Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Судак И. Г., Костенко С. Л. Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1301-1304. — URL https://moluch.ru/archive/90/18909/ (дата обращения: 18.10.2018).

Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творческих способностей учителя и учащихся. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике. В настоящее время компьютер не может заменить живое слово учителя, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Компьютерные технологии позволяют:

-                   выиграть время для более интенсивного обучения;

-                   сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;

-                   вовлечь всех детей в учебный процесс;

-                   эффективно преподносить новый материал;

-                   развивать творчество и самостоятельность школьников.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Оно выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Учитель, использующий интерактивные технологии, выступает в нескольких основных ролях: в роли информатора-эксперта, в роли организатора, в роли консультанта. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное — совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творческих способностей как учителя, так и учащихся.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1)      сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);

2)      технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [1].

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении на уроках математики невозможно без компьютера. Компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме [3].

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения: за счет активного диалога ученика с компьютером, разнообразия и красочности информации (текст, звук, видео, цвет); ориентацией учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники); использованием игрового фона общения человека с машиной.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер — это средство повышения эффективности обучения.

С его помощью можно:

-                   развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

-                   эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

-                   расширять объем предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

-                   разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

-                   осуществлять индивидуальный подход в обучении;

-                   проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

-                   обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

-                   повышать интерес ребенка к изучению предмета математики и к учению в целом [1].

С другой стороны, компьютер — это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс, поскольку работа с компьютером связана с умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока надо учитывать, что:

-                   работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

-                   одновременная работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приемам деятельности;

-                   использование компьютера оказывает негативное влияние электромагнитным излучением;

-                   компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса [2].

Считаем, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая ее временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении; при итоговом контроле.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — один из немногих, если не единственный, раздел школьной математики, в отношении которого не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия «Функции и графики» прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и сложных функций, преобразование графиков. Таким образом, компьютер соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались для наглядности в обучении. Это активизирует познавательный процесс у учащихся, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Использование ИТ на уроках математики делает его наглядным, красочным, информативным, интерактивным, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. При проведении уроков математики используем мультимедийные презентации. На уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поместить на слайд). При подготовке к ЕГЭ по математике, приходится серьезно продумывать методы, технологии, ресурсы, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена. Одним из направлений подготовки стало частое использование тренинг-тестирования на уроке. В зависимости от целей оно проводится или в качестве повторения материала, или на этапе закрепления знаний. С применением Интернет-ресурсов на уроках математики повышается информационная культура учащихся; появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями; уроки становятся более интересными, насыщенными, качественными, результативными; обеспечивается объективность оценивания результатов ученика; повышается мотивация к обучению. Применение интернет-технологий открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование Интернета на уроке математики не решает моментально всех проблем преподавания. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

 

Литература:

 

1.      Гузеев, В. В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех [Текст]: учебник/ В. В. Гузеев. — М.:Педагогический поиск, 2014, 261 с.

2.      Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст]: учебник/Д. Ш. Матрос. –М.:Педагогическое Общество России, 2013, 329 с.

3.      Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст]: учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.:Академия, 2013, 231 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, компьютер, урок математики, урок, компьютерная технология обучения, учебно-воспитательный процесс, ИКТ, качество средства обучения, итоговый контроль, широкое распространение технологий мультимедиа.


Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках...

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, ИКТ.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Так, первые попытки построить механическою "Аналитическую машину" были произведены еще в XIX веке, английским математиком Чарльзом Беббиджем...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень [13,c.106].

На этапе подготовки к уроку можно выделить следующие методы и приемы с использованием ИКТ [8].

ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса на...

ИКТ, урок математики, образовательный процесс, группа средств, учебный процесс, урок, учитель, неотъемлемая часть, короткий срок, традиционный урок.

О применении информационных технологий в уроках информатики

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Практические возможности использования... | Молодой ученый

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории.

Самая распространённая форма работы с ИКТ- это презентация.

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, последнее время, звуковое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики

учебный процесс, учебный материал, урок математики, урок, состояние здоровья, принцип интерактивности, принцип адаптивности, ИКТ, знание, дифференцированное обучение.

Использование информационных технологий на уроках...

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, ИКТ.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Так, первые попытки построить механическою "Аналитическую машину" были произведены еще в XIX веке, английским математиком Чарльзом Беббиджем...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень [13,c.106].

На этапе подготовки к уроку можно выделить следующие методы и приемы с использованием ИКТ [8].

ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса на...

ИКТ, урок математики, образовательный процесс, группа средств, учебный процесс, урок, учитель, неотъемлемая часть, короткий срок, традиционный урок.

О применении информационных технологий в уроках информатики

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Практические возможности использования... | Молодой ученый

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории.

Самая распространённая форма работы с ИКТ- это презентация.

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, последнее время, звуковое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики

учебный процесс, учебный материал, урок математики, урок, состояние здоровья, принцип интерактивности, принцип адаптивности, ИКТ, знание, дифференцированное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках...

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, ИКТ.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Так, первые попытки построить механическою "Аналитическую машину" были произведены еще в XIX веке, английским математиком Чарльзом Беббиджем...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень [13,c.106].

На этапе подготовки к уроку можно выделить следующие методы и приемы с использованием ИКТ [8].

ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса на...

ИКТ, урок математики, образовательный процесс, группа средств, учебный процесс, урок, учитель, неотъемлемая часть, короткий срок, традиционный урок.

О применении информационных технологий в уроках информатики

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Практические возможности использования... | Молодой ученый

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории.

Самая распространённая форма работы с ИКТ- это презентация.

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, последнее время, звуковое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики

учебный процесс, учебный материал, урок математики, урок, состояние здоровья, принцип интерактивности, принцип адаптивности, ИКТ, знание, дифференцированное обучение.

Использование информационных технологий на уроках...

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, ИКТ.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Так, первые попытки построить механическою "Аналитическую машину" были произведены еще в XIX веке, английским математиком Чарльзом Беббиджем...

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень [13,c.106].

На этапе подготовки к уроку можно выделить следующие методы и приемы с использованием ИКТ [8].

ИКТ как неотъемлемая часть образовательного процесса на...

ИКТ, урок математики, образовательный процесс, группа средств, учебный процесс, урок, учитель, неотъемлемая часть, короткий срок, традиционный урок.

О применении информационных технологий в уроках информатики

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Практические возможности использования... | Молодой ученый

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории.

Самая распространённая форма работы с ИКТ- это презентация.

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, последнее время, звуковое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики

учебный процесс, учебный материал, урок математики, урок, состояние здоровья, принцип интерактивности, принцип адаптивности, ИКТ, знание, дифференцированное обучение.

Задать вопрос