Повышение внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях информационно-обучающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Повышение внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях информационно-обучающей среды // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1273-1275. — URL https://moluch.ru/archive/91/19764/ (дата обращения: 19.08.2018).

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет интеграции информационно-коммуникационных технологий (Web 2.0) в учебный процесс в условиях информационно-обучающей среды вуза. Приводятся данные опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Томского политехнического университета, свидетельствующие о высокой результативности использования служб и сервисов Web 2.0 при обучении студентов английскому языку.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, информационно-коммуникационные технологии, информационно-обучающая среда, Web 2.0.

 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий ставит перед педагогами новые задачи и побуждает их к поиску современных инструментов для решения поставленных задач. Образование стало открытым, изменилась роль преподавателя, обучение строится на принципах сотрудничества и продуктивной обработки информации. Одной из приоритетных задач высшей школы в области методики преподавания иностранных языков стало развитие у будущих специалистов учебной компетенции как способности и готовности осуществлять самостоятельное эффективное управление учебной деятельностью на занятиях по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды для решения учебно-познавательных задач посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. С позиции компетентностного подхода самообразование является необходимым условием формирования практически любых компетенций. Именно самостоятельная образовательная деятельность лежит в основе формирования у специалиста значимых качеств личности, таких, как креативность, ответственность, психологическая стабильность, автономия [1].

В основе процесса развития и совершенствования учебной компетенции лежит несколько компонентов, одним из них является мотивация студентов к самостоятельной работе. По мнению Л. К. Тучкиной, для создания у себя высокой степени мотивации к учебной деятельности, обучающиеся должны не только осознавать цели и личностный смысл своей деятельности, но также подчинять выполнению поставленных задач другие формы и интересы своей занятости, обладать навыками самоорганизации и самоконтроля распределения и выполнения учебных действий [2].

В методике выделяют две группы учебных мотивов: познавательные мотивы и мотивы достижения [3]. Познавательные мотивы характеризуются как внутренние, так как здесь целью становится сама познавательная деятельность, важное значение придается ее личностному результату. Мотивы второй группы являются внешними — познавательная деятельность является средством достижения цели. Разделение системы мотивации на внешнюю и внутреннюю обусловлено разделением системы контроля: внешний контроль (контроль со стороны преподавателя) приводит к повышению нервозности и напряженности обучаемого, а внутренний контроль — к повышению интереса к изучаемому предмету. В научно-теоретическом плане представляет интерес идея, высказанная в исследовании А. В. Рубцовой о развитии у обучающихся самомотивации. Автор определяет ее как «…показатель стремления работать над языком «по собственной инициативе»» [4]. Мы полагаем, что самомотивация является показателем высшей степени развития мотивации как таковой, демонстрирующей способность студента брать на себя ответственность за процесс и результат самостоятельной работы по иностранному языку.

Как указывалось ранее, в основе мотивации заложен принцип осознания смысла деятельности. Смысл — личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта [5]. Осознание смысла выполняемого человеком действия прямо пропорционально пониманию этого действия. А понимание, в свою очередь, зависит от мотивов деятельности. Именно конкретные мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, определяют степень усвоения знаний и их практическое применение. Основываясь на приведенной выше классификации мотивов, делаем вывод о том, что в основе формирования любой компетенции специалиста лежат познавательные мотивы.

Для целенаправленного формирования познавательной мотивации обучающихся в процессе выполнения ими самостоятельной работы по иностранному языку в условиях обучения в информационно-обучающей среде необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1) создание проблемных ситуаций профессионально-ориентированной направленности; 2) обеспечение востребованности практических результатов информационной деятельности обучающегося; 3) ориентирование на интересы и запросы личности в вопросах освоения современных информационных технологий; 4) координация (не контроль) деятельности обучающегося по использованию и применению современных информационных технологий; 5) обсуждение результатов деятельности обучающимися совместно, тем самым, предоставление возможности сотрудничества, общения, переосмысления индивидуального опыта [6].

Важным условием формирования высокого уровня внутренней мотивации студентов при любом обучении и формировании у них учебной компетенции является наличие готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды, в основе которого лежит активное использования информационно-коммуникационных технологий, мы подразумеваем готовность каждого обучающегося использовать современные информационные технологии для обеспечения высоких результатов самостоятельной работы.

Одним из путей решения проблемы формирования у студентов высокого уровня внутренней мотивации к изучению иностранного языка мы видим интеграцию информационно-коммуникационных технологий (Web 2.0) в существующий процесс преподавания иностранных языков. В качестве учебных материалов мы предлагаем использовать Интернет-ресурсы аутентичного характера. В качестве ведущего метода обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий предлагается метод веб-проектов, как метод, представляющий собой совокупность поисковых, проблемных и исследовательских методов, реализующийся в сети Интернет. Основным видом учебного задания при выполнении самостоятельной работы является веб-проектная работа студента по созданию информационного продукта — учебного тематического блога. Однако, на первоначальном, подготовительном, этапе считается необходимым выполнить ряд учебных заданий, направленных на знакомство с технологиями Web 2.0, необходимыми для успешного выполнения предстоящей самостоятельной работы: работа с преподавательским блогом; работа со службами и сервисами web 2.0.

На базе Энергетического института Национального исследовательского политехнического университета была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было проверить педагогическую эффективность процесса организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе Web 2.0. Одной из задач работы было определение уровня мотивации студентов к самостоятельной работе по иностранному языку, а также уровня мотивации студентов к использованию технологий Интернет при выполнении самостоятельной работы в условиях информационно-обучающей среды. Студенты второго курса были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе учебный процесс был ориентирован на применение технологий Web 2.0 в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку; в контрольной группе обучение велось с использованием традиционных методов преподавания.

При проведении констатирующего эксперимента нами было установлено, что мотивация студентов к работе обусловлена в большей мере внешними факторами (75 % из числа опрошенных), такими как, обязательные требования и контроль преподавателя, требования учебного плана и т. п. В устных беседах мы выяснили, что возможной причиной мотивации низкого уровня могут являться учебные задания, большинство из которых не требуют творческой активности и креативности мышления. При этом эксперимент также показал, что большинство анкетируемых обладает высоким уровнем мотивации к использованию технологий Интернет, что, на наш взгляд, свидетельствовало в пользу выбранной нами стратегии интеграции Интернет-технологий в процесс организации самостоятельной работы студентов.

Результаты итогового контроля обучающего эксперимента показали, что количество студентов с высоким уровнем мотивации к выполнению самостоятельной работы по иностранному языку выросло на 37 % в экспериментальной группе. В контрольной группе количество студентов, имеющих высокий уровень, изменилось на 3 % в сторону увеличения. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем мотивации к использованию Интернет при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку выросло на 23 %, студентов контрольной группы — на 7 %. Также заметим, что опрос студентов экспериментальной группы, нацеленный на выявление их отношения к созданию учебного тематического блога (а это было заявлено как конечный информационный продукт их самостоятельной деятельности), 87 % студентов отметили свою увлеченность данным видом учебного задания из-за того, что при его создании они могли использовать службы и сервисы Web 2.0. Студенты также оценили такую сторону веб-проектной деятельности, как публичность, которая дополнительно стимулировала обучающихся к более серьезному отношению к самостоятельной работе, а также повысила уровень мотивации к изучению иностранного языка в целом.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий, таких как службы и сервисы Web 2.0, в педагогической практике, в целом, и в методике преподавания иностранных языков, в частности, является мощным средством повышения внутренней мотивации студентов, улучшает их рефлексивные навыки, способствует формированию креативного и инновационного типа мышления, а также обеспечивает современным инструментом для решения задач междисциплинарного характера.

 

Литература:

 

1.       Бакало, Д. И., Шишковская, Ю. В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте интернет-образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 4 (119). С. 64–67.

2.       Тучкина, Л. К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий: дис. канд. пед. наук. Стерлитамак, 2008. С. 23.

3.       Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 год. М., 2004. 84 с.

4.       Рубцова, А. В. Обучение продуктивному филологическому чтению на иностранном языке в условиях самостоятельной работы студентов языковых факультетов педагогических университетов (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук. С.-Петербург, 2006. С. 64.

5.       Психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1999. С. 351.

6.       Глотова, М. И. Самостоятельная работа будущих инженеров как фактор развития информационной компетентности: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 259 с.

7.       Шишковская, Ю. В.. Организация самостоятельной работы студентов на основе Интернет 2.0 в условиях информационно-обучающей среды: иностранный язык, технический вуз: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02. — Пятигорск, 2013. — 25 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, самостоятельная работа, экспериментальная группа, контрольная группа, информационно-обучающая среда, высокий уровень мотивации, самостоятельная работа студентов, учебная деятельность, учебная компетенция, высокий уровень.


Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Ключевые слова:кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык, коммуникативная компетенция, ресурсы Интернет.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Ключевые слова:кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык, коммуникативная компетенция, ресурсы Интернет.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1]. В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1]. В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер.

Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и...

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер.

Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Ключевые слова:кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык, коммуникативная компетенция, ресурсы Интернет.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Ключевые слова:кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык, коммуникативная компетенция, ресурсы Интернет.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1]. В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, которая граничит с понятием самообразование [1]. В неязыковых вузах самостоятельная работа студентов является одним из наиболее приоритетных направлений.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер.

Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и...

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях носит, естественно, методологический и системный характер.

Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

участник курса, форум, задание, организация работы, самостоятельная работа студентов, здоровый образ жизни, речевая деятельность, учебный процесс, электронная среда, электронное обучение.

Задать вопрос