Государственное регулирование эффективного расходования бюджета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Салимгареева, Г. Р. Государственное регулирование эффективного расходования бюджета / Г. Р. Салимгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19014/ (дата обращения: 20.04.2024).

Базисом финансовой системы является государственный бюджет. Федеральный бюджет обладает высшей юридической силой. Принятие его в виде Федерального закона закреплено в Конституции РФ (ст. 106), Федеральным законом о Федеральном бюджете, который начиная с 2008 г. принимаются не на один год, как раньше, а на три года — на соответствующий финансовый год и плановый период, состоящий из двух последующих лет (например, ФЗ от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [3]). По окончании очередного финансового года утверждается отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона.

С 2000 годов остро стоит проблема эффективного расходования государственных денежных средств. Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат. C 2004 года в России началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), когда на федеральном уровне была принята концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004–2006 гг. В самом общем виде БОР можно определить как систему формирования бюджета, отражающую связь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Одно из принципиальных отличий БОР от традиционного постатейного бюджетирования состоит в том, что при БОР исполнение бюджета оценивается с точки зрения не только степени исполнения тех или иных бюджетных статей, но и степени исполнения изначально поставленных целей и задач. Для этого была разработана система показателей, позволяющая на регулярной основе отслеживать степень достижения целей и выполнения задач, проводить мониторинг и оценку эффективности бюджетных расходов [1].

Переход к бюджетному планированию на 3-летний период осуществлен с 2008 г. Принятие бюджетов на текущий и два последующих плановых года обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с одной стороны, и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

Несмотря на внедрение отдельных элементов БОР, качественного скачка по переходу к результативной модели в России не произошло, сохраняется преобладание традиционной модели, ориентированной на затраты. Основным направлением по развитию финансирования по результатам следует признать начало внедрения в 2009 г. государственного (муниципального) задания; другие элементы БОР, хотя и способствовали повышению эффективности организации бюджетного процесса и ориентации при распределении бюджетных доходов на результат, существенного влияния на развитие результативной модели не оказали.

Учитывая отсутствие прорывов в повышении эффективности реализации федеральных и ведомственных целевых программ государство запустило следующий этап в развитии результативной модели управления бюджетными средствами –переход на финансирование по государственным программам. Государственные программы предполагают установление четких конкретных показателей оценки их достижения (KPI-англ. –Key Performance Indicators) и привязку итогов реализации программ к выделяемым бюджетным средствам.

Подавляющая часть федерального бюджета является программной; непрограммная часть включает лишь финансовое обеспечение деятельности органов власти (Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека в РФ, Прокуратуры и некоторых других структур).

Перечень государственных программ утвержден Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [2]. На сегодняшний день включает данный перечень включает 42 государственные программы, которые сгруппированы по 5 группам, охватывающим все функциональные направления расходов бюджета (за исключением затрат на финансовое обеспечение самих органов власти):

1)                 новое качество жизни (развитие здравоохранения; «Развитие образования» на 2013–2020 годы; социальная поддержка граждан; «Доступная среда» на 2011–2020 годы; обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными граждан РФ, развитие пенсионной системы на 2017–2025 годы; содействие занятости населения; обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; противодействие незаконному обороту наркотиков; защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы; «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы; развитие физической культуры, спорта);

2)                 Инновационное развитие и модернизация экономики (развитие науки и технологий; экономическое развитие и инновационная экономика; развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; развитие авиационной, промышленности на 2013–2015 годы; развитие судостроения на 2013–2030 годы; развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы; космическая деятельность России на 2013–2020 годы; развитие атомного энергопромышленного комплекса; информационное общество (2011–2020 годы); развитие транспортной системы, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы; развитие рыбохозяйственного комплекса; развитие внешнеэкономической деятельности, воспроизводство и использование природных ресурсов; «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы; энергоэффективность и развитие энергетики);

3)                 Обеспечение национальной безопасности (обеспечение обороноспособности страны; обеспечение государственной безопасности);

4)                 Сбалансированное региональное развитие (социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года; развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами; социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года; социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года; социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года);

5)                 Эффективное государство (управление федеральным имуществом; управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков; внешнеполитическая деятельность; юстиция).

Таким образом, в целях эффективного расходования бюджета государства была разработана система бюджетирования, ориентированная на результат. Бюджетирование не дало ожидаемых результатов, расходование государственных средств в основном является нецелевым и неэффективным. В целях повышения эффективности реализации федеральных и ведомственных целевых программ был разработан переход на финансирование по государственным программам. Государственные программы предполагают установление четких конкретных показателей оценки их достижения и привязку итогов реализации программ к выделяемым бюджетным средствам. Подавляющая часть федерального бюджета является программной; непрограммная часть включает лишь финансовое обеспечение деятельности органов власти.

 

Литература:

 

1.      О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства РФ.2009 г. № 322 (ред. от 14.06.2011).

2.      Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»//Сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]URL: http://government.ru/docs/11943/(дата обращения 24.02.2015 г.)

3.      Федеральный закон Российской Федерации от 1.12.2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»// Российская газета.2014. № 6550.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, программа, бюджетный процесс, государственная политика, непрограммная часть, плановый период, результативная модель, Российская Федерация, Россия, финансовое обеспечение деятельности органов власти.


Похожие статьи

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет. На современном этапе российская бюджетная система...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

Анализ субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ

Две субсидии предоставлены в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти».

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Бюджетным кодексом Российской Федерации; – другими федеральными законами

Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и...

Обзор программных решений реализации принципа открытого...

– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления

– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона; – о финансовой деятельности и финансовом состоянии...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Оренбургская область, программа, областной бюджет, расход, плановый период, муниципальное образование, программный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная программа.

Бюджетные послания Президента Российской Федерации...

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти[1]. Наличие сложной системы органов государственной властифедеральных, региональных...

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Это позволит реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей власти на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации при реализации программно-целевого принципа формирования бюджета. Кроме того, Федеральным законом...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет. На современном этапе российская бюджетная система...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

Анализ субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ

Две субсидии предоставлены в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти».

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Бюджетным кодексом Российской Федерации; – другими федеральными законами

Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и...

Обзор программных решений реализации принципа открытого...

– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления

– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона; – о финансовой деятельности и финансовом состоянии...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Оренбургская область, программа, областной бюджет, расход, плановый период, муниципальное образование, программный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная программа.

Бюджетные послания Президента Российской Федерации...

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти[1]. Наличие сложной системы органов государственной властифедеральных, региональных...

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Это позволит реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей власти на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации при реализации программно-целевого принципа формирования бюджета. Кроме того, Федеральным законом...

Похожие статьи

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет. На современном этапе российская бюджетная система...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

Анализ субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ

Две субсидии предоставлены в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти».

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Бюджетным кодексом Российской Федерации; – другими федеральными законами

Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и...

Обзор программных решений реализации принципа открытого...

– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления

– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона; – о финансовой деятельности и финансовом состоянии...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Оренбургская область, программа, областной бюджет, расход, плановый период, муниципальное образование, программный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная программа.

Бюджетные послания Президента Российской Федерации...

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти[1]. Наличие сложной системы органов государственной властифедеральных, региональных...

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Это позволит реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей власти на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации при реализации программно-целевого принципа формирования бюджета. Кроме того, Федеральным законом...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет. На современном этапе российская бюджетная система...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс...

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

Анализ субсидий, выделяемых из Федерального бюджета РФ

Две субсидии предоставлены в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти».

Особенности планирования и исполнения бюджета...

Бюджетным кодексом Российской Федерации; – другими федеральными законами

Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и...

Обзор программных решений реализации принципа открытого...

– создание позитивного образа и репутации органов государственной власти и местного самоуправления

– о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона; – о финансовой деятельности и финансовом состоянии...

Реализация государственных и муниципальных программ...

Оренбургская область, программа, областной бюджет, расход, плановый период, муниципальное образование, программный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная программа.

Бюджетные послания Президента Российской Федерации...

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти[1]. Наличие сложной системы органов государственной властифедеральных, региональных...

Анализ основных причин необходимости корректировки...

Это позволит реализовать единый подход при распределении прав и обязанностей различных ветвей власти на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации при реализации программно-целевого принципа формирования бюджета. Кроме того, Федеральным законом...

Задать вопрос