Автор: Барабошина Наталья Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Барабошина Н. В. Хронотоп Родины // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 25-27.

Специфика культурологических исследований отдельных территорий преимущественно опирается на методы исторического краеведения, в основе которых описание специфических особенностей жизни данной территории, культурных традиций отдельных народов или групп населения, закрепившихся в их повседневном быте, на историю отдельных городов и местечек, биографии отдельных деятелей региональной истории [1, с. 424].

При всей значимости такого рода исследований актуальным видится рассмотрения самого феномена Родины, который тесно связан с особым восприятием времени и пространства, их личностными смыслами.

Отечество, отчизна, колыбель, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, родные палестины, отчий край, родные осины, родная земля, прародина, Родина – мать, край отцов и еще многие другие лингвокультурологические доминанты зачастую определяют концепт «провинция», «Малая Родина» [2, с. 13-17]. Так, образ России как Родины раскрывается через образ конкретного места, зачастую провинциального городишки (заштатного, уездного, бедного) [3, с. 35].

Родина – это не просто изначальная единица целой страны и место, где родился человек, это некая ментальная конструкция, ощущение конкретного географического пространства и времени, закрепленное в сознании ее жителя. На этих пространственно-временных основах покоится социокультурное единство региона, этноса, нации в целом.

На наш взгляд, наиболее полно феномен Родины возможно раскрыть, исходя из предложенной М.М. Бахтиным идеальной конструкции «хронотоп», как особого рода конструкта «пространства-времени», кристаллизующего в себе определенные мировоззренческие и ценностно-смысловые координаты [4, с. 243-247].

М.М. Бахтин, определяя понятие «Большое время» очень точно определяет особенности личного пространства-времени, когда разные по своей исторической значимости сюжеты, биографии, события «воскрешают» в памяти их прежний жизненный смысл и значение, тем самым соединяя историю и современность [5, с. 70].

Так возникновение феномена Родины кроется в хронотопических основаниях бытия человека. Такие первичные его установки как поглощенность, включенность в опыт мира – раскрывают себя в феномене Родины, проявляющихся в отдельных артефактах – любимой скамейке под окном, дорожке, знакомой с детства, закоулках родного двора. Феномен Родины, отсылает нас к необходимости переосмысления линейности времени, его историчности.

Историческая жизнь места исторически сопровождается непрерывным процессом символизации, отражением уникального хронотопа в фольклоре, архитектуре, исторических повествованиях, топонимике и т.д. Если уникальность хронотопа не определена, пространство и время места предстаёт как типовое, утилитарное, оно теряет в глазах обывателя всякий смысл. Историческое время – чужое, непонятое, зачастую безликое, запоминается как застывшая линейка смысловых образцов, погруженных в пространство.

Время Родины – это близкое, личное, живое время, начальная точка отсчета опыта мира, время памяти, а не истории. Память не знает линейности воспоминаний, восстановленной последовательности хода событий. Память вытесняет на периферию пространства те факты и события, которые были не распознаны как смыслозначимые, но произвольно воссоздает запечатленное по секундам прожитое и прочувствованное время-пространство. Запах скошенной травы, рядом с домом, ощущение стертых ступеней в родном парадном, привычный жест матери, поправляющей школьный рюкзак и многое другое, что мгновенно позволяет сжать время и пространство до состояния «здесь и сейчас».

Именно в этот момент рождается ощущения «притяжение места», «схватывание пространства». Причем это открытие происходит не только в кантовском понимании опыта как «продукта чувств и рассудка», но и гуссерлевском понимании переживания через рефлексию, через «внутреннее бытие» [6, с.106], «код постижения бытия»[7, с. 136]. Г.-Г. Гадамер характеризует переживание места в совокупности с переживанием времени следующим образом: «пережитое – это всегда пережитое самостоятельно» [8, с. 105].

В. Беньямин описывает свое постижение Родины следующим образом: «Следует говорить о событиях, которые настигают нас эхом, пробужденным зовом, звуком, когда-то пронесшимся в темноте прошедшей жизни. Соответственно, если мы не ошибаемся, шок, с которым мгновения входят в наше сознание как уже прожитые, чаше всего ударяет нас в форме звука. Это слово, стук или шорох, наделенные волшебной силой моментально переносить нас в холодный склеп «той поры», из-под сводов которого настоящее будто бы доносится лишь эхом» [9, с. 208].

Дело памяти – прервать ход событий, вырвать из замкнутости причинно-следственных связей, раскрыть то, что настигло нас как сейчас, как факт Родины, взрыв памяти, опыт детства. Родина – это личный опыт, свобода, испытание предела времени и пространства, «аура чистого испытания» смысла [9, с. 208].

Возвращение в это состояние возможно в специфике гуссерлевского феномена «внутреннее время» – через материальность, память, артефакты опыта. Беньямин называет это «оборот на время», в котором мы уже опоздали, упустили возможности, пережили. «Бесчисленные фасады города, разумеется, стоят в точности как стояли в моем детстве, но я не встречаю своего детства в их облике» – пишет Беньямин [9, с.184]. Это пространство-время «кроется лишь в сгибах; воспоминание переходит от малого к мельчайшему, от мельчайшего к микроскопическому, а то, что оно встречает на своем пути в этом микрокосмосе, обретает все большую силу» [9, с. 167].

Память Родины едва ли можно объяснить исторически, исходя из сложившейся хронологии. Хронотоп Родины – это ощутимое единство времени и пространства, выпадение из публичного хронотопа и пребывание хронотопе личном, оживленном памятью и опытом. Из этих ощущений складывается самопредставление и рефлексия. Родина – это хронотоп собственного опыта, внесоциального, внесознательного, внеконвенционального, где через «хронос» максимально точно попадаешь в «топос», безусловно и доподлинно ощущая смыслы бытия в его универсальном, чистом содержании без исторических и социокультурных установок на его понимание.

Родина как конденсат времени и пространства первосмыслов зиждется на структурах человеческой памяти. В этом смысле Родина в большей степени не овладение пространством и временем, но экзистенциальное единство места-времени, требующего вовлеченность в коммуникацию с реальностью и тем самым задающею границу мира. Родина необходима чтобы мир приобрел смысловую размеренность того, что проросло сквозь личностный опыт, получило статус смысла, личностных позиций. Человек без Родины не может состояться в мире как личность, поскольку, не обретя ценностных установок и принципов, не способен развить опыт самопонимания, приобрести гармоничную идентичность.

Постиндустриальное общество с его стандартизированными практиками, типовыми местами, глобализированными форматами зачастую затрудняет работу памяти в обретении гармоничного хронотопа Родины. Что в свою очередь ведет к манкуртизации, смысловому обеднению России, появлению, так часто упоминаемого, «потерянного поколения».

Итак, малая Родина во всем многообразии своих форм является истоком, почвой, средой для рождения и становления личности. Город, деревня или усадьба формируют ее нравственные установки и ценностные ориентиры, а также фокусируют в своей системе координат место и время жизненного и профессионального выбора индивидуальности [10, с. 40]. Опыт Родины не забывается и не изживается, никогда не становится прошлым. Родина остается в настоящем его субъекта, длится и находится постоянно в его внутреннем бытии.

 

Литература:

1.    Мастеница, Е.Н. Локальное сообщество в поисках территориальной идентичности: культурологический подход //Теория, методы и инновации в исторической географии. Материалы IIIмеждународной науч. конф. Спб: ЛГУ им. А.С. Пешкина, 2007. – С.424-429.

2.    Рогожникова, Т.П., Есмурзаева, Ж.Б. Актуализация периферийных признаков концепта» Родина» (на материалах текстов педагогического дискурса начала XXI века)//Вестник ЮрГУ. Серия «Лингвистика», 2010.- № 1. – С. 13-17.

3.    Сайко, Е.А. Социокультурный портрет российской провинции Серебряного века /Е.А. Сайко // Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века. М., Изд-во РАГС, 2004. – С. 35-46.

4.    Барабошина, Н.В. К методологическому обоснованию понятия «хронотоп» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. - № 7 (143). - С. 243-247.

5.    Иконникова, С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С.69-74

6.    Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии /Э. Гуссерль. Т. 1. - М.: ДИК, 1999. – 311с.

7.    Хайдеггер, М. Положение об основании / Хайдеггер М. – СПб.: Алтейя, 1999. – 280 с.

8.    Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер, М.: Прогресс, 1988.- 704 с.

9.    Беньямин, В. Берлинская хроника / В. Беньямин // Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама: пер. с англ. / Е. Павлов; авториз. пер. А.В. Скидан. – М.: Новое литературное обозрение, 2005 . – 224 с.

10.               Бурлина Е.Я., Кузовенкова Ю.А. Памятники в городе: время вечности и повседневности /Е.Я. Бурлина, Ю.А. Кузовенкова // Время культуры и студент в зеркале времени: «Переоткрытия». – Самара, 2011. – С. 103-107.

Основные термины (генерируются автоматически): феномена Родины, Хронотоп Родины, возникновение феномена Родины, чувства Родины средствами, постижение Родины следующим, гармоничного хронотопа Родины, феномене Родины, феномен Родины, Феномен Родины, Время Родины, Опыт Родины, факт Родины, малой Родины, Похожая статья, следующим образом, малая Родина, Родина необходима, смысле Родина, конкретного географического пространства, Серебряного века.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос