементах управления системой образования филиала;
- порядок оснащения системы управления компьютерной техникой и программным продуктом;
- переподготовку кадров филиала в условиях функционирования автоматизированной системы информационного обеспечения.
Одной из важных особенностей перехода к широкому использованию ИТ в управлении является то, что автоматизации подлежит уже функционирующая система и нельзя допустить, чтобы этот процесс нарушил ее работу. С другой стороны, эффект от внедрения АСУ лишь на одном уровне управления не может быть значительным без информационного обмена с уровнями, соседними в иерархии. Значит, внедрение ИТ в управление должно быть поэтапным, но вестись параллельно на каждом из уровней.
Использование ИТ управленческими кадрами в своей профессиональной работе в настоящее время исключительно редкое явление. Обусловлено это не столько отсутствием компьютеров или их высокой стоимостью, сколько психологической неготовностью руководителей к такого рода деятельности.
Из изложенного следует, что, решая задачи компьютеризации образования филиала, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность таких ее важнейших составляющих, как:
- техническое оснащение;
- программное обеспечение;
- структурные изменения;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров всех уровней.
Внедрение новых информационных технологий (НИТ) в сферу образования со всей остротой ставит вопрос о подготовке и переподготовке управленческих кадров для работы в этой области. В плане решения задач повышения квалификации управленческих кадров, администраторов, инженеров-технологов и учебно-вспомогательного персонала в сфере НИТ для вузов, школ и внешкольных учреждений дополнительного образования в филиале КГТУ им. А.Н. Туполева можно организовать цикл повышения квалификации работников учреждений образования по программе «Информационные технологии управления». Цикл может функционировать, осуществляя свою деятельность на базе филиала КГТУ им.А.Н. Туполева.
Контингент обучающихся формируют учреждения системы образования: школы, детские сады, университеты, институты, техникумы, колледжи, учреждения дополнительного образования и компенсирующего обучения (дворцы и дома творчества, школы-интернаты).
Обучение можно осуществлять по программам, объем которых варьируется, в зависимости от длительности обучения, в диапазоне 100 - 200 часов. Максимальная продолжительность обучения составляет 2 месяца.
Возможна разработка программ обучения с учетом опыта регионов давно и успешно применяющих информационные технологии.
Обучение может проводится по модульному принципу, предполагающему выбор двух дисциплин из числа перечисленных ниже и выпускной работы по одной из них:
1. Базы и банки данных (информационная среда образовательных учреждений).
2. Новые информационные технологии и технические средства НИТ.
3. Основы работы на ПЭВМ (индивидуальный пользователь ПЭВМ).
4. Мировые информационные ресурсы и сети, методы взаимодействия с ними.
В процессе обучения слушателям могут читаться установочные и обзорные лекции, с ними будут проводиться практические занятия, ознакомительные экскурсии и встречи, практикум на рабочих местах, в учебных компьютерных классах и лабораториях.
В основе процесса подготовки - самостоятельная работа обучающегося и индивидуальная работа с ним преподавателей, в число которых входят ведущие специалисты КГТУ им.А.Н. Туполева.
Выпускникам будут переданы рекомендации, программы, методики и авторские материалы для использования их на рабочих местах выпускников. Предполагается оказание необходимого консультативного содействия в использовании и внедрении этих материалов.
Филиал КГТУ им.А.Н. Туполева в качестве основных видит три направления своей деятельности: научно-методическое курирование процесса развития и обновления системы образования города и района, повышение профессиональной квалификации кадров, и отбор, обработку, кругооборот педагогической информации.
Приоритетными направлениями работы можно считать следующие:
- научно-методическая разработка концептуальных основ педагогических проектов, моделирование и конструирование городского и районного образовательного пространства в целом и на его различных участках;
- обновление содержания образования детей, разработка его городского и районного компонента, оптимизация форм, методов, организации образования;
- совершенствование системы непрерывного повышения профессиональной квалификации педагогических коллективов;
- разработка и реализация модели мониторинга образовательных процессов.
Деятельность филиала КГТУ им.А.Н. Туполева охватывает такие центральные области современной педагогической науки, как гуманитаризация образования, педагогическое моделирование и конструирование, создание воспитательных систем, новые дидактические технологии, управление школой, педагогический мониторинг. В каждой из этих областей ведутся разномасштабные практикоориентированные разработки, к осуществлению которых активно подключены педагоги-практики школ города.
В качестве самостоятельного направления осуществления практико-ориентированных исследований в филиале КГТУ им.А.Н. Туполева можно считать создание единой информационной системы города.
Литература:
1. Ю.Ф. Тельнов «Интеллектуальные информационные системы». Учебное пособие. М., 2010.
2. Прудковский Б.А. Современное образование и компьютерная поддержка формирования творческих специалистов (направл. 2.6) / Науч. докл. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.