Метафора и эпитет как средство манипуляции общественным мнением в СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 2535 раз

Библиографическое описание:

Знаменская, Т. А. Метафора и эпитет как средство манипуляции общественным мнением в СМИ / Т. А. Знаменская, Е. А. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18106/ (дата обращения: 19.04.2024).

Тексты массмедиа представляются одной из самых распространенных форм существования языка в современном мире, а их общий объем намного превышает объем речи в других сферах деятельности человека. При этом количество текстов, задействованных в передаче информации через каналы СМИ, постоянно увеличивается. Растет количество телеканалов, печатных изданий, и, конечно же, огромный вклад в процесс создания медиатекстов вносит Интернет.

Массмедиа сегодня представляют собой не только канал передачи информации, но и канал языкового воздействия [1]. Одной из главных задач современных СМИ является манипуляция общественным мнением, т. е. формирование, поддержание или изменение того или иного явления с целью сформировать отношение реципиента к определенным событиям и смоделировать его дальнейшее поведение как части социума [2].

Процесс манипуляции использует множество вербальных и невербальных средств.

В рамках исследования были выделены метафора и эпитет, т. к. именно эти выразительные средства являются наиболее частотными в текстах средств массовой информации. Эпитет — образное определение, дающее характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. Эпитеты помогают реципиенту сформировать оценочное мнение. Немаловажную роль играет и то, к какому слою лексики — литературно-книжному, нейтральному или разговорно-сниженному — относится эпитет. Так, например, в следующем предложении “I couldn’t work with the Yanukovych team, because they are corrupt guys…” [4]слово «corrupt» не только несет в себе негативный смысл, но еще и принадлежит к книжному слою лексики, который используется в официальных документах. Лексика из книжного слоя предполагает достоверность, официальность получаемой информации и, таким образом, представляет эту информацию в глазах читателя как объективную. Таким образом, эпитет corrupt не только создает негативную оценку, но и предлагает эту оценку в качестве официальной, общепризнанной. “The sanctions targeted a raft of financial, defense and industrial companies in the vanguard of Mr. Putin’s push to replace the wild free-market capitalism of the 1990s with state-led development” [4]. В данном предложении эпитет передается словом из нейтрального слоя лексики. Слово wild содержит в себе отрицательные коннотации, а принадлежность к нейтральному слою делает это слово понятным всем категориям читателей. Именно за счет этого предлагаемая автором оценка определенного явления представляется общедоступной, понятной и общепринятой.

Метафора также являются одним из наиболее многочисленных выразительных средств. Метафора как троп представляет собой перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу сходства. Данное выразительное средство воздействует не напрямую, а ассоциативно. Скрытое сравнение вызывает у читателя ряд ассоциаций, которые направлены на формирование у него определенного мнения [3]. Метафоры также могут иметь различную стилистическую принадлежность и иметь литературно-книжную, возвышенную или разговорно-сниженную окраску. Например, в следующем предложении метафора имеет литературно-книжную окраску, что подчеркивает престиж и высокое положение описываемого лица: “… defense and industrialcompanies in the vanguard of Mr. Putins push to replace the wild free-market capitalismof the 1990s with state-led development.” [4]

В следующем примере метафора “economicsplit имеет разговорную стилистическую окраску, по сравнению с более книжными вариантами    controversу, disruptionили conflict. Это позволяет сделать сравнение более понятным для максимального количества читателей, что несомненно влияет на общественное мнение. Behind the continuing military conflict in eastern Ukraine lies an economic split. [4]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в текстах средств массовой информации метафора и эпитет используются для политического и пропагандистского воздействия на читателя с целью управления общественным сознанием аудитории.

 

Литература:

1.      Иссерс О. С. Речевое воздействие. — М.: Флинта, 2009. — 224 с.

2.      Ляпун С. В. Газетная публицистика в парадигме лингвистических исследований ХХIв. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2011. Вып. 2. C. 117–123.

3.      Солганик Г. Я. О специфике газетно-публицистической метафоры // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 2. С. 32–42.

4.      The Guardian [эл. ресурс]:http://www.theguardian.com/uk

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, метафора, общественное мнение, скрытое сравнение, слой, текст средств, эпитет.


Похожие статьи

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

В главном исследовании М. Р. Желтухиной при анализе эффективности текстов современных средств массовой информации особый интерес уделяется метафоре и похожим с ней типам переносных значений: «Метафора, метонимия...

Анализ изменения метафорического образа России...

Одну из ключевых ролей в формировании стереотипов о стране и ее гражданах в современном обществе играют средства массовой информации.

Имя президента РФ в текстах статей всегда встречается с эпитетами и метафорами.

Политическая метафора в газетных статьях.

Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний.

Одной из самых ярких выразительных фигур является метафора. Метафора — это скрытое образное сравнение, переименование, в основе...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Полезная информация.

Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже...

Особенности взаимодействия эпитета с другими тропами...

Полезная информация. Спецвыпуски.

В количественном сравнении с эпитетом, метафора в поэтических текстах А.Ахматовой выступает скорее как вспомогательный троп, поскольку ряд произведений не содержит никаких ассоциативно-образных средств, кроме эпитетов, и даже...

Средства выражения авторского мнения в научно-популярном...

Также одним из важнейших средств выражения авторской позиции в тексте являются

Лингвисты определяют метафору «как семантическое явление, вызванное наложением на

По мнению И. Р. Гальперина «эпитеты, сравнения, определения, детали группируются, образуя...

Эпитет как компонент национальной картины мира

В статье рассматривается роль эпитета как одного из важнейших средств выражения культурных концептов и базисной составляющей

Согласно мнению Д.У. Ашуровой, лингвокультурологический подход к стилистическим приёмам позволяет рассматривать их как

Экспрессивные средства рекламного текста | Статья в журнале...

Экспрессивные средства рекламного текста. Автор: Герасимова Алёна Петровна.

Метонимию часто путают с метафорой. Однако надо помнить, что данное средство выразительности

Сравнение сопоставляет два или более предмета, с целью выявить несоответствия, различия.

Похожие статьи

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

В главном исследовании М. Р. Желтухиной при анализе эффективности текстов современных средств массовой информации особый интерес уделяется метафоре и похожим с ней типам переносных значений: «Метафора, метонимия...

Анализ изменения метафорического образа России...

Одну из ключевых ролей в формировании стереотипов о стране и ее гражданах в современном обществе играют средства массовой информации.

Имя президента РФ в текстах статей всегда встречается с эпитетами и метафорами.

Политическая метафора в газетных статьях.

Средства массовой информации проникли в жизнь человека и стали его помощником, источником практически всех знаний.

Одной из самых ярких выразительных фигур является метафора. Метафора — это скрытое образное сравнение, переименование, в основе...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Полезная информация.

Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже...

Особенности взаимодействия эпитета с другими тропами...

Полезная информация. Спецвыпуски.

В количественном сравнении с эпитетом, метафора в поэтических текстах А.Ахматовой выступает скорее как вспомогательный троп, поскольку ряд произведений не содержит никаких ассоциативно-образных средств, кроме эпитетов, и даже...

Средства выражения авторского мнения в научно-популярном...

Также одним из важнейших средств выражения авторской позиции в тексте являются

Лингвисты определяют метафору «как семантическое явление, вызванное наложением на

По мнению И. Р. Гальперина «эпитеты, сравнения, определения, детали группируются, образуя...

Эпитет как компонент национальной картины мира

В статье рассматривается роль эпитета как одного из важнейших средств выражения культурных концептов и базисной составляющей

Согласно мнению Д.У. Ашуровой, лингвокультурологический подход к стилистическим приёмам позволяет рассматривать их как

Экспрессивные средства рекламного текста | Статья в журнале...

Экспрессивные средства рекламного текста. Автор: Герасимова Алёна Петровна.

Метонимию часто путают с метафорой. Однако надо помнить, что данное средство выразительности

Сравнение сопоставляет два или более предмета, с целью выявить несоответствия, различия.

Задать вопрос