Информационные технологии в обеспечении процесса Lifelong learning в сфере туристского бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Таранова, Э. Н. Информационные технологии в обеспечении процесса Lifelong learning в сфере туристского бизнеса / Э. Н. Таранова, Е. Г. Лаврушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18651/ (дата обращения: 29.03.2024).

Статья раскрывает проблемы разработки методов непрерывного образования на основе информационных технологий. Предлагается создание единой информационной среды для членов туристической сферы, так как задача специалиста в любой области — максимально изучить информационные массивы. Профессиональные способности поиска, преобразования и применения на практике знаний оказываются основополагающими в сфере самообразования, самоподготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова: качество подготовки специалистов, создание единого информационного пространства, повышение квалификации, связь информационной грамотности и непрерывного образования, методы непрерывного образования.

 

Система Life-Long learning постепенно входит в состав современного информационного общества. Одним из ведущих направлений усовершенствования современного образования и обеспечения развития непрерывного образования являются информационные технологии. Они являются ключевым фактором в непрерывном образовании и первым шагом на пути к достижению образовательных целей. Сотрудники должны развивать свои информационные умения в течение всей жизни, и здесь руководители предприятий играют ключевую роль в обеспечении информационной подготовки. Руководителям необходимо помогать сотрудникам в их готовности обретать и совершенствовать навыки и умения для продолжения образования.

На данный момент иначе понимаются этапы жизни человека, уходит в прошлое традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессионального становления. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает обучение, продолжительность которого, равна продолжительности жизни человека.

Life-long learning предполагает, что людям необходимо возобновлять свое обучение в течение всей жизни как посредством неформальных методов («ежедневное обучение — извлечением нового опыта из самой жизни), так и путем неоднократного получения формального образования, обновления знаний, участия в тренингах, курсах повышения квалификации. Цель — получение и улучшение имеющихся навыков и квалификаций в связи с существующими потребностями личного, социального или профессионального характера.

Lifelong Learning охватывает предоставляет каждому индивиду возможности выбора видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы отшлифовать свои знания и умения и использовать их оптимальным образом. Непрерывное образование и приобретение соответствующих времени необходимых навыков рассматриваются в качестве ответов растущей конкуренции и использованию новых технологий.

В связи с развитием и распространением информационных и коммуникационных технологий, формированием глобальной системы знаний появились новые возможности в сфере повышения эффективности труда.

Основная образовательная ценность информационных технологий — в создании интерактивной среды обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями. Новые информационные технологии облегчают ориентирование в изменениях туристической сферы.

Lifelong learning рассматривается как инструмент для продвижения идей информационного общества и общества, основанного на знаниях. Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Однако информация сама по себе не предоставляет возможности стать информационно грамотным. Грамотность определяется как «состояние образованности». Понятие «информационная грамотность» может пониматься и как компьютерная грамотность, и как медиаграмотность. Также она связана с такими видами грамотности, как владение информационными технологиями, цифровой и сетевой грамотности.

У компетентного сотрудника присутствует возможность осознания своих потребностей в информации, ее идентификации, получения доступа, извлечения, оценки, организации и использования. Для того чтобы стать информационно компетентным, надо знать, как можно получить пользу от мира знаний, и включить опыт других в свое образование.

Информационная грамотность представляет собой комплекс умений, тогда как обучение на протяжении всей жизни представляется хорошей привычкой.

Таким образом, если техническое обеспечение открывает доступ к информации в нужное время и ее достаточную полноту, то овладение информационными умениями делают эту возможность действительной. Нужно лишь овладеть способами обработки данных, методам исследования, изучения, систематизации информации.

От туристических предприятий требуется организация процесса непрерывного обучения своего персонала на совершенно ином качественном уровне, выбора альтернативных форм и методов обучения. Для этого на предприятии может быть создана единая информационная среда, объединяющая комплекс программно-технических средств, интеллектуальные и информационные ресурсы фирмы. Образовательная среда в сфере туризма откроет доступ к образовательным ресурсам, возрастет мобильность слушателей, начнет развиваться модульное обучение. Также создание единого информационного пространства позволит в короткие сроки с высокой эффективностью осуществить обучение (повышение квалификации, переподготовку) специалистов и руководителей. Это позволит фирме улучшить подготовку специалистов, при этом учитывая изменения, происходящие на туристическом рынке.

Перечисленные возможности информационных технологий и компьютерных средств обучения допускает организацию подготовки сотрудников в виде взаимосвязанной деятельности на каждом шаге обучения.

WEB-технологии представляют возможным создание сетевых сообществ на базе институтов повышения квалификации (консультирование, обмен опытом, апробация методик, обмен знаниями).

Использование Web-технологий обусловлено развитием сети Интернет, которая имеет значительный потенциал для развития образования.

Причины активного использования сети Internet:

1.        Сетевые технологии исключают препятствия для возможности поиска единомышленников, находящихся на расстоянии

2.        Эффективный и быстрый обмен информацией

3.        Использование Internet с целью обучения при использовании каналов визуализации.

Специфика подготовки менеджеров в туризме и гостеприимстве в современных условиях заключается в использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания, учете состава аудитории, состояния духа и реакций, способности воспринимать тот или другой материал, применение педагогами импровизаций в учебном процессе для максимального приближения обучающихся к реальным ситуациям и принятию адекватных управленческих решений.

Важнейшим недостатком в становлении бизнес — образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов. В связи с этим следует инициировать разработку методического обеспечения их применения в учебном процессе.

Таблица 1

Методы для Life-long learning и информационные технологии для их использования

Метод

Способ использования

Программы

Видео-курсы, тренинги

Создание видео уроков

CamStudio, Jing, Webineria, Wink, UltraVNC Screen Recorder, Windows Media Encoder, BB FlashBack Express, CaptureFox, Krut, TipCam, TotalScreenRecorder, Fraps

Создание видеокурсов

CamtasiaStudio, AutoPlayMediaStudio, AdobePhotoshop

Дистанционное обучение

Метод информационного ресурса

Email-консультации

Сетевое взаимодействие (деловые, дидактические, игры)

Сетевые сообщества

- Ввод курсов дистанционного обучения;

— отображение введенной информации с целью ее контроля и редактирования;

— преобразование информации (изменения формы представления данных, перекодировки, трансляции, выполнения арифметических и логических операций, изменения структуры данных и т. п.);

— хранение различной информации;

— отображение итоговых и промежуточных результатов решения заданий и тестовых работ;

— оперативное общение участников учебного процесса между собой и с системой в процессе обучения.

Компьютеры

Внешние запоминающие устройства

Устройства ввода-вывода информации

Устройства оперативной связи с компьютером (дисплеи, мультимедийные и графические проекторы, камеры, интерактивные доски, устройства речевого ввода-вывода, устройства управления курсором и т. п.).

Устройства машинной графики (устройства кодирования графической информации, дигитайзеры, плоттеры, графические дисплеи, устройства управления курсором, растровые печатающие устройства и т. п.).

Устройства подготовки данных

Устройства связи с мультимедийным и лабораторным оборудованием

Технические средства теледоступа и компьютерных сетей (мультиплексоры передачи данных, аппаратура передачи данных, сетевые контролеры, связные процессоры, каналы связи и т. п.).

Лекции

Кейс-технологии

Форумы, online-лекции, слайд -лекции

1.Различная проекционная звуковоспроизводящая аппаратура(акустические системы 2.1 и 3.0)

2.Проекторы (Проектор BenQ MS619ST, InFocus IN114, NEC M311X,И т. д.) видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны; тренажеры; технические средства контроля; устройства для программированного обучения, персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами

Подготовка и демонстрация электронных презентаций-Lotus Freelance, Microsoft Power Point, SPC Harvard Graphics

Мастер-класс

Метод телекоммуникационных проектов;

Метод реификации

Обучение графическому дизайну и обработке изображений

Графические пакеты Photoshop, CorelDraw

Обучение макетированию и верстке

Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe Photoshop

Обучение компьютерной графике и анимации

CorelDRAW, Photoshop, 3D-Max

Создание сайтов

Adobe Dreamweaver, Microsoft FrontPage,

Microsoft Office SharePoint Designer,Microsoft Expression Web

Обучение финансовому анализу

Программы «Альт-Финансы»

(фирма «Альт-Инвест»), Audit Expert (Expert Systems), «Мастер Финансов.

Анализ» (консультационная группа «Воронов и Максимов»)

Обучение инвестиционному анализу

Программы Project Expert (Expert Systems), «Альт-Инвест» (фирма «Альт-Инвест»), «ИНЭК-Аналитик» (ИНЭК)

Обучение навыкам работы управления документами, овладение инструментами моделирования и анализа бизнеса

«PC DOCS, Inc». DOCS Open, DOCS Fusion

Программы-переводчики

Перевод

Promt (Промт), Stylus, Socrat, Промт,

Oxford Elementary, ABBYY Lingvo.

Системы онлайн-перевода текста(Google Translate) (http://translate.google.ru) и Промт (www.translate.ru).

Видеоконференции Метод компьютерных конференций

Дистанционное обучение

Системы Adobe Acrobat Connect, Openmeetings, Tixeo, Mirapoli,Lifesize, Skype

 

Заключение

Использование информационно–технических средств позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. При этом предполагается наличие открытой информационной среды обучения, экспертно-обучающие системы, программы моделирования и вычисления, доступ к локальным и удаленным базам данных, информационным массивам и т. п. При функционировании системы обучения, сочетающей в себе современные достижения педагогической науки в сфере непрерывного профессионального образования и внутрифирменной подготовки кадров, новыми методами ведения бизнеса, результатом станет динамично и результативно развивающаяся организация, успешный разноплановый туристский бизнес. Цель, стоящая перед специалистами сферы образовательных информационных технологий — отбирать и рекомендовать определенные пакеты сервисов, которые помогут руководителям туристической фирмы решать специфические проблемы.

 

Литература:

 

1.         Кизим А. В. Информационные технологии в туризме: учебно-методическое пособие / А. В. Кизим. — Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет»,2011. — 146 с.

2.         Плотникова Н. И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса Издательство: Советский спорт, 2001 г., 65 стр. — [Электронный ресурс]- Код доступа: http://www.twirpx.com/file/320164/

3.         «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников» — [Электронный ресурс]- Код доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177649

4.         Чернов В. А. Управление экономическими системами (на примере молодежной бизнес-команды в сфере туризма): учебное пособие / В. А. Чернов, Л. М. Курбанова, Е. Ю. Римлянд; под. общ. ред. Е. Ю. Римлянд. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — 80 с.

5.         М. Коулз, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева Национальная система квалификаций.Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. — М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009–115 с.

6.         Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов, 2001. — С.34–55; Сергеев Н. К. Реализация идеи непрерывности в профессиональном педагогическом образовании [Электронный ресурс].URL:// http://www. borytko. nm.ru/papers/subi ect5_3/ sergeev.htm.

7.         Чернов, В. А. Управление экономическими системами (на примере молодежной бизнес-команды в сфере туризма): учебное пособие / В. А. Чернов, Л. М. Курбанова, Е. Ю. Римлянд; под. общ. ред. Е. Ю. Римлянд. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — 80 с.

8.         Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда/ М. Коулз, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева.– М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009–115 с.

9.         Косолапов А. Б. Менеджмент в туристической фирме: учебное пособие / А. Б. Косолапов. — М.: КНОРУС, 2009. — 256 с.

10.     Козыренко В. П. Информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательной и научной работы в системе непрерывного образования /В. П. Козыренко // Непрерывное образование как принцип функционирования современных образовательных систем: (первый опыт становления и развития в Украине): моногр. / под общ. ред. В. И. Астаховой; Нар. укр. акад. — Харьков: Изд-во НУА, 2011. — С. 130–139.

11.     Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании/ И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова-М.:Дрофа,2008.-320 с.

12.     Усков В. Л. Качество электронного образования/В. Л. Усков, А. Д. Иванников, А. В. Усков /Информационные технологии. 2007. № 3.С. 24–30

13.     Андреев А. А. Направления применения сервисов Интернета Web 2.0 в учебном процессе. Информационные технологии в гуманитарном образовании/А. А. Андреев, Т.А Семкина., В. А. Леднев // Материалы Международной научно-практической конференции (Пятигорск, 24–25 апреля 2008 г.): В 2 ч. Ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. С. 39–45.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, DOCS, обучение, повышение квалификации, учебный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда, единое информационное пространство, информационная грамотность, туристическая сфера.


Ключевые слова

повышение квалификации, качество подготовки специалистов, создание единого информационного пространства, связь информационной грамотности и непрерывного образования, методы непрерывного образования., методы непрерывного образования

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Создание единого информационного пространства вуза

информационное общество, информатизация образования, единое информационно-образовательное пространство вуза.

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

1.Формирование современного единого информационно-образовательного пространства колледжа. 2.Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Цели изадачи дистанционного обучения. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня образованности общества

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

информационная система, сфера образования, система, дистанционное обучение, электронный учебник, Издательский дом, печатный вид, реляционная база данных, качество функционирования, повышение качества...

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Дистанционное обучение в информационной...

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Создание единого информационного пространства вуза

информационное общество, информатизация образования, единое информационно-образовательное пространство вуза.

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Организация информационного пространства... | Молодой ученый

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

1.Формирование современного единого информационно-образовательного пространства колледжа. 2.Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Цели изадачи дистанционного обучения. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня образованности общества

Информационные системы в образовании | Статья в журнале...

информационная система, сфера образования, система, дистанционное обучение, электронный учебник, Издательский дом, печатный вид, реляционная база данных, качество функционирования, повышение качества...

Задать вопрос