Автор: Спесивцева Анна Леонидовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Библиографическое описание:

Спесивцева А. Л. Аудит сохранности основных средств в банковском секторе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 998-1000.

Целью аудиторской проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение реальности статей бухгалтерской отчетности. Аудитор обязан проверить обоснованность отнесения материальных ценностей в состав основных средств в соответствии с Положением Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации».

В первую очередь аудитор проверяет следующее:

-                   какие меры приняты на предприятии по обеспечению сохранности основных средств, устанавливается, назначены ли приказом руководителя материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними письменные договоры о полной материальной ответственности;

-                   созданы ли условия материально-ответственным лицам для предоставления сохранности основных средств;

-                   назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проведения проверки сохранности основных средств.

Для подтверждения наличия основных средств проводится контроль организации аналитического учета и результатов инвентаризации основных средств. Нередко инвентаризация выступает начальным этапом аудиторской проверки, что позволяет достичь большей объективности ее результатов и получить сразу общее представление о состоянии сохранности собственности на проверяемом предприятии.

В случае, если поступали сигналы по недостачам или хищениям основных средств на аудируемом предприятии, незаконном их обмене, то проверку следует начинать с внезапной инвентаризации основных средств. Если такая информация отсутствует, то аудит начинают с проверки наличия и состояния инвентарных карточек и соответствия данных аналитического и синтетического учета на проверяемые даты. Для этого сопоставляют данные описи инвентарных карточек по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. Таким образом, определяют отсутствие инвентарных карточек, затем выясняют причины такого отсутствия, убеждаются в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки.

Убедившись в наличии всех инвентарных карточек, проверяется соответствие стоимости основных средств внутри классификационных групп на 1-е число месяца. При установлении расхождений выясняют причины и виновных лиц.

Далее аудитору необходимо убедиться в достоверности данных инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным объектам основных средств, например, по тем, которые подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить правильность отражения затрат на ремонт.

Затем проверяют наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации, ее оформление, которое необходимо для сверки фактического состояния основных средств и их технической характеристики по данным бухгалтерского учета, а также для установления комплектности отдельных видов основных средств.

Важным элементом предоставления сохранности основных средств является своевременность их закрепления за материально-ответственными лицами по месту нахождения и эксплуатации объектов. С этой целью проверяется правильность ведения инвентарных списков или инвентарных описей. Цена закрепленных за материально-ответственными лицами основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета по счету 01 «Основные средства». Установив неполное закрепление объектов, аудитор обязан выяснить причину и последствия данного нарушения. Иногда на предприятиях встречаются случаи формального закрепления техники, т. е. без составления актов с указанием технического состояния и комплектации каждого инвентарного объекта.

При помощи выборочной инвентаризации проверяется фактическое наличие и качественное состояние объектов основных средств, как правило, предметов культурно-бытового направления, мебельных гарнитуров, средств передвижения и техники. В ходе инвентаризации следует определить техническое состояние объектов, организацию их хранения, эксплуатации, проверить оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией. Особое внимание обращают на мобильные основные средства, технику.

Обязательной инвентаризации подвергаются основные средства, по которым в результате предыдущей инвентаризации была обнаружена недостача, а также те объекты, по каким-либо причинам не были закреплены за материально-ответственными лицами. [1, с.25]

Наблюдая за инвентаризацией, аудитор случайным образом выбирает определенное количество основных средств и проверяет отражение в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество объектов основных средств и удостовериться в том, что они физически существуют. Если выбранные аудитором для проверки основные средства, числящиеся на отчетную дату, на момент аудита выбыли из организации, аудитору нужно просмотреть документы, обосновывающие их выбытие (договор купли-продажи, акт приемки-передачи, акт на списание основных средств и др.) и таким образом получить косвенное подтверждение того, что основные средства на отчетную дату существовали.

В случае, когда аудитор выявил факты несоответствия учетных записей и физического наличия основных средств, он обязан увеличить объем выборки, оценить масштабы оценки и выяснить, в какой степени эта ошибка может повлиять на достоверность финансовой отчетности.

Анализируя материалы предыдущих инвентаризаций, аудитор обязан удостовериться, что их результаты рассматривались руководством организации; что при недостаче основных средств цена объектов была взыскана с виновных лиц по рыночной стоимости; что приняты меры по пресечению в дальнейшем расхождений учетных данных с фактическим наличием имущества. Контроль материалов инвентаризаций дает возможность убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры.

Аудитор также проверяет правильность определения момента перехода права собственности в соответствии с условиями контракта. При этом аудиторские процедуры сводятся к анализу документов, подтверждающие, что права организации подтверждены и не ограничены правами третьих лиц. Для проверки, аудитору предоставляются следующие документы: договора купли-продажи основных средств, договора лизинга, договора на пользование земельными участками, документы, подтверждающие государственную регистрацию прав собственности на имущество. В рамках этой процедуры изучают разрешения на строительство, свидетельства о регистрации прав, другие документы, подтверждающие права организации, связанные с недвижимым имуществом и его созданием. Процедуры проверки прав собственности проводятся на выборочной основе.

Если в ходе проверки обнаруживаются основные средства, право собственности на которые не подтверждено должным образом, то аудитор рассматривает вопрос о правомерности включения данных о таких основных средствах в отчетность, оценивает выявленные нарушения и определяет их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Ограничения прав распоряжения основными средствами возникают в большинстве случаев в связи с договорами залога и выявляются аудитором обычно в ходе проверки задолженности по кредитам и займам (перекрестные аудиторские процедуры). Определенные ограничения на такие права могут содержаться и в договорах лизинга и покупки основных средств с отсрочкой платежа и выявляются в процессе анализа условий соответствующих договоров при выборочной проверке операций по поступлению основных средств. Установив существование ограничений прав собственности, аудитор обязан убедиться, что существенная информация о таких ограничениях раскрыта в финансовой отчетности.

Наблюдая за инвентаризацией и анализируя документы, подтверждающие права собственности организации на основные средства, аудитор обязан обратить внимание на основные средства, которые не используются в процессе производства и не сдаются в аренду, т. е. не приносят доходы организации. Если такие объекты обнаружены и их цена существенна, то аудитору необходимо обсудить ситуацию с руководством проверяемой организации и решить, подлежат ли такие основные средства списанию с баланса организации как не отвечающие критериям активов.

При первом аудите организации, аудитор обязан проверить соответствие первоначальной стоимости всех основных средств. При последующих аудиторских проверках достаточно применять такие процедуры к основным средствам, приобретенным в отчетном периоде.

Анализируя правильность оценки поступивших основных средств, аудитор одновременно проверяет полноту отражения в бухгалтерском учете кредиторской задолженности за приобретенные основные средства (перекрестная аудиторская процедура).

Следует также отметить, что одним из важных элементов предоставления сохранности основных средств является правильное их отнесение к той или иной классификационной группе. На практике существует множество классификаций основных средств, а предприятия в зависимости от принятой учетной политики могут выбирать ту или иную. В этом случае, аудитору на основании технических паспортов, записей характеристик объектов в карточках по учету основных средств следует определить [2, с.53]:

-                   соответствие действующей на практике классификации учетной политике, т. к. расхождения между ними могут привести к неправильному начислению амортизации и, как конечный результат, к неправильному определению себестоимости продукции;

-                   правильность разделения основных средств по принадлежности (собственные и арендованные), т. к. неправильное их разделение может привести к неправильным расчетам арендной платы;

-                   правильность разделения основных средств по характеру участия в производстве (действующие и бездействующие), т. к. их неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации;

-                   правильность разделения основных средств по предназначению (производственные и непроизводственные), т. к. неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных фондов может начисляться ускоренная амортизация). И как результат, неправильная классификация основных средств может привести к неправильному отражению результатов переоценки.

Аудитору необходимо обратить особое внимание на правильность отнесения предметов к основным средствам. В случае возникновения расхождений учетной политики и действующего порядка отнесения объектов к основным средствам выяснить причины расхождений и виновных лиц.

 

Литература:

 

1.                  Астахов В. П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств / В. П. Астахов.– Ростов — на — Дону: Издательский центр «Март», 1999.– 298с.

2.                  Бутинца Ф. А. Аудит и ревизия предпринимательской деятельности/Ф. А. Бутинца. — Житомир.: Рута,2001.–416с.

Основные термины (генерируются автоматически): основных средств, сохранности основных средств, основные средства, разделения основных средств, аудитор обязан, предоставления сохранности основных, наличия основных средств, объектов основных средств, инвентаризации основных средств, правильность разделения основных, инвентарных карточек, основных средств в соответствии, и сохранности основных средств, сохранность основных средств, основных средств и их, хищениям основных средств, стоимости основных средств, ремонту основных средств, лицами основных средств, основных средств и др.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос