Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 910 раз

Библиографическое описание:

Темербаева, А. К. Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО / А. К. Темербаева, Е. Н. Арбузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1307-1311. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18595/ (дата обращения: 23.04.2024).

Рассматривается необходимость создания электронного учебного пособия с региональным содержанием. Описывается, разработанное авторами, электронное пособие с региональным содержанием к курсу «Окружающий мир» начальной школы.

Ключевые слова:электронное учебное пособие, региональный компонент.

 

Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами — смешанный состав учащихся, т. е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

В ФГОС НОО региональный компонент не определен как структурная единица, однако предусмотрено включение регионального материала в содержание обучения, что отражено в ФГОС в разделе «Портрет выпускника начальной школы», а также п. 19.3, 19.6. [4]

Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. [4]

Реализация регионального содержания в процессе обучения младших школьников возможна в двух направлениях: через интеграцию федерального и регионального предметного материала и как самостоятельный отдельный курс.

Работая по программе «Окружающий мир», которая имеет экологическую направленность, мы выделили в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:

Таблица 1

№ урока

Тема урока

Примерное содержание

1 класс

8

Учимся определять положение предметов и направления движения.

Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе.

12

Предметы и их признаки.

Описание предметов из окружающей обстановки.

15

Осень — природа готовится к зиме.

Приметы осени в нашем городе.

24

Ты и твоя семья.

Родители: Ф. И. О., место работы, любимое занятие.

26

Ты и твои друзья.

Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе.

30

Зима — покой природы.

Приметы зимы в нашем городе.

33

Мой дом, моя улица.

Экскурсия по улицам города.

39

Хозяйство человека.

Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района.

41

Богатства природы.

Чем богат наш край.

44

Весна — природа пробуждается.

Приметы весны края.

50

Растения и животные.

Разнообразие растительного и животного мира района.

55

Домашние животные и растения — наши друзья.

Домашние животные и растения учеников класса.

58

Природа и мы.

Правила поведения в лесу.

62

Лето — природа цветет и плодоносит.

Приметы лета в городе.

Сбор гербария.

2 класс

3

Природные часы, календарь, компас.

Работа с компасом на местности. Определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта.

11

Смена времен года.

Времена года в Каслинском районе.

24

Реки.

Реки Челябинской области и нашего края.

26

Озера.

Озера Челябинской области и нашего района.

27

Равнины. Болота и их обители.

Болота нашего края.

28

Горы. Вулканы и землетрясения.

Уральские горы.

37

Леса умеренного пояса.

Лес — легкие Омской области. Лесные обитатели наших лесов.

40

Хрупкая природа степей и пустынь.

Степная полоса в Челябинской области. Обитатели степей.

43

Горные экосистемы.

Горная зональность в Челябинской области.

45

Другие природные катастрофы.

Природные катастрофы в Челябинской области.

46

Человечество.

Народы Челябинской области. Обычаи и традиции народов нашего края.

47

Города и страны.

Челябинск — прошлое и настоящее. Наш город.

61

Моя Родина.

Челябинская область, Каслинский район — наша малая Родина: символика и традиционные праздники.

3 класс

2

Тела и вещества.

Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела.

6

Где обитают живые организмы.

Места обитания живых организмов нашего района.

8

Живые участники круговорота веществ.

Живые представители круговорота веществ нашего района.

13

Экосистемы озера и болота.

Растения и животные озер и болот нашего города.

14

Экосистема луга.

Растения и животные луга Омской местности.

15

Экосистема леса.

Растения и животные леса Омской местности.

17

Экосистема поля.

Растения и животные поля Омской местности.

22

Животные большие и маленькие.

Самые, самые животные нашего района.

25

На суше — как дома.

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

26

Пернатые изобретатели.

Птицы нашего города.

28

Осторожно: животные!

Охрана животных в нашем районе

31

Как нам жить.

Меры по охране природы своей местности.

4 класс

6

Для чего и как мы дышим.

Охрана воздуха нашего края.

10

Почему наш организм работает слажено.

Взаимодействие всех организаций города, района.

13

Родители и дети.

Охрана материнства и детства в нашем районе.

14

Отчего мы иногда болеем.

Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района.

19

На службе у человека.

Животные — помощники человека в различных профессиях.

21

Как человек использует свойства воды.

Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района.

22

Как человек использует свойства воздуха.

Использование свойств воздуха в промышленности своего края.

24

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые Омской местности.

26

Приручение огня.

Металлургическое производство Челябинской области.

30

Как нам жить.

Воздействие человека на природу.

 

Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:

-                      как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,

-                      как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,

-                      как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.

Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.

Разработка электронного учебного пособия (далее ЭУП) с региональным содержанием была реализована в связи с ещё одним требованием ФГОС НОО — обеспечение образовательного процесса учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. [3]

ЭУП к курсу «Окружающий мир. Региональный компонент» было разработано для УМК начальной школы «Школа России» (Рис.1.), но данное ЭУП возможно интегрировать в любую учебную программу начального общего образования, реализуемую в Омском регионе.

Рис. 1. Скриншот титульного слайда электронного пособия

 

При разработке пособия мы исходили из основных дидактических принципов: доступность, научность, связь теории и практики и др., а также из принципов экологизации, региональности, дифференциации, разноуровневости, вариативности. Курс включает три раздела (Рис.2): растения, животные и памятники Омской области.

Рис. 2. Скриншот «Навигация»

 

Курс содержит комплекс мультимедийных презентаций для знакомства с теоретическим и иллюстративным материалом по каждому из разделов (Рис.3.). По каждой теме обучающимся предлагаются для выполнения интерактивные тестовые проверочные задания, темы проектов и исследовательских работ, рекомендуемый список источников. Приведем для примера тематику проектов и исследовательских работ по разделу «Растения»:

1)      О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.

2)      Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

3)      Почему у елки колкие иголки?

4)      Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?

5)      Роль растения в жизни человека.

6)      Лекарства — сорняки.

7)      Польза алоэ.

8)      Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов и др.

Темы проектов и исследовательских работ по разделу «Животные»:

1)      Как зимует воробей?

2)      Мудрый ворон.

3)      Нора — это дом. Жилища животных.

4)      Чудесное превращение гусеницы в бабочку.

5)      Необычные факты про обычного ежика.

6)      Наблюдение за золотистыми хомячками.

7)      Образ жизни и поведение моего кота.

8)      Наблюдения за развитием муравейника.

9)      Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме и др.

Темы проектов по разделу «Памятники природы»:

1)      Как появляется памятник природы?

2)      Памятники природы нашего края.

3)      Сохраним природы красоту!

Рис. 3. Тематика разделов пособия

 

Учебное пособие имеет важное практическое значение для учителей и учащихся начальной школы, т. к. в Омской области отсутствуют подобного рода аналоги среди традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. Экспертная оценка показала, что разработанное электронное учебное пособие способствует мотивации учащихся и является эффективным дидактическим средством для организации, осуществления, контроля и рефлексии учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке и во внеурочной работе. Способствует формированию УУД у учащихся начальной школы. Предлагаемое ЭУП размещено на портале системы образования Омской области «Виртуальные методические объединения педагогов Омской области» и на образовательном портале ОмГПУ. Руководитель проекта: к. п. н., доцент Е. Н. Арбузова. Разработчики ЭУП — магистранты 2 года профиля «Начальное образование»: Алчанова З. Длужневская Д., Искакова М., Конопко О., Мукашева А., Сыкчина Н., Темербаева А.

 

Литература:

 

1.                  Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников: монография / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: ЦНТЭП, 1999. — 364 с.

2.                  Красная книга Омской области / Правительство Омской области, Омский государственный педагогический университет. Отв. ред. Г. Н. Сидоров, В. Н. Русаков. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 460 с.

3.                  Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. — М.: 2013. — 175с.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ — М.: Просвещение, 2010.

5.                  Электронное учебное пособие «Окружающий мир. Региональный компонент» [Электронный ресурс] // Виртуальные методические объединения педагогов Омской области [Офиц. сайт]. URL: http://vmo.obr55.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1876&keywords (дата обращения: 01.03.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): Челябинская область, начальная школа, Омская область, животное, край, начальное общее образование, Омская местность, региональное содержание, город, региональный компонент.


Похожие статьи

Изучение регионального компонента в школьном...

Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1

Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

географическое образование, региональный компонент, региональное содержание, малая родина, региональная география, национально-региональный компонент, родной край, курс, изучение, класс.

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

региональный компонент, иностранный язык, Российская Федерация, родной край, республика Коми, этнокультурное образование, межкультурное общение, общее образование, иноязычная коммуникативная компетенция...

Региональный курс географии в системе географического...

– в основную школу введен региональный курс с учетом требований обязательного минимума содержания национально-регионального компонента образования и закрепление его базисным учебным планом.

Сущность и формы организации эколого-географического...

Поволжье представлено Балаковским краеведческим обществом в Саратовской области, Урал — Челябинским областным краеведческим обществом, Сибирь — Омским региональным отделением СКР.

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся...

В содержание и профессиональную деятельность педагогов вошло понятие «региональный компонент», включающий в себя содержание образования

− адекватность этнокультурного материала содержанию базового компонента дошкольного и начального образования

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько

- Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» Гимназии № 2 г.Грозный, в...

Регионализация современной системы дополнительного...

Смысловое и содержательное наполнение регионального компонента в образовании является составной частью

Вместе с тем, регионализация содержания образовательных программ дополнительного образования базируется на следующих общих факторах

Похожие статьи

Изучение регионального компонента в школьном...

Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1

Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как на ценность.

Особенности ориентации старших подростков на содержание...

географическое образование, региональный компонент, региональное содержание, малая родина, региональная география, национально-региональный компонент, родной край, курс, изучение, класс.

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

региональный компонент, иностранный язык, Российская Федерация, родной край, республика Коми, этнокультурное образование, межкультурное общение, общее образование, иноязычная коммуникативная компетенция...

Региональный курс географии в системе географического...

– в основную школу введен региональный курс с учетом требований обязательного минимума содержания национально-регионального компонента образования и закрепление его базисным учебным планом.

Сущность и формы организации эколого-географического...

Поволжье представлено Балаковским краеведческим обществом в Саратовской области, Урал — Челябинским областным краеведческим обществом, Сибирь — Омским региональным отделением СКР.

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся...

В содержание и профессиональную деятельность педагогов вошло понятие «региональный компонент», включающий в себя содержание образования

− адекватность этнокультурного материала содержанию базового компонента дошкольного и начального образования

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько

- Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» Гимназии № 2 г.Грозный, в...

Регионализация современной системы дополнительного...

Смысловое и содержательное наполнение регионального компонента в образовании является составной частью

Вместе с тем, регионализация содержания образовательных программ дополнительного образования базируется на следующих общих факторах

Задать вопрос