Основной продукцией РУСАЛа являются первичный алюминий и сплавы на его основе, глинозем, а также фольга и упаковка. Компания обладает собственной ресурсной базой и осуществляет полный цикл производства алюминия - от добычи бокситов до выпуска сплавов, что обеспечивает высокую операционную гибкость и максимальный контроль за качеством продукции[2].
Алюминий – один из самых экологичных металлов с точки зрения производства, так и применения. Он легко утилизируется, а его производств - одно из самых безопасных в металлургии. Электролиз алюминия наносит окружающей среде гораздо меньший урон, чем производство большинства металлов. К примеру, объем выбросов вредных веществ при производстве никеля превышает аналогичные показатели алюминиевой отрасли в 31 раз.
Применение первичного алюминия можно встретить в транспортной, строительной, электротехнической и упаковочной отраслях промышленности[1] .
Предприятия РУСАЛа производят первичный производят первичный алюминий в формах выпусках: мелкая чушка и Т-образная чушка, в соответствии с международными стандартами качества, российскими ГОСТами и различными техническими спецификациями, разработанными по запросам потребителей. Например, " ГОСТ 11069-2001 Алюминий первичный. Марки", "ГОСТ 11070-74 Чушки первичного алюминия"[2].
Глинозем – это технический оксид алюминия Al2O3 – белый кристаллический порошок, состоящий из модификаций α-Al2O3 и γ-Al2O3. Нерастворим в воде; содержит небольшое количество примесей в сумме не более 0,95-1,88 % [5].
Предприятия РУСАЛа занимаются добычей бокситов и производством высококачественный глинозем, используя технологию Байера, которая заключается в выщелачивании предварительно измельченного боксита щелочно-алюминатным раствором и дальнейшем выделении из раствора гидроксида алюминия. Глинозем используется для производства ряда абразивных, огнеупорных, износостойких материалов, применяется в качестве адсорбентов, электроизолирующих материалов, катализаторов, инертных наполнителей в исследовательских работах и химической промышленности [6].
Для создания алюминиевых сплавов используются такие металлы, как медь, магний, марганец, кремний и цинк. Большинство производимых сплавов легко деформируемы. Это физическое свойство позволяет их использование для последующей ковки и штамповки [7].
РУСАЛ обладает современными литейными комплексом и выпускает огромное разнообразие ассортимента высококачественных алюминиевых сплавов, свойства которых полностью отвечают потребностям клиентов компании. Алюминиевые сплавы, которые производит РУСАЛ в виде плоских и цилиндрических слитков, используются в строительной, упаковочной, электротехнической и транспортной отраслях промышленности.
Также предприятия РУСАЛа занимаются выпуском алюминиевой фольги от 5 до 240 микрон, гибкой упаковки на ее основе, алюминиевой ленты для бытовых и технических целей. Эта продукция поставляется ведущим производителям пищевой, фармацевтической, табачной и парфюмерно-косметической отраслей [2].
Жесткая конкуренция и высокая концентрация являются отличительными чертами алюминиевой отрасли. Более 40% мирового производства алюминия приходится на шесть крупнейших в мире производителей, что свидетельствует о высокой конкуренции в этой отрасли. Это во многом обусловлено высокими входными барьерами для появления в ней новых игроков, связанными со спецификой процесса производства алюминия. Ведь алюминий является самым распространенным металлом на Земле, его доля составляет 8,8%.
Крупнейших производителей алюминия в мире можно увидеть на рисунке 1, на котором представлены данные из отчетов компаний за 2013 год по добыче алюминия. Согласно отчетам, РУСАЛ занимает ведущую позицию по производству первичного алюминия[2].
Рис. 1. Производство первичного алюминия компаниями за 2013 год (в млн тонн)
Рассмотрим подробнее основных конкурентов РУСАЛа по производству алюминия. Aluminum Corporation of China Limited — единственная и крупнейшая алюминиевая компания Китайской Народной Республики. Является вторым крупнейшим производителем глинозёма и третьим крупнейшим производителем первичного алюминия. Chalco создала хорошо скоординированную, упорядоченную и эффективную систему управления маркетингом путем создания отдела по продажам на корпоративном уровне, отделы продаж в дочерних и сбытовых компаний, а также в крупных местах потребляющих алюминий, образуя общенациональную сеть продаж. В настоящее время, Chalco имеет 18 отделов продаж в дочерних компаний и филиалов, а также три сбытовых компаний, которые отвечают за маркетинг, сбыт продукции и взаимоотношения с клиентами в Китае [3]. Китай является одним из самых больших потребителей алюминия, и наличие такого серьезного конкурента на его рынке существенно сказывается на реализации алюминия, произведенным ОК РУСАЛом. Rio Tinto Group — австралийско-британский концерн, третья по величине в мире транснациональная горнометаллургическая компания.
Опираясь на более чем столетний опыт и знания, Rio Tinto является одним из мировых лидеров в алюминиевой промышленности. Их полностью интегрированные услуги включают в себя добычу бокситов, производство глинозема. А технологически продвинутые заводы производят алюминий высокого качества. Их крупнейшими рынками являются транспорт, техника и строительство[4].
Основная цель производственной стратегии РУСАЛа – увеличение выпуска и ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью, качество, свойства и характеристики которой должны отвечать потребностям и ожиданиям потребителей. Поэтому РУСАЛ уделяет приоритетное внимание вопросам качества продукции с момента создания компании.
В рамках политики в области качества действует клиентоориентированный подход в работе с потребителями. Это реализуется через тщательный анализ требований потребителей и разработку индивидуальных, под заказчика, спецификаций на продукцию. Предприятия РУСАЛа всегда открыты для потребителей и готовы продемонстрировать им стабильность своих технологических процессов. Вопросы по повышению качества продукции и совершенствованию технологических процессов зачастую решаются в прямом диалоге на производственных площадках потребителя. Принятая политика в области качества способствует увеличению конкурентоспособности РУСАЛа на мировом рынке алюминия[2].
Из-за своих уникальных свойств и характеристик алюминий находит применяется во многих сферах человеческой деятельности. За последние тридцать лет большими темпами выросло потребление алюминия.
Быстрое экономическое развитие и урбанизация Китая поддерживают мировой спрос на алюминий. На китайских потребителей приходится более 40% от объема мирового потребления. На сегодняшний день страны Евросоюза, США и Япония являются активными потребителями летучего алюминия.
В развитых странах основная доля потребления алюминия приходится на транспортную индустрию. Из-за своей легкости алюминий используется в автомобилестроении, позволяя создавать транспорт, соответствующий экологическим стандартам США, Японии и стран Европы, которые стремятся к уменьшению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (рисунок 2).
В развивающихся странах политика нацелена на расширение инфраструктуры для удовлетворения потребностей растущего населения, которое массово мигрирует в крупные города. Следовательно, строительная отрасль являются основным потребителем алюминия в странах с развивающейся экономикой (рисунок 3).
Рис. 2. Потребление первичного и вторичного алюминия в развитых странах (в процентах) за 2013 год
Рис. 3. Потребление первичного и вторичного алюминия в развивающихся странах (в процентах) за 2013 год
Немаловажное значение РУСАЛ придает взаимовыгодному сотрудничеству с поставщиками. Компания нацелена на долгосрочное сотрудничество, являющееся основой для успеха в бизнесе, которое базируется на реализации поставщиками требований и ожиданий ОК РУСАЛ[2].
Согласно газете «Ведомости», RTI Limited – собственник сырья и произведённого из него алюминия. В своей деятельности ОК РУСАЛ использует толлинговую схему, при которой сырьё поставляется из-за границы на российские алюминиевые заводы, перерабатывается там, а алюминий снова вывозится за границу [13]. Этот факт свидетельствует о зависимости предприятия от иностранных поставщиков, что может негативно сказаться, если по какой – то причине эти поставщики откажутся поставлять РУСАЛу сырье, то данное предприятие не сможет обеспечить производство алюминия, что грозит серьезными последствиями и даже кризисом.
РУСАЛ находится в постоянном активном диалоге с поставщиками транспортных услуг с целью создания эффективной системы льгот для крупных потребителей. Также РУСАЛ проводит конкурсный отбор поставщиков по следующим направлениям: материально-технические ресурсы, услуги перевозки, строительно-монтажные и ремонтные работы, прочие услуги. Тем самым РУСАЛ на основе конкурсов выбирает надежных поставщиков [2].
Литература:
1. Егоров А.С. Химия: Пособие для поступающих в вузы.// 5-ое изд. - Ростов-н/Д : изд-во "Феникс" , 2003 -768с.
2. Официальный сайт ОК "РУСАЛ". [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rusal.ru/
3. Официальный сайт Chalco [Электронный ресурс]// Режим доступа: www.chalco.com
4. Официальный сайт Rio Tinto. - Алюминий - [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.riotinto.com/aluminium-83.aspx
5. Сайт Микроинтек. - Глинозем - [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://microintech.ru/catalog/glinozem
6. Сайт Уральского федерального университета. - Способ Байера - [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/201/584/1262/
7. Сайт Википедия. - Алюминиевые сплавы - [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/