Автор: Мазур Марина Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 2245 раз

Библиографическое описание:

Мазур М. А. Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 152-155.

Среди слагаемых, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление служебной дисциплины, профессионально-нравственное совершенствование личности, важное значение имеет правильная организация патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Под патриотическим воспитанием сотрудников ОВД мы понимаем целенаправленную, многоплановую, систематическую, организованную и скоординированную деятельность субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость. 

Сущность данного процесса заключается в создании условий для формирования патриотического поведения, переводе социально-нравственных ценностей в личностные.

В общей системе воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников ОВД предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:

- статусно-позиционной - обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;

- формирующе-развивающей - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социально-ценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;

- информационно-коммуникативной - обуславливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;

- информационно-мобилизующей - состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;

- прогностическо-деятельностной - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований и чувства патриотизма [2]

Анализ сущности и цели патриотического воспитания дает возможность выделить задачи анализируемого процесса, к которым относятся:

1. Расширение теоретических знаний о патриотическом воспитании.

2. Формирование патриотических чувств, т. к. неразделимо сознание и чувство патриотизма, сознание и чувство долга, принадлежность к российскому народу.

3. Развитие патриотизма как нравственного качества через аксиологическое отражение действительности.

Патриотическому воспитанию сотрудников ОВД как сложному, противоречивому и динамическому процессу присущи устойчивые, повторяющиеся существенные связи между элементами. Эти связи проявляют себя как закономерности патриотического воспитания и включают:

- соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям общества и милицейской службы, духовно-нравственным идеалам личности;

- возрастание роли патриотического воспитания в воспитательной работе ОВД;

- соответствие содержания, методов и форм патриотического воспитания решаемым задачам, конкретной обстановке;

- соответствие результатов системы патриотического воспитания поставленным целям и задачам, зависимость эффективности воспитательного воздействия от уровня теоретико-методической подготовки воспитателей, их культурно-нравственного развития.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания сотрудников ОВД. Анализ современных педагогических исследований по проблемам патриотического воспитания [1;4;5;7] позволяет выделить совокупность принципов, составляющих основу реализации данного процесса в ОВД. К числу их относятся общепедагогические принципы (природосообразности, субъектности, интегративности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив,  опоры на положительное в личности и коллективе,  индивидуального подхода) и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД (принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них).

Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса  патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:

- воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

- воспитание  сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе ОВД России,  стремления развивать и обогащать их боевые традиции;

- развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

- развитие постоянного стремления к овладению своей профессией,  к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;

- изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;

- формирование профессионально и личностно значимых моральных (морально-боевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;

- формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам,  неуклонного следования  их  требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;

- обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников;

- пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга.

Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.

К общим особенностям процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД относятся:

- ярко выраженная профессиональная направленность, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой;

- воспитание у сотрудников уважительного отношения к достоинству граждан, направленности на защиту прав человека и гражданина, неукоснительное выполнение требований нормативных актов;

- необходимость учета особенностей объекта воспитания - взрослых людей, которых иногда приходится перевоспитывать;

- развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса чести;

- развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;

- совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.

Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [1;3;4] позволяет  выделить специфические особенности данного процесса, включающие:

- обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;

- зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;

- осуществление данного процесса в рамках уставной организации, в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;

- обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Итак, анализ процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД как целостного педагогического процесса позволяет выделить основные положения, важные для нашего исследования:

- патриотическое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять профессиональные обязанности;

- патриотическое воспитание побуждает чувство гордости за свою героическую Родину, чувство верности и преданности ей;

- патриотическое воспитание позволяет изучение и продолжение милицейских традиций, ритуалов;

- патриотическое воспитание дает сотруднику осознанное стремление защищать территориальную целостность государства и его конституционный строй, бороться с терроризмом и экстремизмом, преступностью;

- в процессе патриотического воспитания происходит повышение авторитета ОВД в обществе непосредственно через служебную деятельность каждого сотрудника, его отношения к гражданам и их проблемам и профилактическую работу среди населения;

- главными качествами для сотрудника ОВД является честность, порядочность, совестливость в служении Родине;

- для сотрудника характерна жизненная стойкость и мужество; сотрудники ОВД несмотря ни на что, сохраняют веру в лучшее будущее, это помогает им преодолевать все невзгоды;

- сотрудники ОВД обеспечивают постоянную охрану и правопорядок граждан;

- патриотическое воспитание сотрудников ОВД обеспечивает преемственность поколений;

- патриотическое воспитание усиливает связь сотрудника с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества;

- патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

Библиографический список:

1.                  Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах. – Автореф. дис….канд.пед.наук. – М., 1998.

2.                  Дудко А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений. Дис. … канн. пед наук. –Оренбург, 2002. – с.38-39.

3.                  Кабденов Т.К., Кильмашкина Т.Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел //Психопедагогика в правоохранительных органах. -   1998. -  №2(8). -  с.42.

4.                  Кукушин В.М., Лебедев Г.П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. –Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.

5.                  Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: Метод. пособие.  - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

6.                  Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2.

7.                  Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Челябинск, 1996.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, сотрудников ОВД, патриотического воспитания сотрудников, воспитания сотрудников ОВД, патриотическое воспитание, органов внутренних дел, воспитание сотрудников ОВД, патриотическое воспитание сотрудников, значение патриотического воспитания, организация патриотического воспитания, Сущность патриотического воспитания, закономерности патриотического воспитания, патриотического воспитания требованиям, сотрудника ОВД, влияние патриотического воспитания, процесса патриотического воспитания, специфику патриотического воспитания, цели патриотического воспитания, роли патриотического воспитания, Осуществление патриотического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос