Библиографическое описание:

Тутынина Е. Г. Медиация как альтернативный способ разрешения споров // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 130-132.

В современном мире все чаще и чаще возникают различные спорные ситуации, разрешению которых призван судебной и иной досудебный порядок урегулирования конкретной категории гражданско-правового спора. в настоящее время приоритетным аспектов в разрешении возникших конфликтов является судебное разбирательство, однако вести речь только о судебном разрешении конфликтов было бы неправильно и глупо. В последнее время усматривается такая тенденция, при которой стороны и иные участники возникшего спорного правоотношения все больше заинтересованы в самостоятельном урегулировании сложившейся конфликтной ситуации на абсолютно взаимовыгодных условиях для каждого и что не мало важно отметить, что контрольные функции над процессом урегулирования спора и конечным результатом также являются существенным приоритетом участников возникшего конфликта. Конечно, судебное разбирательство споров не предусматривает таких элементов, поэтому возникает надобность в закреплении на законодательном уровне иных, кроме судебных, способов урегулирования конфликтов, в частности необходимо вести речь о процедуре медиации, как достаточно нового явления и процесса.

Целесообразно отметить тот факт, что главный нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру медиации был принят четыре с небольшим года назад и к сожалению практика применения его на сегодняшний день не столь обширна, как этого бы хотелось. Важно сказать и то, что цели и задачи, которые предусматриваются данным законом были направлены на формирование отдельного правового института гражданского общества, который был призван снизить существенным образом нагрузку на судей, однако этого в полном масштабе не произошло. Проанализировав и изучив материалы судебной практики системы судов общей юрисдикции можно прийти к выводу о том, что стороны очень редко самостоятельно, без чьих-либо рекомендаций, советов и консультаций принимают решения о разрешении споров с участием посредников (процедуре медиации). Статистические данные также свидетельствуют о том, что количество споров, рассмотренных медиаторами достаточно низко [1].

Процесс развития медиации в нашей стране как полноценный правовой институт, способствующий урегулированию конфликтов в досудебном порядке, находится в начале своего развития и становления, поэтому целесообразно проанализировать исторический и международный аспект данного правового института. Исторический экскурс говорит о том, что основные начала примирительных процедур заложены в нормах римского права, для которого характерно наличие деликтных правоотношений. Исходя из анализа нормативно-закрепленных положений можно прийти к выводу о том, что в классическом римском праве усматривается неисполнение договорных обязательств как нарушение доверия, в то время как в доклассический период наоборот трактуется как деликт. Отечественный исторический период примирительных процедур характеризуется третейским разбирательством споров, вводится такое определение, как «мировая сделка», то есть договорный способ урегулирования спора, возникший в настоящий момент или с перспективной будущего.

Анализируя зарубежный опыт правового регулирования разрешения споров с участием посредником можно прийти к выводу о том, что во многих зарубежных государствах на законодательном уровне закреплена медиация, в частности законы действуют в таких странах, как США, Франция, Италия, Китай, Австрия, Испания, Швеция, Молдова, Казахстан и ряде других стран.

Попытаемся определить отличительные черты медиативного процесса от их альтернативных способов урегулирования конфликта. Одним из таких отличий является быстрота и оптимальное соотношение времени при разрешении спора, это связано с принципом мобильности медиаторов. Другой чертой выступает упрощение процедуры разбирательства споров, при этом важным моментом является то, что правила упрощения определяют сами стороны. Третьим моментом можно считать возможность сторон спорного правоотношения в любой период времени прекратить процедуру медиации. Не менее важным выступает и такой аспект, как конфиденциальность деятельности медиаторов. Важной чертой является и достаточно низкая стоимость расходов на процедуру медиации. Что же касается самого порядка и дальнейшего механизма исполнения решений, то здесь можно выделить такие черты, как сравнительно небольшой процент неисполнения условий договора, заключенного сторонами; большая вероятность сохранения партнерских отношений после разрешения конфликта с помощью медиации; активное участие сторон в разбирательстве и как результат невозможность принятия и вынесения решения, которое было бы неблагоприятным для сторон спорного конфликта [2].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что медиативный процесс экономических выгодный для сторон как в денежном аспекте, так и во временном периоде. Процесс медиации всегда проходит вне поля зрения иных лиц, что является также несомненным преимуществом медиации. Данная процедура применима ко всем спорам, возникающим в сфере частноправового регулирования, вследствие этого предлагаем закрепить право на обращение к медиатору в таких нормативных правовых актах, как, например, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и др. Считаем, что такая реализация примирительных процедур, будет способствовать более широкому использованию медиации, приведет к укреплению ее роли как социального института разрешения конфликтов и примирения сторон. В результате анализа норм действующего законодательства в области медиации целесообразно отметить, что институт медиации является самостоятельным комплексным межотраслевым правовым институтом, в состав которого входят частноправовые и публично-правовые нормы, требующие не только теоретического осмысления, но и устранения пробелов в законодательном закреплении.

 

Литература:

1.    Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства. — 2010. — № 31. — ст. 4162.

2.    Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), утверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 6.06.2012 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2012. — № 8.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): процедуре медиации, процедуре урегулирования споров, процедуру медиации, альтернативной процедуре урегулирования, «Об альтернативной процедуре, разрешения споров, урегулирования спора, примирительных процедур, Верховного Суда Российской, Российской Федерации, кодекс Российской Федерации, способов урегулирования, сторон спорного, способ разрешения споров, способов урегулирования конфликтов, спорного правоотношения, процессом урегулирования спора, законодательном уровне, способ урегулирования спора, судебном разрешении конфликтов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос