Авторы: Гришаева Юлия Михайловна, Ксенофонтов Евгений Андреевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Гришаева Ю. М., Ксенофонтов Е. А. К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 36-38.

В современном образовательном пространстве обращает на себя внимание обилие источников различной информации. Нельзя не отметить, что огромную роль в приобретении новых знаний сегодня играет сеть Интернет. В ней можно найти информацию абсолютно любого характера и сложности. В данной статье мы предлагаем рассмотреть исследуемую нами проблему более подробно.

Выделяя проблему неоднородности и многокомпонентности информационного образовательного пространства мы, прежде всего, обращаем внимание на сопутствующие ему понятия, раскрывающие сущность исследуемого нами явления.

Прежде всего, мы выделяем понятие «информационная культура», под ним мы понимаем: «знания и навыки эффективного пользования информацией. Наличие информационной культуры предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования» [1].

Также, мы считаем необходимым обратиться к содержанию понятия «экологическая культура» как мере и способу реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности [2, с. 48].

В свою очередь, мы отмечаем взаимосвязь между информационной культурой и экологической культурой, которая по нашему мнению находится в поле экологии человека [3], поскольку информация в наши дни представляет собой существенный экологический фактор, оказывающий влияние на человека в глобальной экосфере и задающий параметры устойчивого развития всех входящий в нее систем. В связи с этим, мы считаем возможным отметить синонимичность понятий информационная безопасность и экологическая безопасность, поскольку последствия связанных с ними катаклизмов, как отмечают эксперты, становятся все более сопоставимыми по ущербу [4].

Приведем в качестве подтверждения некоторые результаты эмпирического исследования, полученные в ходе анкетирования студентов четвертого курса факультета филологии (на базе МГПУ, бакалавриат, профиль – русский язык и литература) и второго курса факультета педагогики и психологии образования (на базе МосГУ, бакалавриат, профиль – дошкольное образование). Общая численность респондентов составила 106 человек.

Нами было установлено, каким источникам студенты отдают предпочтение для получения информации, а именно: 46% от общего числа опрошенных предпочитают пользоваться «специализированными информационными порталами», «телевидение» как источник информации используют – 41,5%. Отдельно хочется отметить, что «чтение печатных изданий газет и журналов», а также «получение информации с помощью социальных сетей» оказались приблизительно равны по числу выборов – приблизительно 30% каждый.

На вопрос: «Считаете ли Вы важной для себя проблему информационного загрязнения?» утвердительно ответило 84% опрошенных, 8,5% не считают проблему информационного загрязнения важной и 7,5% респондентов затруднились дать ответ. На рисунке 1 представлены данные по распределению интенсивности влияния информационного загрязнения в зависимости от источника, с точки зрения участников исследования:

Рис.1 – Распределение влияния по видам информационного загрязнения (индивидуальное отношение) (в %).

 

Мы считаем важным обратить внимание на тот факт, что 62,5% респондентов выражают потребность в ограничении времени пребывания в сети Интернет. Из них 35% считают, что им следует ограничивать себя в пользовании сетью Интернет из-за недостатка личного времени; 19% обосновывают это неэффективностью соотношения затрат собственного времени и результатов; 8,5% указали в причинах психо-физиологический дискомфорт, испытываемый ими при длительном пользовании сетью Интернет. Лишь 37,5% участников исследования чувствуют себя комфортно и уверенно «на просторах» глобальной сети.

Рис.2 – Как часто вы сталкиваетесь с недостоверной информацией в сети Интернет?

 

Из рисунка 2 мы видим преобладание ответов «часто» – 31,1% и «иногда» –52,8%, что позволяет говорить о том, что студенты испытывают негативное влияние недостоверной информации поступающей из сети Интернет.

Обращает на себя внимание тот факт, что на вопрос о том какие трудности испытывают студенты при поиске информации в сети интернет мы получили следующие ответы:

-     56,6% не испытывают проблем;

-     28,3% временами испытывают затруднения;

-     10,4% указывают, что им трудно искать необходимую информацию из-за обилия разных источников;

-     4,7% считают, что плохо ориентируются при поиске в сети Интернет.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем утверждать, что в настоящий момент существует совершенно объективная потребность в поиске средств и методов минимизации воздействия информационного загрязнения, а также изучения механизмов проектирования обучающимся индивидуального информационно-образовательного пространства [5,6]. Таким решением, по нашему мнению, может стать разработка и внедрение понятия «эко-информационной компетентности». Чтобы определить содержание данного понятия, обратимся к понятию собственно «информационной компетентности».

Информационная компетентность – это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [7, с. 35].

В свою очередь мы определяем понятие «эко-информационная компетентность» как способность и умение избирательно подходить к поиску и получению информации, критическое осмысление и соотнесение ее с личными установками и знаниями, а также с культурными нормами общества для формирования собственного отношения, отражаемого в мышлении и деятельности.

 

Литература:

1.    Вишнякова, С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://didacts.ru – 28.03.2015

2.    Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: Экос: Россия + Европа / Под ред. С. Н. Глазачева, В. И. Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича. – Рязань. – 1998. – С. 36-44.

3.    Гришаева, Ю. М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования / Ю. М. Гришаева // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2014. – Т.1. - №1 (7). – С. 36-38.

4.    Гришаева, Ю. М. Экологическое образование как стратегия гуманизации / Ю. М. Гришаева // Вестник Государственного университета управления. –  2010. – № 23. –   С. 24-26.

5.    Гришаева, Ю. М. Модернизация технологий формирования экологической культуры студентов гуманитарного вуза: монография /С. Н. Глазачев, Ю. М. Гришаева, В. И. Косоножкин. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – 204 с. – ISBN: 978-5-8288-1461-9

6.    Гришаева, Ю. М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза / Ю. М. Гришаева //Акмеология. – 2012. – № 4. – С. 55-60.

7.    Ионова, О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – №4(28). – С. 34-36.

Основные термины (генерируются автоматически): информационного загрязнения, формирования информационной компетентности, сети Интернет, студентов гуманитарного вуза, пользовании сетью Интернет, Экологическая культура, компетентности выпускников, компетентности выпускников вуза, проблему информационного, Гришаева Ю, формирования читательской компетентности, Похожая статья, проблему информационного загрязнения, формирования экопрофессиональной компетентности, информационной компетентности выпускников, проблему информационного загрязнения?», основы формирования информационной, влияния информационного загрязнения, видам информационного загрязнения, понятия «экологическая культура».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос