Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Деева, О. В. Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку / О. В. Деева, Т. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1337-1340. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19519/ (дата обращения: 11.10.2024).

Авторами выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред; предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.

 

За последние годы информационные технологии стали тем революционным началом, которое коренным образом повлияло на возможность практической реализации обеих тенденций современной педагогики высшей школы — гуманистической и технологической. В психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных проблемам внедрения и оптимального использования возможностей информационных технологий в целях повышения эффективности обучения. Опыт коллег по применению информационных технологий дает основание утверждать, что при их использовании в обучении раскрываются резервы образовательного процесса, интегрируется взаимодействие преподавателя и студентов, формируются и развиваются стратегии самостоятельного и автономного обучения. Важным условием успешной реализации перечисленных преимуществ является выбор правильной модели обучения, основанной на интеграции традиционных и инновационных подходов [1]. Рассмотрим некоторую практику применения информационных ресурсов при обучении иностранному языку в условиях вуза.

Внедрение электронных информационных ресурсов в обучение иностранному языку в вузе позволило расширить спектр возможностей языковой практики, благодаря системам мультимедиа за счет встраивания в единую систему различных текстовых материалов, функций, опций, приемов обработки гипертекстовой информации [2]. При этом следует сказать, что существует противоречие между установленным дидактическим потенциалом компьютерных технологий при обучении иностранному языку и недостаточно разработанной научно обоснованной методикой их использования. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучаемых, частичный отказ от традиционной модели занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения и увеличение внимания на формирование творческих способностей, которые параллельно отвечают за формирование самостоятельности и ответственности за выполняемую работу. [3].

Несмотря на то, что современные технологические возможности предоставляют очень значимые для обучения средства, специальных программ, удовлетворяющих стандартам качества образования, не так много. Одна из основных причин — недостаточное внимание разработчиков к лингвометодическим требованиям, которым должны отвечать учебные материалы, размещенные и используемые в качестве учебных в компьютерно-опосредованной среде. Требования, предъявляемые к качеству обучающих программ по иностранному языку, складываются из следующих аспектов:

-                   общедидактические (индивидуализация обучения, активная роль обучающегося и др.);

-                   лингвистические (правильность и нормативность используемого языка);

-                   методические (коммуникативная и профессиональная направленность обучения);

-                   электронно-дидактические (интерактивность обучения, модульное построение содержания материала, мультимедийность подачи учебной информации). Рассмотрим обозначенные требования подробнее [4].

Принцип индивидуализации достаточно известен в педагогической науке. Он давно обсуждается исследователями и при видимых и очевидных достоинствах имеет, на наш взгляд, некоторое противоречие. С одной стороны, доминирование коллективной формы обучения (групповое обучение, ролевые игры, проектные работы), с другой — акцент на индивидуальные особенности и потребности обучающегося. Редуцирование данного противоречия мы видим в правильном сочетании и использовании различных форм индивидуализации обучения. Для достижения данных целей наиболее подходят электронные комплексы, позволяющие выбирать собственный темп работы и интенсивность обучения [5].

Особую обучающую функцию при обучении языку должен выполнять интерфейс учебных программ. Одним из методических требований к интерфейсу является использование изучаемого языка. При обучении язык одновременно является и целью изучения и средством взаимодействия, поэтому для максимального погружения в среду, для приобретения навыков автоматизма в использовании языка, рекомендуется 100 % его применение при выполнении тренинговых заданий. Поскольку интерфейс программ служит средством взаимодействия с обучающимся, изучаемый язык должен быть представлен в интерфейсе очень последовательно: от названий пунктов меню, формулировок заданий, инструкций по работе с программой до оценки действий обучающегося, как в текстовом, так и в звуковом формате [6]. Необходимо помнить, что выбор интерфейса является одной из самых сложных и ответственных задач. Программа не должна содержать отвлекающих элементов, всё внимание студента должно быть сосредоточено только на изучаемом материале.

Можно с уверенностью сказать, что выучить иностранный язык только с помощью таких электронных учебников не представляется возможным. Это скорее помощник и консультант, нежели экспресс-метод изучения языка. Использование электронного ресурса или информационной платформы предоставляет студентам целый ряд преимуществ, а именно:

-                    доступность обучения в любое удобное время;

-                    отсутствие проблем приобретения учебных материалов и пособий.

Для реализации задач по повышению эффективности организации самостоятельной работы студентов (СРС) создаются учебные материалы в системе MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая ориентирована на коллаборативные технологии обучения. Данные технологии позволяют организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимообмен знаниями. Основная цель применения данной системы — это создание информационно-образовательной среды, погружение в которую позволит существенно повысить эффективность получаемых знаний и уровень организации процесса обучения [4].

Проанализировав научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в данной области, мы пришли к выводу, что не существует единой точки зрения относительно структуры сетевого электронно-методического комплекса. Чаще всего, это индивидуальная позиция разработчиков, которая зависит от конкретных целей курса, целевой группы студентов, их информационной компетентности и компетентности преподавателя.

В процессе разработки учебных модулей мы придерживались цели, направленной на организацию педагогических условий скоординированной и управляемой СРС. Поэтому было принято решение включить в модуль как обязательные для изучения, так и дополнительные, разделы учебного материала. Под обязательными разделами понимаются: электронные учебные материалы для студентов, учебные аудиовизуальные приложения. Под дополнительными разделами подразумеваются глоссарий терминов, дополнительные тексты для чтения, руководствующие материалы для самостоятельных проектных работ, дополнительные интернет-ресурсы и справочные материалы.

Структурными компонентами каждого модуля являлись: текстовая страница, ссылка на файлы, которые содержат в себе различные виды тестовых заданий. Тестовые задания оценивается автоматически, к тому же система продуцирует рейтинг результатов обучающихся с тем, чтобы они могли видеть и самостоятельно оценить свой прогресс. Данная модульная среда позволяет структурировать тесты по категориям для более удобной работы. Так, например, преподаватель может автоматически настроить количество попыток для сдачи теста и размещать свои комментарии и комментарии обучающихся как к отдельным ответам, так и ко всему тесту.

Для совершенствования навыков устной и письменной речи мы использовали такую опцию как «форум». Студенты и преподаватели имели возможность просматривать дискуссии в разных режимах отображения: древовидно (возможность читать сообщения всех участников) и плоско (возможность читать ответы только на свои комментарии).

Другой важной функциональной особенностью «форума» является обеспечение обратной связи с пользователем, поэтому каждое задание, текст или результаты теста можно прокомментировать. Наличие такой системы позволяет вносить коррективы и дорабатывать материал до требований пользователей.

Таким образом, возможности платформы МООDLE позволяют перейти к качественному изменению содержания обучения. Разнообразие ее ресурсов открывает новые возможности презентации учебного материала в доступной, интересной форме и потенциал компьютерных средств для реализации качественного обучения языку, основанного на принципе гибкости и вариативности, что позволяет студентам определять траекторию изучение предмета самостоятельно.

Однако оказалось, что, как процесс разработки, так и сам этап внедрения требуют многочисленных усилий и определенной подготовки не только со стороны преподавателя, но и со стороны студентов. Среди возникших проблем существует неоднозначность понимания, в какой степени данный ресурс должен интегрироваться с традиционной системой и методами обучения. При этом мы размышляли и о том, какие интерактивные подходы/занятия/задания могут обеспечить качественное усвоение базисных компонентов, содержащихся в программе по иностранному языку.

Как показала практика внедрения разработанных модулей, речевая деятельность студентов и лежащие в её основе языковые умения не являются основными трудностями. Первая трудность, с чем столкнулись студенты, оказался сам ресурс. По мнению студентов, они не являются достаточно уверенными пользователями, и это мешает им при работе с электронными системами. Поэтому, первым выводом, обозначенным в качестве корректирующих мероприятий, был учет уровня подготовленности студентов к использованию такого рода ресурса.

Для выявления иных потенциальных трудностей, возникающих у студентов при использовании ресурса, было проведено анкетирование, результаты которого позволили не только осмыслить замечания, но и найти некоторые решения для более эффективного внедрения данной практики. Частое замечание студентов свидетельствовало о том, что зачастую цель задания неясна, нечетко сформулирована, имеет длинное текстовое звучание. Второе — не всегда студенты обеспечены соответствующей технической поддержкой, что говорит о невозможности массового запуска данного ресурса в качестве основного учебного материала. Третье — низкое участие преподавателя, нет обоюдной заинтересованности, что сводится к тому, что дано задание, попробуйте его выполнить. Четвертое — эффективность мониторинга, менталитет российских студентов таков, что каждое действие должно быть контролируемо и оценено.

Базируясь на многочисленных исследованиях, посвященных теории и практике создания электронных учебников, программ и учебно-методических комплексов, а также анализе результатов фрагментарной апробации собственных учебных материалов, были сделаны следующие выводы:

а)                 низкая инициативность и заинтересованность в изучении у обучающихся в большой степени объясняется неумением самостоятельно организовать свою учебную деятельность;

б)                при правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки обучающихся и появляется сознательное отношение к изучению предмета;

в)                наличие заданий, предусматривающих самостоятельность, инициативность студентов и сотрудничество, способствует интенсификации учебного процесса и, как следствие, повышению качества получаемых знаний;

г)                 наличие хорошо разработанной компьютерной программы не облегчает работу преподавателя, а усложняет ее;

д)                основные преимущества использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку заключаются: в интерактивной связи с образовательной средой; разнообразии форм и режимов работы; гибкости методов обучения; возможности регулирования скорости обучения, интенсивности и оптимизации учебных нагрузок; информационной насыщенности; оперативном обновлении учебных материалов и наличии обратной связи.

В заключение отметим, что важность перехода на электронные образовательные ресурсы и среды в условиях университетского образования не требует дополнительной аргументации. Это продиктовано не только целями программы развития университета как ведущего вуза, но и потребностью формирования таких важных качеств как мотивация к учению у студентов, сознательность при выборе траектории обучения, умений распределять и управлять собственными академическими свободами. При этом переход с традиционной формы обучения в область свободного образовательного пространства не так прост и требует немало усилий в нахождении оптимальных механизмов управления данным процессом. На сегодняшний день сложился неплохой задел на базе интеграции опыта и теоретических подходов к проектированию учебных курсов, где учебная нагрузка равномерно и дидактически обоснованно распределяется между моделью традиционного обучения и обучения с использованием электронных ресурсов. Современные студенты уже ожидают наличие информационных технологий и систем, сопровождающих основной учебный курс или модуль.

 

Литература:

 

1.                  Сидоренко Т. В. Принципы отбора и методической адаптации оригинальных видеоматериалов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 207–210.

2.                  Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. — 2014 — Т. 17 — №. 2. — C. 403–413.

3.                  Буран А. Л. Использование средств информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов неязыкового вуза профессионально ориентированному чтению / А. Л. Буран // Вестн. Томского гос. пед ун-та. 2011. № 6 (108). С. 93–95.

4.                  Бехтерев А. Н., Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. 2013. № 4. С.91–97.

5.                  Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. № 23 (3). P. 533–550.

6.                  Попов П. П., Черкасова И. И. Возможности дистанционных образовательных технологий на базе МООDLE, ADOBE CONNECT, MOOCS в развитии инновационного мышления субъектов образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL www.science-education.ru/109–9268 (дата обращения: 29.04.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, материал, обучение, MOODLE, возможность, задание, процесс разработки, средство взаимодействия, учебный материал.


Похожие статьи

Проблемы создания интерактивной языковой среды

Данная статья рассматривает некоторые теоретические вопросы создания интерактивной языковой среды в процессе обучения студентов иностранным языкам, а также преграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения.

Использование обучающих приложений при обучении английскому языку

Современная система образования не должна отставать от инновационных технологий и иметь цель научить человека способности самостоятельного обучения и выработать у него мотивацию и интерес к учёбе как в стенах образовательного учреждения, так и во вне...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Развитие методов игрового обучения

В статье рассмотрены образовательные платформы, которые применяют геймификацию для эффективного изучения программирования. Приведены критерии, соответствие которым определяет геймификацию учебного процесса: игровой дизайн, баллы и награды, соревнован...

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии

В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Методы геймификации в образовании

На сегодняшний день популярным инструментом повышения эффективности образовательного процесса является внедрение методов геймификации в процесс обучения. Трансформация образовательного процесса, в частности цифровизация открывает большие возможности ...

Похожие статьи

Проблемы создания интерактивной языковой среды

Данная статья рассматривает некоторые теоретические вопросы создания интерактивной языковой среды в процессе обучения студентов иностранным языкам, а также преграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения.

Использование обучающих приложений при обучении английскому языку

Современная система образования не должна отставать от инновационных технологий и иметь цель научить человека способности самостоятельного обучения и выработать у него мотивацию и интерес к учёбе как в стенах образовательного учреждения, так и во вне...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Развитие методов игрового обучения

В статье рассмотрены образовательные платформы, которые применяют геймификацию для эффективного изучения программирования. Приведены критерии, соответствие которым определяет геймификацию учебного процесса: игровой дизайн, баллы и награды, соревнован...

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии

В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.

Методы геймификации в образовании

На сегодняшний день популярным инструментом повышения эффективности образовательного процесса является внедрение методов геймификации в процесс обучения. Трансформация образовательного процесса, в частности цифровизация открывает большие возможности ...

Задать вопрос