Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 12.05.2015

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Жаббарова Д. Д. Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1157-1160. — URL https://moluch.ru/archive/90/18174/ (дата обращения: 22.06.2018).

В статье определяется место информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач. Обобщается и систематизируется накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях литературы.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность студентам совершенствоваться и самоактуализироваться, размещать творческие и исследовательские работы в Интернете, защищать исследовательские и творческие работы с обязательным мультимедийным сопровождением, получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. Поэтому использование инновационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

 

In this article, author tried to explain roles of information-communication technologies in the field of education system. In the article generalized and systemized gathered information about using information-communication technologies in lessons of literature.

Information-communication technologies provide students with self-development and self-actualization, to put creative and research works in Internet and defend them through using multimedia capabilities. Besides, information-communication technologies help to students to get additional interested-information through e-chat and e-mail in mode of on-line and videoconference or another ways. In this reason, using of information-communication technologies is actual issue in modern education system.

 

Процесс творчества рассматривается как продуктивный процесс личностного роста и психического развития, обеспечивающий возможности открытия окружающего мира и самовыражения личности через творчество, актуализацию жизненного и литературного опыта, как потребности в поиске, возможности развертывания исследовательской активности, направленный на использование знаний в нестандартной ситуации, поиски и открытии нового; выражение нового как решение проблемы в форме художественного интеллектуального и вещественного продукта.

В результате решения продуктивных задач создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения; система внутренних мотивов переориентирует процесс решения репродуктивных учебных задач за счет сознания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимоотношений.

Использование продуктивных задач возможно на любом из этапов урока и после уроков в зависимости от задумки учителя. При решении продуктивных задач приоритетной становится групповая работа, так как побуждение ребенка к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками вместе с тем побуждение к максимальной мобилизации и актуализации личного опыта дает возможность решать продуктивную задачу группы учащихся, задачу, которую не под силу решит одному ребенку. А учителю при этом нужно быть хорошим режиссёром и организатором групп, потому что удачно сформированная группа-50 % успеха в решении продуктивной задачи. Следовательно, процесс формирования группы не просто прихоть учителя, а сознательный акт, направленный на улучшение качества работы.

Творческий опыт должен быть нормальной составляющий того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе.

В основе сегодняшнего представления об эффективности образования лежит следующее положение: человек усваивает

10 %-информации при чтении;

20 %-на слух;

30 %-наглядно;

40 %-на слух и визуально;

60 %-при устном обсуждении темы;

80 %-при самостоятельном поиске и формирование проблемы;

90 %-при самостоятельном формировании и решении проблемы

Значит, эффективнее всего учится делать что-то своими руками, а не по готовым рецептам. Что же касается информации, то её можно получить из других источников.

Мы живем в мире расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования — формирование «личности, способной читать, анализировать, заниматься творческой работой. Поэтому использование инновационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

В проекте модернизации главная задача образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Среди принципов модернизации образования указаны: информатизация образования и оптимизация методов обучения; активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с «прорывными» высокими технологиями.

Цель данной статьи — определить место информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных образовательных задач. Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях литературы. Предложить вариант методики использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи исследования — усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность высшего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т. д. Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Повысить роль самостоятельной работы студентов. Обеспечить в университете необходимую базовую подготовку студентов по основным направлениям применения информационно-коммуникационных технологий, введение которых связано с необходимостью подготовки студентов к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности студентов при изучении литературы. Решить эти задачи позволяет использование разных форм организации образовательного процесса: это и активные формы занятий (исследование, конференция, защита проектов); и методы и приемы работы, активизирующие деятельность студентов; и выполнение студентами исследовательских заданий, творческих работ; и система дополнительного образования студентов, когда решаются нестандартные задачи в поисковом режиме.

Методы исследования. Анализ программ курса информатики показывает, что студенты сегодня готовы к занятиям самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с Word, Excel, Paint, Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На занятиях информатики студенты получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на занятиях по информатике, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых университету задач. Для использования информационно-коммуникационных технологий, необходимо чтобы преподаватель умел:- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на занятиях;- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;-применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);-осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к аудиторным и внеаудиторным (СРС, СРСП) занятиям;-организовывать работу со студентами по поиску необходимой информации в Интернете;-самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. Опираясь на имеющиеся у студентов навыки, преподаватель постепенно вводит в свои занятия следующие формы информационно-коммуникационных технологий:- начиная с 1-го курса можно применять формы, требующие от студентов специальных знаний информационно-коммуникационных технологий, например компьютерные формы контроля (тесты). В этот период преподаватель может проводить и занятия на основе презентаций, созданных им самим или студентами.- со 2-го курса можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по литературе на разных этапах подготовки и проведения занятия. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются студентами в основном как источники информации. На нашей кафедре на занятиях по литературе студенты освоили программу Power Point. Это позволяет строить занятия на основе защиты СРС, СРСП студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий. С помощью Word студенты учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и преподаватели придерживались единых требований к оформлению студенческих работ. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность студентам совершенствоваться и самоактуализироваться, размещать творческие и исследовательские работы в Интернете, защищать исследовательские и творческие работы с обязательным мультимедийным сопровождением, получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе преподаватель — уже лишь помощник студентов, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

На занятиях по литературе наиболее распространены такие формы информационно-коммуникационных технологий:

— Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы познавательной деятельности на занятиях за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

— Занятия с использованием компьютерной презентации — это и занятия объяснения нового материала в диалоговом режиме, и лекции, и семинарские занятия, и научная конференция, и защита курсовых проектов, и интегрированное занятие, и презентация, и дискуссия.

Защита курсовых и дипломных работ — уникальный способ реализации творческого потенциала студентов, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование информационно-коммуникационных технологий подобного типа — одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

Занятие с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний студентов (на разных этапах занятий, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (оценку выставляет компьютер).

Во всех случаях информационно-коммуникационные технологии выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром» [2, 4–8]. В результате преподаватель и студент не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

На занятиях по литературе особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости студентов. Живопись и музыка делают занятие живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в аудитории, позволяют студентам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Фотографии, портреты в единстве со словом преподавателя создают образ писателя; иллюстрации к текстам помогают представить персонажей произведения.

Но преподавателю часто не хватает необходимого наглядного материала и оборудования для размещения имеющегося. На помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Владея информационно-коммуникационными технологиями, преподаватель имеет возможность создавать и хранить дидактические материалы к занятиям (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня аудитории, поставленных перед занятием задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.

С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по литературе, истории и мультимедийных художественных комплектов (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в занятия фрагментов видеолекций. Например, при изучении творческих методов на занятиях по истории зарубежной литературы используются мультимедийные материалы с диска «Художественная энциклопедия западноевропейского искусства» («Классицизм», «Барокко», «Романтизм»), студенты могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.

Однако сложность технической организации такого занятия, большие временные затраты только на один вид работы свидетельствуют о необходимости поиска новых форм использования данного материала с большим эффектом. Одной из форм является работа с презентацией.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию занятия, определить место презентации на занятии. Если презентация станет основой занятия, то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание текстового и мультимедийного материала (тексты, таблицы, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом занятия, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки, демонстрации, презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т. е. методическое оснащение презентации занятия.

Специфика подготовки занятия-презентации, безусловно, определяется типом занятия. В нашей практике используются: лекционные занятия, занятия анализа художественного текста, обобщающие занятия.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс учения, развивается литературное, историческое, научно-естественное мышление.

Выводы. На первое место в информационную эпоху выходит «аудиовизуальная культура». Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую сферу, формирующую, наряду с телевизором, сознание буквально с рождения. Соответственно информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе становятся одними из главных посредников в формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. Информационно-коммуникационные технологии не только отвечают нуждам педагогики в развитии личности, но и расширяют спектор методов и форм проведения занятий со студентами. Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, — исследовательский процесс: обеспечивается активное участие преподавателя и студента в поиске, структурировании и оценке информации.

Решить эти задачи позволяет использование разных форм организации образовательного процесса: это и активные формы занятий (исследование, конференция, защита проектов); и методы и приемы работы, активизирующие деятельность студентов; и выполнение студентами исследовательских заданий, творческих работ; и система дополнительного образования студентов, когда решаются нестандартные задачи в поисковом режиме.

 

Литература:

 

1.         Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. — Днепропетровск,1992. 96 С.

2.         Вьюшина И. В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе. Часть 5. Информационные технологии в образовательном процессе: Методические материалы. — Ярославль, 2005. 120 С.

 

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, студент, работа, образовательный процесс, задача, материал, преподаватель, обязательное мультимедийное сопровождение, дополнительная информация, актуальная проблема.


Похожие статьи

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Избежать этой проблемы реально, если применим раздаточный материал (где по ходу лекции можно делать пометки и дополнительные

Основные термины (генерируются автоматически): студент, мультимедийное оборудование, учебный процесс, процесс обучения, лекция...

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Для самостоятельной работы студентов в виртуальном режиме в качестве источника дополнительных материалов применяется интернет.

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Проектирование мультимедийного учебного занятия по...

Мультимедийное сопровождение к учебному занятию также не должно быть тривиальным и незаметным.

Всё это способно вызвать интерес студентов к занятию, представить необходимый материал динамично и увлекательно.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

В МГИМ им. Шнитке организована работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения студентов-музыкантов.

Мы выделяем следующие компоненты мультимедийных образовательных технологий: 1) теоретический и методический материал для педагогов; 2)...

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном...

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе

- методическое сопровождение педагогов

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Основные термины (генерируются автоматически): открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны педагогов, исследовательской и методической работы преподавателей по

 учет индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Избежать этой проблемы реально, если применим раздаточный материал (где по ходу лекции можно делать пометки и дополнительные

Основные термины (генерируются автоматически): студент, мультимедийное оборудование, учебный процесс, процесс обучения, лекция...

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Для самостоятельной работы студентов в виртуальном режиме в качестве источника дополнительных материалов применяется интернет.

Преподаватели и студенты учебного заведения являются пользователями специальной образовательной сети.

Проектирование мультимедийного учебного занятия по...

Мультимедийное сопровождение к учебному занятию также не должно быть тривиальным и незаметным.

Всё это способно вызвать интерес студентов к занятию, представить необходимый материал динамично и увлекательно.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

В МГИМ им. Шнитке организована работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения студентов-музыкантов.

Мы выделяем следующие компоненты мультимедийных образовательных технологий: 1) теоретический и методический материал для педагогов; 2)...

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном...

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе

- методическое сопровождение педагогов

Применение средств мультимедийных технологий как условие...

Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Основные термины (генерируются автоматически): открытое занятие, занятие, учебный материал, преподаватель, форма организации, методическая работа

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны педагогов, исследовательской и методической работы преподавателей по

 учет индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения

Задать вопрос