Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1139-1141. — URL https://moluch.ru/archive/90/18756/ (дата обращения: 22.07.2018).

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуникативно-деятельностный подход и позиционируют его как эффективный при обучении иностранному языку.

Ключевые слова:иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, обучение иностранному языку, учебный процесс.

 

В современном обществе предъявляются новые требования к изучению иностранного языка. Главное требование к уровню владения иностранным языком, сводится к тому, чтобы человек при помощи иностранного языка мог решать свои жизненные и профессиональные задачи. Большинство людей сегодня воспринимают иностранный язык, как один из способов расширения кругозора, познания мира, развития и расширения бизнеса, налаживания новых контактов. Таким образом, для многих иностранный язык перестал быть самоцелью. Люди учат язык не только для того, чтобы только знать его, а для того, чтобы общаться и развиваться в различных сферах деятельности. Такой подход, когда иностранный язык становится инструментом, способствующим достижению новых рубежей, и является верным.

В таком случае основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование «иноязычной коммуникативной компетенции».

Иноязычная коммуникативная компетенция — это способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения в иноязычном пространстве, адекватных целям, сферам и ситуациям общения. Как следствие стоит отметить, что формирование и развитие коммуникативной компетенции на иностранном языке подразумевает работу в двух основных направлениях:

1)                 развитие коммуникативных навыков-навыков общения на иностранном языке

2)                 развитие навыков правильного речевого поведения в различных жизненных, бытовых и профессиональных ситуациях.

Эффективным средством достижения данной цели является, на наш взгляд, «коммуникативно–деятельностный» подход. Ключевыми словами являются — «коммуникация» и «деятельность», а именно — коммуникация на иностранном языке спровоцированная какой — либо деятельностью и связанная с ней.

Коммуникативная составляющая данного подхода оправдана тем, что именно через коммуникацию человек познает мир, накапливает новые знания, приобретает умения и навыки. Коммуникация на иностранном языке помогает человеку делать все это за счет приобщения к ценностям и культуре другой страны.

Деятельностный аспект подхода предполагает не пассивное получение готовых знаний через преподавателя, а добывание их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций. Концепция “обучения через деятельность” была предложена американским ученым Джоном Дьюи. Основными принципами его концепции являются: учет интересов учащихся, учение через обучение мысли и действию, свободная творческая работа и сотрудничество.

Из вышесказанного следует, что научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность и путем моделирования реальных жизненных ситуаций, которые будут интересны и полезны обучаемым.

Следовательно, коммуникативно — деятельностный подход на уроках иностранного языка может осуществляться посредством деятельности на иностранном языке: проектная деятельность, методика проблемного обучения, моделирование ситуаций. Остановимся на некоторых из них.

Проект — это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. Данный метод сочетает индивидуальную, самостоятельную форму работы с групповыми занятиями. В результате творческой практической деятельности обучаемые получают новые знания и умения, которые они реализуют в создании конечного продукта.

Проект представляет собой ряд последовательных этапов:

1)                 формулирование цели (наличие значимой проблемы, прогнозирование результатов)

2)                 разработка/выбор пути выполнения проекта (определение проблематики и задач исследования, выдвижение гипотез их решения, обсуждение методов исследования)

3)                 работа над проектом (индивидуальная, парная, групповая)

4)                 оформление результатов (обсуждение способов оформления, сбор, систематизация и анализ полученных данных)

5)                 представление результатов работы (оформление результатов и их презентация)

6)                 обсуждение результатов работы (подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования)

Значимость данного метода в рамках коммуникативно — деятельностного подхода заключается в том, что он направлен на развитие коммуникативных навыков. Каждый этап работы над проектом предполагает совершение коммуникации — обсуждения, отчеты, мозговой штурм, круглый стол, общие дискуссии. В рамках дисциплины иностранный язык такого рода деятельность происходит на иностранном языке, что и обуславливает ценность данного метода. Помимо этого метод проекта важен тем, что он интересен обучающимся, так как ориентирован на решение проблем значимых для них как в бытовом, социальном так и в профессиональном плане. Каждый проект ориентирован на достижение конкретного, осязаемого результата (презентация, доклад, эссе, статья), который в конечном итоге может быть использован в реальной жизни и в обучении.

С помощью метода проектов возможно обучить:

-          выявлять и формулировать проблемы;

-          проводить их анализ;

-          находить пути их решения;

-          работать с информацией из различных источников;

-          применять полученную информацию для решения поставленных задач [1].

Помимо этого метод проектов в рамках дисциплины иностранный язык позволяет формировать такие коммуникативные навыки на иностранном языке как:

-          умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

-          умение правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках;

-          владение монологовой, диалоговой и дискуссионной формой речевой коммуникации;

-          взаимодействие с партнерами в группе;

-          разрешение конфликтов [2].

Метод кейсов (от английского «case» — случай, ситуация) — это метод активного обучения, который основывается на работе с конкретными учебными ситуациями, которые носят проблемный характер. Данный метод называют методом конкретных ситуаций и ситуативного анализа. В задачу обучающихся входит анализ предложенной ситуации, вычленение проблемы, выяснение сути проблемы, поиск возможных путей решении этой проблемы и выбор самого лучшего пути. Данная методика предлагает использовать не вымышленные, а реальные бытовые, социальные, экономические и профессиональные ситуации. Такого рода работа направлена на получение практического опыта, в условиях, приближенных к реальным.

Выделяют следующие этапы работы над кейсами:

1)                 ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов

2)                 анализ полученной информации и вычленение проблематики

3)                 поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе

4)                 выработка возможных путей решения проблемы

5)                 отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого

6)                 оформление результатов и их презентация

7)                 обсуждение и подведение итогов [3].

С точки зрения коммуникативно-деятельностного подхода кейс-метод может иметь успех при использовании его на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный: он задействует все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Таким образом, осуществляется коммуникативная составляющая подхода, которая обусловлена активной деятельностью учащихся с целью разрешения проблемных ситуаций.

Метод кейсов является эффективным средством в обучении иностранному языку, потому как:

-          создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;

-          способствует эффективному развитию навыков таких видов речевой деятельности как чтение, аудирование и говорение;

-          помогает формировать навык коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков [4].

В рамках выполнения проекта и работы с кейсами отмечается принцип взаимодействия двух составляющих коммуникативно-деятельностного подхода — коммуникация и деятельность. Коммуникация на иностранном языке инициирована деятельностью, которой заняты студенты для выполнения проекта и решения проблемных ситуаций. Получается, что иностранный язык в данном случае выполняет свое прямое предназначение — получение новых знаний и опыта посредством иностранного языка. Студенты используют иностранный язык для того, чтобы через общение познавать новое. Это новое очень актуально для них, а значит и интересно. Систематическое использование методов, соотносящихся с коммуникативно-деятельностным подходом позволяет студентам легко и быстро ориентироваться в иноязычном пространстве, формировать определенные модели поведения в различных речевых ситуациях на иностранном языке в соответствии с теми целями, которые они преследуют. В итоге, методы, используемые под эгидой коммуникативно-деятельностного подхода, можно расценивать как эффективные и ведущие к формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Литература:

 

1.                  Крившенко Л. И., Вайндорф-Сысоева М. Е., Юркина Л. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования: Учебное пособие // Москва: МГОУ — 2007

2.                  Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_28_proektnaya_deyat-st_kak_metod_formir-ya_uud.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

3.                  Горбатова Т. Н., Рыбушкина С. В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 741–743.

4.                  М. В. Золотова, О. А. Демина О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ситуация, подход, коммуникативная компетенция, метод кейсов, иноязычное пространство, рамка дисциплины, речевая деятельность, иноязычная коммуникативная компетенция, современное общество.


Ключевые слова

иноязычная коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку, учебный процесс., коммуникативно-деятельностный подход

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на...

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

Ключевые слова:метод кейсов, обучение иностранному языку, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке, учебный процесс.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного...

иностранный язык, коммуникативная мобильность, иноязычное пространство, метод проектов, ситуация, студент, профессиональная деятельность, коммуникативно-мобильное поведение...

Использование современных педагогических методов...

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, технология обучения. История обучения иностранным языкам насчитывает столетия. На протяжении времен менялись цели, методы, приемы обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении.

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков. Автор: Супрунов Семён Евгеньевич.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на...

Коммуникативная компетенция как базисная категория...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

Ключевые слова:метод кейсов, обучение иностранному языку, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке, учебный процесс.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного...

иностранный язык, коммуникативная мобильность, иноязычное пространство, метод проектов, ситуация, студент, профессиональная деятельность, коммуникативно-мобильное поведение...

Использование современных педагогических методов...

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, технология обучения. История обучения иностранным языкам насчитывает столетия. На протяжении времен менялись цели, методы, приемы обучения.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении.

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Задать вопрос