«Бессмертный полк» — реализация посредством ритуала гениального проекта актуализации и трансляции социальной памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Уткина А. Н. «Бессмертный полк» — реализация посредством ритуала гениального проекта актуализации и трансляции социальной памяти // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1862-1865. — URL https://moluch.ru/archive/91/19422/ (дата обращения: 15.10.2018).

Модернизация ритуалов с целью актуализации социальной памяти представляет собой востребованную тему исследования. Возникновение новых и преобразование старых ритуалов, а особенно ритуалов памяти, позволяет обществу не только сохранять свои ценности, но и передавать их последующим поколениям. Данная статья представляет собой попытку рассмотреть ритуал и социальную память через призму таких понятий как гениальность, одаренность и посредственность. В качестве примера обновленного ритуала с целью трансляции социальной памяти от одного поколения к другому приводится акция «Бессмертный полк».

Ключевые слова: ритуал, социальная память.

 

Акция «Бессмертный полк» была организована томичами: Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым. Главная задача этой общественной инициативы: сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны в каждой семье. Впервые колонна «Бессмертного полка» в количестве 7 тысяч человек прошел по улицам г. Томска 9 мая 2012 года. Участники шествия несли портреты или просто таблички с именами родных, погибших в ВОВ или не доживших до празднования 67 годовщины Победы. В следующем году акция была подхвачена по всей России и вышла за ее пределы [12].

В чем же заключается гениальность, одаренность и посредственность тех, кто организовал эту акцию? Как известно, «все гениальное — просто». И авторы «Бессмертного полка» создали гениальную акцию Памяти, средством реализации которой стал ритуал.

Французский психолог 20-го столетия, П. Жане, рассматривал память как социальный акт: «Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается... Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям» [2, С. 91]. «Память — это в первую очередь социальная функция» [2, С. 91].

П. Жане, социальное поведение рассматривает как действие по отношению к тем людям, которые не принимали участие в каком — то событии, то есть отсутствовали. Память является социальной реакцией в условиях отсутствия. «В сущности, память — это изобретение человечества, как и многие другие акты, которые рассматриваются обычно как банальные и составляющие существо нашей жизни, в то время как они были созданы постепенно человеческим гением» [1, C. 91].

Таким образом, основной характеристикой и целью памяти П. Жане считает борьбу с отсутствием. По П. Жане, память не сводится к операциям узнавания, воспроизведения и сохранения. Он не рассматривает сохранение и память как тождество, так как сохранение так же встречается и в неживой природе. Память отлична от привычки и от точного воспроизведения событий прошлого. Особенность памяти — это возможность ее функционирования в связи с новыми обстоятельствами. Память конструирует сокращенный образ события, позволяя тем самым возможность это событие представить отсутствующим. В ответ на социальную стимуляцию происходит воспроизведение, не мешающее адаптации к новым явлениям и не разрушающее актуального поведения [1].

Память представляет собой социальный акт и предполагает взаимодействие нескольких членов социума, а ритуал позволяет удовлетворить желание людей к совершению совместного действия.

Ритуал, в данном случае шествие «Бессмертного полка», дает нам возможность приобщиться к событию, в котором мы не принимали участие. Тем самым осуществляется важнейший процесс сопричастности к социальной памяти. «Социальная память — это совокупность актуальной для общества информации, укорененной в ментальности социума и передаваемой от одного поколения к другому» [10].

«Ритуал — это способ бытия социальных отношений, передаваемых от одного поколения и социального страта к другому, позволяющий транслировать сущностное содержание социальной памяти в постоянно меняющейся форме» [10]. Ритуал обладает окказиональностью, так как представляет собой важное событие или период в жизни общества. Первичная коммуникативная функция ритуала определяет эмоциональный смысл особенностей ритуального поведения, а эмоциональная энергия это необходимая составляющая часть ритуала. Самодостаточность ритуального действия объясняется тем, что ритуал является привычным поведением. Адресаты и адресанты посланий, задействованные в ритуале, одни и те же люди. Ритуальными взаимодействиями обуславливается целостность макросоциальной структуры, что способствует становлению поведенческих стереотипов, отражающих социальное поведение человека.

Посредством коммуникативной функции, ритуал способен передавать память общества, сохраняя ценностно-смысловое содержание, но при этом меняя свою форму, в соответствии с меняющимися общественными реалиями.

Еще П. Нора писал об изменчивости исторической памяти и о риске ее фальсификации и современное общество столкнулось с данной проблемой. Действительно, постоянно инициируются исследования памяти, в рамках которой общество актуализирует и преобразовывает, а зачастую, реконструирует свое восприятие прошлого как определяющего идентичность социума на уровне общества, социальной группы, личности. Современный исследователь памяти П. Хаттон, отмечает, что угасание коллективной памяти в результате дробления традиций в современной культуре открыло дорогу к пониманию альтернативных представлений о прошлом и теперь возникает задача — в поиcках прошлого помочь индивидам и социальным группам (особенно маргинальным) обрести собственную идентичность [9].

Ю. М. Лотман пишет о том, что ритуал способен передавать, а также сохранять и обогащать содержание социальной памяти. «Основную роль в ритуале играет организация памяти, и сам он представляет собой механизм приобщения индивида к групповой памяти» [3].

Таким образом, причастность к определенной социальной группе, реализуемая в совместном ритуальном действии, дает личности уверенность в будущем и смысл ее актуального существования в рамках социальной памяти.

К. Юнг, исследуя область подсознательного, рассматривал ритуал как глубинную психологическую функцию внутреннего мира человека. Ритуал завладевает интересом и вниманием личности, при этом делая возможным приобретение индивидуального опыта внутри группы, что сохраняет возможность для личности оставаться самотождественной. По К. Юнгу, ритуал дает уверенность человеку в приемлемости своего поведения, помогает переместиться из обыденного в сакральное. К. Юнгом было доказано, что ритуал способствует идентификации индивида с определенной социальной группой [11]. Следовательно, участие индивида в ритуальном действии через сопричастность к происходящему позволяет идентифицировать себя с общественной группой и приобщиться к социальной памяти этой группы.

Ритуалы воспоминания дают человеку возможность для виртуального возвращения в события прошлого. Ритуал способен передавать содержание социальной памяти, поскольку при помощи невербальной коммуникации ритуала происходит реанимирование воспоминаний и как следствие, восстановление идентичности.

М. К. Мамардашвили рассматривает ритуал как феномен для «конструирования» человека. Посредством ритуала происходит привнесение чувств человека в бытие памяти и восстанавливается связь между предками и потомками [7]. Человек выходит за свои природные качества, обретая трансцендирующую позицию и овладевая чем-то в себе, устанавливая тем самым какой-то порядок. По М. К. Мамардашвили люди занимаются ритуалами, потому что те всхлестывают чувствительность и приводят ее в бытие культурной памяти и благодаря этому живут чувства человека то, что называется в человеке человеческим. Сами по себе чувства не существуют, они длятся за счет мифа и ритуала [7].

По мнению М. К. Мамардашвили, человек существо, которое не рождается природой, а саморождается через культурно изобретенные устройства и ритуал является одним из этих устройств. М. К. Мамардашвили рассматривает ритуал не как представление о мире и не теорию мира, а способ конструирования человека из природного материала. Он полагает, что человек рождается из хаоса через какую-то соотнесенность с вневременным или сверхприродным. Это означает существование связи человеческого феномена со сверхприродным или сверхестественным и эта связь важна для самого человека [7].

М. К. Мамардашвили полагает, что забыть по природе было бы естественнее, но культура хранит память и, следовательно, в данном случае память человека является нравственной и этической памятью связывающей человека с его предками.

Таким образом, акция «Бессмертный полк» является ритуалом воспоминания. Необходимо отметить, что ритуал высшего уровня, это праздник. По утверждению исследователя памяти Я. Ассмана, воскрешение в памяти происходит в форме праздника. «Праздник служит — кроме многих других функций — также воскрешению в памяти обосновывающего прошлого. Обосновывается через обращение к прошлому не что иное, как идентичность вспоминающей группы» [1, С. 19].

День Победы представляет собой ритуал воспоминания, выраженный в форме праздника. В этот день, все мы, через ритуал приобщаемся к актуализированной памяти нашего общества. И в рамках этого праздника был создан новый ритуал «Бессмертный полк», в котором наглядно проявляется преимущество ритуала в передаче социальной памяти. Здесь проявилась лабильность формы данного социального феномена: парад победы трансформировался в шествие солдат, которых уже нет, но наше участие в ритуальном действии становится как никогда личным, затрагивает наши чувства. Это происходит благодаря тому, что изменив форму, ритуал сохранил внутреннее содержание социальной памяти, сохранил ее ценностно-смысловой мир. При создании акции, ее авторы не думали о психологии и философии или о социальных феноменах таких как ритуал или социальная память. Они не задумывались о том, что ритуал репрезентирует события, манифистируя социальное и культурное видение и выражает солидарность общества. И конечно же, они не брали во внимание то, что форма ритуала лабильна, но его содержание остается прежним, а происходящие изменения в ритуале, продиктованные потребностями общества, не искажают его значения. Акцентируя внимание на подобных вещах, авторы проекта вряд ли смогли бы воплотить свою идею. Они просто сделали нужное и великое дело для каждого, кто живет не только в нашей стране, но и за ее пределами. Одаренные люди нашли средства, чтобы воплотить в жизнь гениальную идею, идею Памяти, которая не позволит фальсифицировать наше прошлое.

Для передачи социальной памяти от поколения к поколению были найдены средства: простые и затрагивающие душу каждого участника этого процесса.

 

Литература:

 

1.         Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. — пер. с нем. М. М. Сокольской. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.

2.         Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени: хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов / П. Жане. — М., 1979. — С. 85- 92. 2.

3.         Лотман, Ю. М. Память в культурологическом освещении: избр. ст.: в 3 т. / Лотман. — Таллин, 1992.- Т.1. — С. 200–202.

4.         Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.

5.         Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в ситуации социальных изменений. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. — 212 с.

6.         Лукьянов О. В. Психологические практики и перформансная коммуникация // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. — 2007. — № 1. — С. 169–186

7.         Мамардашвили, М. К. Появление философии на фоне мифа. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили — СПб., 2000. — С. 37–53.

8.         Нора, П. Всемирное торжество памяти [Электронный русурс] / П. Нора // Р/ж. Неприкосновенный запас. — № 40–41 (2–3/2005). — URL: http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=35011401 (дата обращения: 01.08.2010).

9.         Хаттон, П. История как искусство памяти / П. Хаттон. — СПб.: «Владимир Даль», 2003. — 423 с.

10.     Уткина А. Н. Роль ритуала в трансляции содержания социальной памяти: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Красноярск, 2012. — 27 с.

11.     Юнг, К. Душа и миф: шесть архетипов: пер. с англ. / К. Юнг. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 348 с

12.     Интернетресурс:http://ria.ru/tomsk/20130509/499424020.html#ixzz3YQV6eGW6

13.     Интернетресурс:http://ria.ru/tomsk/20130509/499424020.html#ixzz3YQUpxOrN

Основные термины (генерируются автоматически): социальная память, ритуал, память, ритуал воспоминания, социальная группа, ритуальное действие, социальный акт, форма праздника, акция, возможность.


Ключевые слова

ритуал, социальная память.

Похожие статьи

День Победы: от парада до современных форм

Условно определим социальные группы по возрастной доминанте и попробуем определить ряд праздничных форм проведения досуга

Мобилизационный потенциал социальных сетей в современных информационных войнах. История возникновения праздника «День рождения».

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал, мода на смерть, кодекс в

Но это не означает, что все мы стали бездушные и творим жестокие игры со смертью. Мы чтим и уважаем память об умерших родных и близких [3].

Театрализация как художественно оформленная деятельность масс

Массовый праздник всегда выступает как социально-педагогическая акция, выражающая эмоциональный

Действия людей в обрядах, ритуалах, церемониях и шествиях являются условно-выразительной формой их поведения, способствующей стимулированию их активности.

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами

Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного.

Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте...

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской...

Воинский играют ритуал — это воинская исторически сложившаяся воинским форма

Можно боевой перечислить такие смену воинские ритуалы, высокая как празднование смену государственных праздников, сферу дней части, играют

Социальные комментарии Cackle.

Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии

Основой ритуалов с масками являются: акция или действие, маскировка человека в некоего объективизированого персонажа

В последние годы, в условиях социально-исторических изменений, сербская дромена испытала существенную трансформацию своей природы.

Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой...

Космогонический ритуал есть совокупность обрядов, целью которых является обновление

Совершение ритуальных действий по обновлению (омоложению) мира избавляло человека от необходимости тревожного ожидания его конца.

Социальные комментарии Cackle.

