Авторы: Егорова Мария Сергеевна, Ларина Ксения Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Егорова М. С., Ларина К. В. Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты. SWOT-анализ // Молодой ученый. — 2015. — №10.4. — С. 55-58.

Оценка внешней среды при управлении деятельностью предприятия очень важна, так как внешнее окружение является источником многих проблем. Предприятие, как открытая система, то есть признающая динамическое взаимодействие с окружающим миром, зависит от таких факторов как конкуренты, потребители, поставщики, правительственные учреждения, источники трудовых ресурсов, финансовые организации, а также культура, наука, состояние общества и т.д. [2].

Потребители заинтересованы или могут стать заинтересованными производимыми организацией товарами и услугами. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет необходимые производственные ресурсы. Характеристика же потребителей определяет ассортимент товаров и услуг и их качество.

Рассмотрим рынки сбыта ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунки 1-2.

Рис. 1 – Информация об основных покупателях продукции [1].

Рис. 2 – Информация в разрезе регионов нахождения покупателей [1].

На рисунке 1 представлена информация об основных покупателях продукции, на которых приходится более 10% закупок. Из приведенных данных видно, что реализация основного продукта идет по двум глобальным направлениям. Двумя крупнейшими покупателями являются ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть». ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» – акционеры ОАО «Томскнефть» ВНК, которым принадлежат по 50% акций общества. Конкуренция имеет большое значение в жизни общества, так как она стимулирует его деятельность. Кроме того, через конкуренцию у товаропроизводителей открывается возможность контролировать друг друга. Для удержания конкуренции на уровне нормальной стимуляции экономики государство создает законы, в которых фиксирует права и обязанности производителей и потребителей продукции. Борьба за потребителей между самостоятельными единицами приводит к благоприятным и неблагоприятным последствиям. Конкуренция положительно скажется на деятельности общества в случае стабилизации ее на нормальном уровне. В рамках предприятия руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно, как его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.

Рассмотрим конкурентную структуру ОАО «Томскнефть» ВНК – рисунок 3.

Рис. 3 – Информация об оценке доли на рынке общества и его конкурентов [1].

Приведем краткую информацию об основных конкурентах:

ОАО «ЛУКОЙЛ»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 86,6671 млн. тн.; доказанные запасы нефти на 01.01.2013 год - 13 381 млн. бар.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 138 ед.; выручка от реализации за 2013 год - 141 452 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 139 171 млн. долл. США.

ОАО «Сургутнефтегаз»: объем добычи нефти и газового конденсата в 2013 году (предварительные данные) - 61,453 млн. тн.; ввод новых скважин январь-декабрь 2013 года - 1 451 ед.; выручка от реализации за 9 месяцев 2013 года - 18 674 млн. долл. США; выручка от реализации за 2012 год - 26 852 млн. долл. США.

По приведенным данным видно, что весомое положение по объему производства за 2013 год среди перечисленных компаний занимает ОАО «ЛУКОЙЛ». Это общество, в рамках указанных, является главным конкурентом как исследуемого общества, так и остальных. ОАО «Томскнефть» ВНК по объему производства занимает положение гораздо ниже, но не является последним. Заметно падение доли исследуемой компании на рынке. Но наблюдая подобную тенденцию и для других компаний, можно сделать вывод, что это связано с появлением новых конкурентов на рынке добычи нефти. Выявим факторы внутренней и внешней среды, влияющие на организацию, и разделим их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). S и W – факторы внутренней среды, на которые организация может повлиять сама, O и T – факторы внешней среды, которые влияют на организацию извне и не поддаются ее контролю. Чтобы сделать метод более полным рассматривают варианты действий, получаемые из пересечения полей. Для этого необходимо последовательно рассмотреть различные парные сочетания факторов внешней и внутренней среды и выделить те, которые оказывают наибольшее влияние (таблица 1).

Таблица 1

Схема SWOT-анализа

 

O

T

S

СИВ

СИУ

W

СЛВ

СЛУ

Этапы SWOT-анализа: выделение четырех групп факторов; ранжирование факторов; составление интерактивных матриц; заполнение итоговой таблицы;

Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды, проранжированные по их степени значимости для предприятия.

Сильные стороны:

1)                 Предприятие добывает до 65% от общего объема добычи нефти в Томской области.

2)                 Особенность географии: разбросанность месторождений. Они находятся в труднодоступных Васюганских болотах и на неосвоенных землях.

3)                 ОАО «Томскнефть» ВНК является владельцем 24 лицензий на добычу нефти и газа на месторождениях Томской области, 7 лицензий на право пользования недрами в ХМАО, 7 лицензий на геологическое изучение с дальнейшей добычей углеводородного сырья.

4)                 ОАО «Томскнефть» ВНК применяет в производстве новейшие технологии и технику, реализует обширную программу геолого-технических мероприятий [3].

5)                 Высокое качество ресурсной базы предприятия, что обуславливает низкий уровень издержек на добычу нефти.

6)                 Развитый сегмент нефтепереработки и сбыта позволяет компании получать дополнительные доходы.

Слабые стороны:

1)                 Низкое количество акций в свободном обращении.

2)                 Применение агрессивных методов повышения добычи нефти в прошлом привело к тому, что в настоящее время у компании локальный спад нефтедобычи.

3)                 Низкая степень обеспеченности запасами.

4)                 Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.

5)                 Низкая скорость продвижения новых технологий от этапа коммерческого предложения до промышленного применения.

Возможности:

1)                 Открытие новых нефтяных месторождений, что позволит компании наращивать добычу.

2)                 Участие в международных проектах.

3)                 Разработка и развитие собственных и контролируемых каналов сбыта продукции.

4)                 Сокращение энергозатрат за счет реализации функциональной стратегии в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии.

5)                 Продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК на внешнем рынке.

6)                 Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов на объектах.

Угрозы:

1)                 Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты.

2)                 Рост издержек в связи с резким повышением тарифов монопольных поставщиков транспортных услуг.

3)                 Рост конкуренции и, как следствие, ограничение будущего доступа к наиболее перспективным месторождениям углеводородных запасов.

4)                 Ухудшение климатических условий.

5)                 Изменение политической ситуации и режима налогообложения.

6)                 Усложнение процедуры получения лицензии.

При составлении интерактивных матриц мы должны учитывать корреляцию факторов. Ее степень обозначается следующим образом: «+» – взаимосвязь есть, «-» – факторы не связаны, «0» – взаимосвязь не ясна или слишком длинная логическая цепочка. Итоговая таблица SWOT-анализа представлена в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ ОАО «Томскнефть» ВНК

 

O

T

S

·                   Открытие новых нефтяных месторождений позволит предприятию найти более высококачественную ресурсную базу, повысить долю добычи нефти по Томской области и разнообразить географию нефтедобычи. Кроме того, это приведет к необходимости использования новых технологий, удовлетворяющих конкретным условиям.

·                   Благодаря участию в международных проектах предприятие сможет совершенствовать свою технологию и технику, а также развить сегмент сбыта.

·                   Снижение энергозатрат усовершенствует процесс добычи нефти и приведет к ее росту.

·                   Строительство полигонов биологического обезвреживания нефтешламов существенно обезопасит производство.

·                   Снижение мировых цен на нефть, безусловно, скажется на объемах добычи, потому что предприятию придется переходить на оптимальный уровень производства, чтобы не понести издержек.

·                   Повышение тарифов транспортных услуг также может привести к снижению нефтедобычи, сужению географии нефтеразработок и ослаблению сбыта.

·                   Рост конкуренции или изменения в климатических условиях могут ограничить доступ к высококачественной ресурсной базе.

·                   Усложнение процедуры лицензирования приведет к сужению географии и объемов нефтедобычи.

W

·                   Решить проблему локального спада нефтедобычи поможет открытие новых месторождений и в целом усовершенствование процесса добычи, включая сокращение энергозатрат.

·                   Низкую степень обеспеченности нефтезапасами удастся разрешить путем поиска новых мест нефтеразработок.

·                   Участие в международных проектах и продвижение бренда ОАО «Томскнефть» ВНК повысит экспансию в профильные активы за рубежом.

·                   Ситуацию локального спада нефтедобычи может усугубить рост издержек в связи с повышением тарифов на транспортные услуги, а также рост конкуренции, который приведет к ограничению доступа к перспективным ресурсам.

Низкая степень обеспеченности запасами может увеличиться при недоступности мест нефтедобычи и ухудшении климатических условий.

·                   Изменение политической ситуации, рост конкуренции и снижение мировых цен на нефтепродукты приведут к еще большему ослаблению экспансии в профильные активы за рубежом.

 

Литература:

1.      Годовой отчет за 2013 год/ ОАО «Томскнефть» ВНК. – г. Стрежевой, 2013. – 82 стр.

2.      Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.

3.      Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ [Электронный ресурс]: портал. - Электрон. дан. - 2015- . - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/. - Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): добычи нефти, ОАО «НК, объем добычи нефти, рыночной среды предприятия, конкурентную структуру ОАО, профильные активы, внешней среды, Анализ рыночной среды, полигонов биологического обезвреживания, Снижение мировых цен, Низкая степень обеспеченности, новых нефтяных месторождений, Открытие новых нефтяных, биологического обезвреживания нефтешламов, новых скважин январь-декабрь, ввод новых скважин, степень обеспеченности запасами, Строительство полигонов биологического, Изменение политической ситуации, добычу нефти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос