Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 1858 раз

Библиографическое описание:

Якубова А. В., Пашкевич Е. В. Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 146-149. — URL https://moluch.ru/archive/90/19025/ (дата обращения: 23.10.2018).

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблемам сдерживающим развитие данной сферы деятельности. Автор обращает внимание на важность изучения и анализа данного направления деятельности.

Ключевые слова: туризм, туристские центры Калининградской области, виды туризма, проблемы и предпосылки развития туризма в Калининградском регионе.

 

В современных условиях туризм является важным фактором развития таких ключевых отраслей экономики региона, как строительство, транспорт, сельское хозяйство, связь, производство товаров народного потребления и другие. Можно сказать, что он выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития области. Быстрый оборот развития и значительные валютные поступления указывают на необходимость формирования собственной туристской индустрии в регионе. По сравнению с другими странами, в которых туризм стал одной из прибыльных отраслей экономики, российский туристский бизнес в настоящее время находится в стадии становления. Особенно это актуально для Калининградской области. В свою очередь, на развитие туризма воздействует целый ряд факторов: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Можно сделать вывод о том, что особую важность приобретает изучение Калининградской области как одного из сегментов туристского рынка Российской Федерации, это делает выбранную тему особенно актуальной.

Этот край щедро одарен живописными ландшафтами и уникальными лечебно-оздоровительными ресурсами. Самыми крупными туристическими центрами Калининградской области являются город Калининград и Куршская коса.  Главные курорты области – г. Светлогорск и г. Зеленоградск – пользуются популярностью у российских и европейских туристов уже более двухсот лет. «Изюминка» калининградских курортов – целебные минеральные источники и лечение янтарем.

Геополитическое положение Калининградской области, ее близость к культурным и историческим центрам Европы, наличие морского и речного портов, Балтийского побережья с его здравницами, закономерно привело к тому, что туризм был выделен в одно из 5 приоритетных направлений экономической деятельности.

Общая характеристика деятельности туристских организаций выглядит следующим образом (таблица 1) [2].

 

Таблица 1

Характеристика деятельности туристских организаций Калининградской области

Вид деятельности

2009

2010

2011

2012

2013

Число обследованных туристских фирм (на конец года) всего, единиц:

44

87

81

90

92

Туроператорская деятельность

20

34

9

6

4

Туроператорская и турагентская деятельность

33

38

35

Турагентская деятельность

21

43

37

45

52

Только экскурсионная деятельность

1

5

2

1

1

Иная туристская деятельность

2

5

 

Проведенный анализ статистического въездного туристического рынка Калининградской области показывает, что большинство туристов прибывает в регион из других субъектов РФ. (86%), рис. 1 [3].

 

Рис. 1. Структура въездного туризма Калининградской области

 

Важную роль в развитии въездного туризма обеспечивают событийные мероприятия, такие как проведение международных конгрессов и деловых форумов в Калининградской области. Аналогичные мероприятия проходят в г. Брно (Чехия). Немаловажную роль оказывает появление новых туристических продуктов, в их числе стоит отметить маршрут по воде от Рыбной деревни (г. Калининград) до г. Гвардейска с экскурсией по городу и др. Новыми услугами смогут порадовать в этом году Янтарный комбинат и Калининградский зоопарк. Также значительными событиями в нашем регионе является проведение таких мероприятий как, фестиваль «Кубана», «Голосящий кивин», а также Евро-2018. Все вышеназванное несомненно окажет положительное развитие на сферу туризма в Калининградской области.

Таким образом, в современных условиях целесообразно развивать следующие виды туризма в Калининградской области (таблица 2) [1].

Таблица 2

Осуществление различных видов туризма в Калининградской области

Вид туризма

Характеристика

Оздоровительный туризм

Путешествия и поездки в места с благоприятными природно-климатическими условиями для здоровья и пребывание для отдыха и лечения. Лучшие здравницы России на Балтике находятся в Светлогорске, Зеленоградске, а также Пионерске. Для лечения в санаториях и пансионатах Калининградской области используются: морской воздух, солнечный свет, лечебные грязи, минеральные воды особого состава, а также прогулки по побережью,

Познавательный туризм

Путешествия, посредством которого можно узнать о жизни, культуре, обычаях народов Пруссии.

Пляжный отдых

Центры пляжного отдыха - это Светлогорск, Зеленоградск, Куршская коса. Температура воды в сезон колеблется от 19 до 21 градусов.

Спортивный туризм

Разнообразие анимационных программ для туристов в зависимости от возраста, интересов и уровня спортивной подготовки: сплав по рекам области, яхтинг или парусный спорт и т.д.

Экологический туризм

Путешествие по дорогам области на велосипеде, пешие прогулки по многочисленным природоохранным территориям, экскурсия на конезавод «Георгенбург», прыжки с парашютом, полеты на самолете, катание на гидроцикле, игры в пейнтбол, страйкбол, посещение занятий по скалолазанию.

Деловой туризм

Поездки или командировки сотрудников различных организаций с деловыми целями, а также проведение конференций и выставок

 

В тоже время существует множество проблем, сдерживающих развитие туризма в регионе:

-        недостаточная освоенность природного рекреационного потенциала;

-        нерациональное использование природных рекреационных ресурсов;

-        несовершенство нормативно-правовой базы в сфере использования и охраны природных рекреационных ресурсов;

-        удаленность от основной территории РФ;

-        слабо развитая инфраструктура туризма

-        отсутствие развитой рекреационной сети лесных зонах области;

-        недостаточная развитость отдельных видов туризма (например, сельского, охотничьего видов туризма);

-        достаточно опасное экологическое загрязнение территории города Калининграда и примыкающих территорий;

-        небольшое количество минеральных вод.

Следовательно, развитию туризма как сферы деятельности в Калининградском регионе будут способствовать следующие мероприятия:

1. Проведение комплексного анализа территорий, которые могут быть использованы под рекреационные комплексы.

2. Разработка новых направлений туризма (сельский туризм, др.).

3. Разработка мероприятий, направленных на рациональное использование рекреационных ресурсов.

4. Развитие транспортных сообщений с основной частью РФ.

5. Развитие транспортной инфраструктуры внутри региона посредством создания специальных автобусных и ж/д маршрутов.

6. Создание специальных лесных охотничьих угодий для развития охотничьего туризма.

7. Освоение для построения оздоровительных комплексов лесных угодий.

8. Проведение мониторинга экологической загрязненности Калининградской области и принятие мер по стабилизации экологической ситуации. Разработка действенной системы штрафов и взысканий.

9. Рациональное использование минеральных источников в рекреационных целях. Создание благоприятных условий для отдыха на минеральных источниках. Разработка региональной программы защиты данных источников.

10. Совершение нового вида туризма, такого как экскурсия на янтарные промыслы, где туристы могут не только посмотреть, но и принять участие в процессе добычи и обработки янтаря, сделать украшение своими руками.

Таким образом, значение туризма в повседневной жизни Калининградского региона невозможно переоценить. В современных условиях туризм должен представлять мощную индустрию, которая включает в себя разнообразные формы активно развивающегося предпринимательства.

 

Литература:

1.      Афанасьева О.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебно-метод. пособие / О.Е. Афанасьева. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011.- 120 с.

  1. Калининградская область в цифрах. 2014. Статистический сборник в 2 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). – Калининград, 2014. – Т. 1 – 150 с.

3.      Калининградская область: проблемы и перспективы стратегического развития ключевых сфер экономики: монография / А.В. Сербулов / и др./. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2014. – 164с.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Калининградский регион, развитие туризма, вид туризма, Зеленоградск, Светлогорск, калининград, пляжный отдых, въездной туризм, рациональное использование.


Ключевые слова

туризм, туристские центры Калининградской области, виды туризма, проблемы и предпосылки развития туризма в Калининградском регионе

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Одним из приоритетных направлений развития региона является туризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

В статье представлен анализ факторов, характеризующих отрасль туризма и рекреации Калининградской области с использованием SWOT-анализа, экспертного метода ранжирования альтернатив...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Становление профессионального туристского образования...

Одной из приоритетных отраслей регионального развития в Калининградском регионе является развитие туризма. Утверждение Калининграда в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году способствовало активному развитию сферы туризма.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Представлены рекомендации по развитию туристской индустрии Калининградской области с помощью брендинга. Ключевые слова: брендинг, бренд региона, Калининградская область, туризм.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Одним из приоритетных направлений развития региона является туризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

В статье представлен анализ факторов, характеризующих отрасль туризма и рекреации Калининградской области с использованием SWOT-анализа, экспертного метода ранжирования альтернатив...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Становление профессионального туристского образования...

Одной из приоритетных отраслей регионального развития в Калининградском регионе является развитие туризма. Утверждение Калининграда в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году способствовало активному развитию сферы туризма.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Представлены рекомендации по развитию туристской индустрии Калининградской области с помощью брендинга. Ключевые слова: брендинг, бренд региона, Калининградская область, туризм.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Одним из приоритетных направлений развития региона является туризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

В статье представлен анализ факторов, характеризующих отрасль туризма и рекреации Калининградской области с использованием SWOT-анализа, экспертного метода ранжирования альтернатив...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Становление профессионального туристского образования...

Одной из приоритетных отраслей регионального развития в Калининградском регионе является развитие туризма. Утверждение Калининграда в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году способствовало активному развитию сферы туризма.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Представлены рекомендации по развитию туристской индустрии Калининградской области с помощью брендинга. Ключевые слова: брендинг, бренд региона, Калининградская область, туризм.

Состояние туристической отрасли в Калининградской области

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, численность туристов, коллективные средства размещения, туристическо-рекреационные кластеры.

Одним из приоритетных направлений развития региона является туризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Правительством страны Калининградская область обозначен, как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения внутреннего и въездного туризма.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области.

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской...

В статье представлен анализ факторов, характеризующих отрасль туризма и рекреации Калининградской области с использованием SWOT-анализа, экспертного метода ранжирования альтернатив...

Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств...

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Становление профессионального туристского образования...

Одной из приоритетных отраслей регионального развития в Калининградском регионе является развитие туризма. Утверждение Калининграда в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году способствовало активному развитию сферы туризма.

Брендинг как инструмент развития туристской индустрии...

Представлены рекомендации по развитию туристской индустрии Калининградской области с помощью брендинга. Ключевые слова: брендинг, бренд региона, Калининградская область, туризм.

Задать вопрос