День Победы: от парада до современных форм

Условно определим социальные группы по возрастной доминанте и попробуем определить ряд праздничных форм проведения досуга

Мобилизационный потенциал социальных сетей в современных информационных войнах. История возникновения праздника «День рождения».

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал, мода на смерть, кодекс в

Но это не означает, что все мы стали бездушные и творим жестокие игры со смертью. Мы чтим и уважаем память об умерших родных и близких [3].

Театрализация как художественно оформленная деятельность масс

Массовый праздник всегда выступает как социально-педагогическая акция, выражающая эмоциональный

Действия людей в обрядах, ритуалах, церемониях и шествиях являются условно-выразительной формой их поведения, способствующей стимулированию их активности.

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами

Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного.

Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте...

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской...

Воинский играют ритуал — это воинская исторически сложившаяся воинским форма

Можно боевой перечислить такие смену воинские ритуалы, высокая как празднование смену государственных праздников, сферу дней части, играют

Социальные комментарии Cackle.

Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии

Основой ритуалов с масками являются: акция или действие, маскировка человека в некоего объективизированого персонажа

В последние годы, в условиях социально-исторических изменений, сербская дромена испытала существенную трансформацию своей природы.

Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой...

Космогонический ритуал есть совокупность обрядов, целью которых является обновление

Совершение ритуальных действий по обновлению (омоложению) мира избавляло человека от необходимости тревожного ожидания его конца.

Социальные комментарии Cackle.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

День Победы: от парада до современных форм

Условно определим социальные группы по возрастной доминанте и попробуем определить ряд праздничных форм проведения досуга

Мобилизационный потенциал социальных сетей в современных информационных войнах. История возникновения праздника «День рождения».

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал, мода на смерть, кодекс в

Но это не означает, что все мы стали бездушные и творим жестокие игры со смертью. Мы чтим и уважаем память об умерших родных и близких [3].

Театрализация как художественно оформленная деятельность масс

Массовый праздник всегда выступает как социально-педагогическая акция, выражающая эмоциональный

Действия людей в обрядах, ритуалах, церемониях и шествиях являются условно-выразительной формой их поведения, способствующей стимулированию их активности.

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами

Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного.

Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте...

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской...

Воинский играют ритуал — это воинская исторически сложившаяся воинским форма

Можно боевой перечислить такие смену воинские ритуалы, высокая как празднование смену государственных праздников, сферу дней части, играют

Социальные комментарии Cackle.

Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии

Основой ритуалов с масками являются: акция или действие, маскировка человека в некоего объективизированого персонажа

В последние годы, в условиях социально-исторических изменений, сербская дромена испытала существенную трансформацию своей природы.

Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой...

Космогонический ритуал есть совокупность обрядов, целью которых является обновление

Совершение ритуальных действий по обновлению (омоложению) мира избавляло человека от необходимости тревожного ожидания его конца.

Социальные комментарии Cackle.

День Победы: от парада до современных форм

Условно определим социальные группы по возрастной доминанте и попробуем определить ряд праздничных форм проведения досуга

Мобилизационный потенциал социальных сетей в современных информационных войнах. История возникновения праздника «День рождения».

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал, мода на смерть, кодекс в

Но это не означает, что все мы стали бездушные и творим жестокие игры со смертью. Мы чтим и уважаем память об умерших родных и близких [3].

Театрализация как художественно оформленная деятельность масс

Массовый праздник всегда выступает как социально-педагогическая акция, выражающая эмоциональный

Действия людей в обрядах, ритуалах, церемониях и шествиях являются условно-выразительной формой их поведения, способствующей стимулированию их активности.

Драматургия массового праздника | Статья в журнале...

Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами

Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного.

Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте...

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской...

Воинский играют ритуал — это воинская исторически сложившаяся воинским форма

Можно боевой перечислить такие смену воинские ритуалы, высокая как празднование смену государственных праздников, сферу дней части, играют

Социальные комментарии Cackle.

Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии

Основой ритуалов с масками являются: акция или действие, маскировка человека в некоего объективизированого персонажа

В последние годы, в условиях социально-исторических изменений, сербская дромена испытала существенную трансформацию своей природы.

Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой...

Космогонический ритуал есть совокупность обрядов, целью которых является обновление

Совершение ритуальных действий по обновлению (омоложению) мира избавляло человека от необходимости тревожного ожидания его конца.

Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос