К вопросу об образовательных системах и развитии личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. К вопросу об образовательных системах и развитии личности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1208-1211. — URL https://moluch.ru/archive/91/19831/ (дата обращения: 17.12.2018).

Ключевые слова: образовательная система, личность, социум, социализация, адаптация, саморазвитие, мотивация.

 

Личность представляет совокупность свойств, которые присущи данному человеку и составляют непосредственно его индивидуальность, поскольку человек — это существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены подобными себе людьми и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия.

Именно поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая и его природные особенности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования. Только дав характеристику основным силам, оказывающим воздействие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного восприятия, т. е. определив человека как объекта общественного развития, становится возможным осознание внутренних условий его становления как субъекта общественного развития.

Центром внимания в нашей работе становятся

-                   личность учащегося, как феномена социальной зрелости личности;

-                   сущность и проявление таких качеств зрелой личности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и другие [2;3;4;5].

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации теснейшим образом связан с общением и совместной деятельностью людей. Человек представляет собой не просто объект социальных воздействий, но он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Социальная зрелость и ее непосредственная составляющая ответственность способна сформироваться только в адекватной человеческой деятельности. Формирование ответственности теснейшим образом связано с предоставлением личности свободы в принятии решений и осуществляется с непосредственным развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

Тем не менее, зачастую, развитию личностной автономности уделяется недостаточно внимания. В семье это может выражаться в таком типе воспитания, как суперопека, или же гиперопека.

В период школьного обучения явной становится та же самая гиперопека, проявляющаяся не только в воспитании, но и. непосредственно, в обучении. Потребность индивидуума в саморазвитии и самоактуализации являются непосредственными составляющими зрелой личности.

Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке.

В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида:

-                   сенсуальная терпимость личности

-                   диспозиционная терпимость личности.

В диспозиционной терпимости личности отчетливо проявляется интегральная образующая — позитивное отношение к миру [3;4;5;8;9].

Говоря об образовательных системах, следует подразумевать все те социальные институты, чьей целью является образование человека. К образовательным системам относятся как начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, так система высшего профессионального образования; различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Образовательные системы, как и любые другие системы в целом имеют собственную, уникальную структуру, состоящую из определенных элементов, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. Этой целью может являться как обучение, так и воспитание и, безусловно, развитие личности [6;7].

Своеобразным инструментом для измерения достижения этой цели является результат, который в, итоге, всегда следует искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса и создания материальной основы, служащей, своего рода, базисом. Отдельные элементы, образующие образовательную систему, в том числе и психологическая служба как подсистема, могут обладать собственными, специфическими целями, но и они являются не чем иным, как конкретизацией и трансформацией общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические). Здесь следует отметить, что все структурообразующие элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но их главной отличительной чертой и особенностью выступает взаимосодействие, направленное на достижение общих целей обучения, воспитания и развития личности [4;8;9].

Развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности являет собой важнейшую цель и задачу абсолютно любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве системообразующего компонента, участвующего в формировании этой системы.

В современной педагогической практике «развитие», тем не менее, далеко не всегда понимается как комплексная задача и таким проблемам, как интеллектуальное и личностное развитие внимание уделяется не в равной степени. Первый аспект оказывается гораздо важнее. Более того, зачастую задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития попросту подменяется передачей знаний обучающимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современном образовательном учреждении, практически реализующейся и берущей свое начало в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогического призвания [9;10].

Рассматривая учебное заведение как среднего, средне-специального и высшего профессионального образования как социальный институт, становится очевидным его предназначение: подготавливать обучающегося к жизни. Жизнь, в свою очередь, не ограничивается одними лишь академическими знаниями, равно как и процесс социализации не сводится, в конечном итоге, исключительно к передаче знаний об основах наук. Развитие индивидуума в образовательном учреждении как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

1)      интеллектуальное развитие;

2)      эмоциональное развитие;

3)      развитие устойчивости в стрессовых ситуациях;

4)      развитие уверенности в себе и приятие себя;

5)      развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6)      развитие самостоятельности, независимости;

7)      развитие самомотивации и самосовершенствования.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней пребывания в этом мире человек мы окружены себе подобными людьми и с самого начала своей жизни, так или иначе, включен в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще задолго до того момента, как разовьются его умения речевой деятельности. Чем старше становится человек, становимся, тем больше происходит общения с окружающими его людьми, и, как следствие, обогащается собственный жизненный опыт. Каждый индивидуум по-своему усваивает преподнесенные ему уроки жизни, определенный субъективный опыт, являющийся неотъемлемой частью социализации личности [1;3;4;6].

Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом приобретенного им социального опыта. Именно поэтому процесс социализации теснейшим образом связан с коммуникацией и совместной активностью людей. Разные индивидуумы могут приобрести различный социальный опыт из абсолютно идентичных ситуаций.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах (школах, профессиональных учебных заведениях, детских и молодежных организациях), так и в различных неформальных объединениях. Кроме того, важнейшим институтом социализации личности выступает семья. Социализация может быть как регулируемой, так и спонтанной, когда усваиваются не только те знания, правила и нормы поведения, которые являются целью занятия, но и обогащение собственного социальный опыта социального взаимодействия педагогов и обучающихся друг с другом. Опыт может носить как позитивный, так и негативный характер [4;7;8;9].

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация –это больше, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, связанного с разделением труда.

Социализация, вместе с тем, не является противоположностью индивидуализации. В процессе социализации и социальной адаптации человек приобретает собственную индивидуальность. Одни и те же социальные ситуации различно воспринимаются и переживаются различными людьми. Таким образом, социальный опыт, составляющий базисную основу процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником личностной индивидуализации [1;2;4;9].

Процесс социализации не останавливается ни на минуту и в зрелом возрасте, он непрерывен на протяжении всего жизненного пути отдельно взятого человека. А значит, социализация не только никогда не завершается, но и не достигнет своего полного, совершенного состояния, поскольку незавершенность и неполноту развития можно трактовать исключительно как процесс бесконечности и безграничных возможностей самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности [6,7,10].

 

Литература:

 

1.                  Битинас Б. П. Введение в философию воспитания. М.: 1996г.

2.                  Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб: Питер, 2001г.

3.                  Гессен С. И. Основы педагогики. М.: Владос, 1995г.

4.                  Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999г.

5.                  Лишин О. В. Педагогическа психология воспитания. М.: Владос, 1997г.

6.                  Миронова П. В., Тумакова Н. А. About the importance of knowing foreign culture, customs and traditions/ // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1229–1231.

7.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002

8.                  Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов вузов — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002г

9.                  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.– Воронеж, 1996г.

10.              Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс социализации, образовательная система, социальный опыт, теснейший образ, развитие личности, позитивное отношение, общественное развитие, зрелая личность, высшее профессиональное образование, последующее активное воспроизводство.


Похожие статьи

Обязательное дополнительное образование как возможность...

Таким образом, процесс социализации является жизненноважным для каждого человека.

Основные идеи педагогических концепций воспитания — ориентация на развитие, самореализацию личности в социуме, повышение мотивации детей к саморазвитию.

Место образования в процессе социального становления...

Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста...

Социализация личности как проблема исследования...

Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования...

А. А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социализацияпроцесс становления личности человека.

Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека

Факторы социализации: роль образования | Статья в журнале...

Вектор развития общества в настоящее время определяется информацией и знаниями, поэтому его называют

Важнейшим показателем социализации является отношение человека к труду.

Образование — это необходимое условие для самореализации личности.

Особенности и этапы процессов управления социализацией...

Социализацияпроцесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

социальное научение, теория, личность, процесс, процесс социализации, социальная среда, социальное окружение, социальный опыт, зрение, социальное развитие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обязательное дополнительное образование как возможность...

Таким образом, процесс социализации является жизненноважным для каждого человека.

Основные идеи педагогических концепций воспитания — ориентация на развитие, самореализацию личности в социуме, повышение мотивации детей к саморазвитию.

Место образования в процессе социального становления...

Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста...

Социализация личности как проблема исследования...

Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования...

А. А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Социально-педагогические аспекты профессионализации...

Социализацияпроцесс становления личности человека.

Если же меняются установки, мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человека

Факторы социализации: роль образования | Статья в журнале...

Вектор развития общества в настоящее время определяется информацией и знаниями, поэтому его называют

Важнейшим показателем социализации является отношение человека к труду.

Образование — это необходимое условие для самореализации личности.

Особенности и этапы процессов управления социализацией...

Социализацияпроцесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

социальное научение, теория, личность, процесс, процесс социализации, социальная среда, социальное окружение, социальный опыт, зрение, социальное развитие.

Задать вопрос