Анализ рыночной среды и устойчивости предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Тимошенко, К. Д. Анализ рыночной среды и устойчивости предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания» / К. Д. Тимошенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.4 (90.4). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19239/ (дата обращения: 13.12.2024).

Руководство Компании приняло решение о разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной Системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям международных стандартов ИСО 9001:2008 и API Spec Q1, с целью непрерывного совершенствования деятельности предприятий, как одного из направлений стратегического развития. Для реализации функции управления качеством на корпоративном уровне в структуре управляющей компании создана Дирекция по качеству.

Свидетельством принятия обязательств по разработке и внедрению СМК на предприятиях Компании, а также постоянному улучшению ее результативности является сертификация каждого завода ТМК. СМК, действующая на заводах Компании, отвечает требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 и API Spec Q1 и основана на восьми принципах менеджмента качества: ориентация на потребителя;  лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. 

Руководство ОАО «ТМК» обязывает всех работников предприятий групп осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями заводских Руководств по качеству, действующих стандартов предприятий и других документов Системы менеджмента качества, что является гарантией реализации Политики и Целей предприятий в области качества. Выполнение требований и положений, установленных Руководством и другими согласующимися с ним документами Систем менеджмента качества заводов, обеспечивают соответствие деятельности Предприятий Политике в области качества, направленной на удовлетворение требований Потребителей и обязательных требований, и на повышение удовлетворённости Потребителей, а также на предупреждение несоответствий в процессе производственной деятельности[1]. 

ТМК выпускает широкий спектр трубной продукции для многих отраслей экономики. Туда входят: бесшовные трубы, бесшовные трубы промышленного назначения, бесшовные линейные трубы, магистральные трубы большого диаметра и резьбовые соединения.

Анализируя рыночную среду ОАО «ТМК» было замечены отраслевые риски и зависимость от других отраслей. Нефтегазовая отрасль является крупнейшим покупателем стальных труб в мире и обеспечивает основную долю нашей выручки, в особенности в разрезе продаж труб OCTG, линейных труб и труб большого диаметра. В 2013 году продажи наших труб для нефтегазовой индустрии составили 76% от общего объема.

Нефтегазовая промышленность характеризуется повышенной волатильностью, и спад в данной отрасли может оказать негативное воздействие на спрос на нашу продукцию, который в большой степени зависит от количества разрабатываемых нефтяных и газовых скважин, их глубины и условий разработки, а также от строительства новых нефте- и газопроводов. Данные факторы, в свою очередь, зависят от объема инвестиционных вложений, осуществляемых крупнейшими нефтегазовыми компаниями, что обусловлено ценами на углеводороды и их стабильностью. В случае значительного или продолжительного снижения цен на нефть и природный газ размер инвестиций нефтегазовых компаний может быть сокращен. В результате, спрос на трубы нефтегазового сортамента также может значительно уменьшиться, что приведет к росту конкуренции и возможному снижению цен на трубную продукцию.

Таким образом, снижение добычи нефти и природного газа, бурения новых скважин и цен на энергоносители может иметь негативное воздействие на наши производственные и финансовые результаты[3].

В 2013 году затраты на сырье и материалы составили 65% от себестоимости. Цены на сырье и материалы являются принципиальным компонентом, влияющим на наши операционные результаты. Они подвержены воздействию многих внешних факторов, включая цены на нефть и природный газ, мировые мощности по производству трубной продукции и их загруженность, инфляцию, валютные курсы, торговые барьеры и технологию производства. Цены на основные виды сырья в 2013 году снизились по сравнению с 2012 годом. В 2013 году средняя цена закупки штрипса и металлолома в Российском дивизионе снизилась на 8% и 7%, соответственно, средняя цена закупки стального листа снизилась на 10% по сравнению с 2012 годом.

Цены на сырье и материалы оказывают ключевое влияние на себестоимость. Если рост цен на металлолом, штрипс и прочие виды сырья не будет своевременно перенесен на цену готовой продукции, это может иметь негативное воздействие на рентабельность нашей продукции и наши операционные результаты.

Поскольку мы ориентированы на продажу труб для нефтегазовой отрасли, нашими крупнейшими покупателями являются нефтяные и газовые компании. В 2013 году продажи в адрес наших пяти крупнейших покупателей Роснефть (включая ТНК-ВР), Газпром (без учета Газпром Нефти), Сургутнефтегаз, Bourlandand Leverich и Лукойл составили 30% нашего объема реализации. Увеличение зависимости наших продаж от какого-либо крупного покупателя может негативно влиять на наши операционные результаты[4].

Рынок ТБД в России является высоко конкурентным, и продажи в большой степени зависят от одного из наших ключевых покупателей – Газпрома. В 2013 году доля продаж ТБД для проектов Газпрома составила 43% от нашего объема продаж ТБД. Газпром является одним из крупнейших покупателей сварных ТБД диаметром 1 420 мм, которые используются при строительстве магистральных газовых трубопроводов. Рост конкуренции производителей ТБД или ухудшение отношений с Газпромом могут негативно повлиять на нашу рыночную позицию, объемы продаж, операционную деятельность или финансовые показатели. Кроме того, рынок ТБД в большой степени зависит от строительства новых нефте- и газопроводов в России и СНГ. Отмена, заморозка или иные изменения, касающиеся объемов и сроков реализации масштабных трубопроводных проектов, могут оказать негативное воздействие на продажи ТБД и, следовательно, на наши производственные и финансовые результаты. Мы стараемся нивелировать этот риск путем расширения клиентской базы в России и СНГ.

Мировой рынок стальных труб, в частности сегмент труб для нефтегазовой отрасли, является высоко конкурентным. Конкуренция основана на выполнении технических требований покупателя, цене, качестве и предоставлении сопутствующих услуг. В России и СНГ нашими основными конкурентами являются группы ЧТПЗ и ОМК, предприятия которых производят сварные и бесшовные трубы, украинские и китайские производители трубной продукции.

Присоединение России к ВТО и, как следствие, снижение импортных пошлин до уровня 5%–13,8%, а также использование методов недобросовестной конкуренции отдельными импортерами привели к увеличению импорта в Россию и Таможенный союз стальных труб китайского, европейского и украинского производства. Введение в 2013 году антидемпинговых пошлин в размере 18,9% - 19,9% в отношении трубной продукции компании Интерпайп (Украина), в размере 19,15% в отношении холоднодеформированных нержавеющих труб происхождением из Китая, а также установленная ранее действующая специальная защитная мера в виде импортной квоты в отношении нержавеющих труб позволили сохранить общий объем импорта трубной продукции в Россию в 2013 году на уровне 2012 года.

Тем не менее, если предпринимаемые Таможенным союзом меры будут недостаточными для защиты от недобросовестного импорта, это может иметь негативный эффект на рыночную позицию ТМК.

За пределами России и СНГ мы конкурируем с ограниченным количеством компаний, занимающихся, в основном, производством бесшовной премиальной продукции: Tenaris, Vallourec, Sumitomo, Voestalpine и некоторыми китайскими производителями, такими как Baosteel и TPCO. В США TMK IPSCO конкурирует с компаниями: Boomerang, Tenaris, U.S. Steel и V&M Star, являющейся дочерней структурой Vallourec, а также с импортерами OCTG и линейных труб, большей частью из Азии.

В 2013 году большинство американских производителей труб, включая TMK IPSCO, обратились в Министерство торговли США с просьбой провести антидемпинговое расследование в отношении импорта трубной продукции нефтегазового сортамента из Индии, Южной Кореи, Филиппин, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда, Турции, Украины и Вьетнама. В феврале 2014 года Департамент дал предварительное отрицательное заключение о присутствии демпинга при импорте из Кореи и предварительное положительное заключение по демпингу при импорте из других стран, в отношении которых проводилось расследование. Для последних демпинговая маржа была определена в размере от 2,65% до 118,32%. Мы ожидаем, что итоговое заключение Министерства торговли подтвердит наличие демпинга при осуществлении импорта в США труб, как из Южной Кореи, так и из других упомянутых стран. Тем не менее, если решение по демпингу будет неблагоприятным для производителей в США, это может оказать негативное влияние на ценовую конъюнктуру в сегменте OCTG.

Кроме того, несколько крупнейших производителей труб объявили о своих планах по строительству новых производственных мощностей в США. Как только новые мощности будут введены в эксплуатацию, конкуренция на рынке США возрастет, что может иметь негативное воздействие на наши производственные и финансовые результаты[5].

Финансовая устойчивость означает способность предприятия развиваться при рациональном соотношении своих активов и пассивов вне зависимости от внутренней и внешней среды. Хорошие показатели финансовой устойчивости - гарантия постоянной платежеспособности, инвестиционной привлекательности и допустимого уровня риска для владельцев бизнеса. Финансовая устойчивость зависит от анализа индекса постоянного актива (Кп = 2,52) и коэффициента долгосрочного привлечения заемных средств (Кдпа = 0,66) в данный объем работ не входит. Для Кп не существует нормативных значений, он зависит от отрасли. Для одного предприятия этот коэффициент полезно сравнивать с предыдущими периодами: увеличение Кп – показатель того, что предприятию необходимо привлекать долгосрочные кредиты и займы или уменьшать объем основных средств. Рост Кдпа в динамике – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее зависит от внешних инвестиций. Но если капитальные вложения, осуществляемые за счет этого источника, приводят к существенному росту прибыли, то использование долгосрочных кредитов целесообразно. Значение коэффициента реальной стоимости имущества (Крси = 0,00) говорит о том, что стоимость имущества с учетом износа ниже нормативных значений[5].

 Значение коэффициента имущества производственного назначения (Кипн = 0,83) находится в пределах нормативных значений. III группа характеризует степень финансовой независимости предприятия. Коэффициент автономии (Ка= 0,33) невысок, доля собственных средств недостаточна для проведения независимой финансовой политики, а значит, у предприятия ограничены возможности привлечения средств со стороны. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, или коэффициент гиринга (Кз/с = 1,99) говорит о том, что на предприятии может наблюдаться зависимость от внешних источников средств, то есть потеря финансовой автономности. Значение коэффициента соотношения мобильных и иммобилизованных средств (Км/и = 0,20) специфично для каждой отдельной отрасли, но при прочих равных условиях увеличение коэффициента является положительной тенденцией. Коэффициент прогноза банкротства (Кпб = 0,14) рассматривается в динамике: снижение Кпб – показатель финансовых затруднений и повышения вероятности банкротства. Общая оценка показателей финансовой устойчивости – 3 из 10, то есть 0,3.

 

Литература:

1.      Оборский В. Б., Разработка инновационной стратегии развития крупной промышленной компании // Научная статья. – 2012.

2.      Продукция предприятия ОАО «ТМК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tmk-group.ru/products

3.      Лебедев В.В. Экономические методы в управлении // Российское предпринимательство. — 2012.

4.      Батасова Е. О., Развитие инструментальных методов анализа финансовой устойчивости промышленного предприятия // Российское предпринимательство. — 2010.

5.      Панков В. В., Экономический анализ в антикризисном управлении // Российское предпринимательство. — 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): OCTG, Россия, трубная продукция, негативное воздействие, труба, API, IPSCO, TMK, финансовая устойчивость, нефтегазовая отрасль.


Похожие статьи

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания»

Экологические аспекты модернизации производства и управление отходами предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания»

Анализ эффективности экономической деятельности предприятия ОАО «Химпром»

Анализ показателей ликвидности и устойчивости предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Атомэнергопром»

Оценка финансовых результатов деятельности и деловой активности ОАО «НЗХК»

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Атомэнергопроект»

Анализ устойчивости, стратегии, рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Жирекенский горно-обогатительный комбинат»

Стратегический анализ отрасли и макроокружения электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават»

Анализ показателей ликвидности и рентабельности ОАО «Атомэнергопроект»

Похожие статьи

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания»

Экологические аспекты модернизации производства и управление отходами предприятия ОАО «Трубная Металлургическая Компания»

Анализ эффективности экономической деятельности предприятия ОАО «Химпром»

Анализ показателей ликвидности и устойчивости предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Атомэнергопром»

Оценка финансовых результатов деятельности и деловой активности ОАО «НЗХК»

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ОАО «Атомэнергопроект»

Анализ устойчивости, стратегии, рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Жирекенский горно-обогатительный комбинат»

Стратегический анализ отрасли и макроокружения электроэнергетики ОАО «Газпром нефтехим Салават»

Анализ показателей ликвидности и рентабельности ОАО «Атомэнергопроект»

Задать вопрос