Автор: Кудрявцева Оксана Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева О. В. Семиотика женского костюма эпохи социализма // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 46-48.

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов.

Ключевые слова: мода, семиотика костюма, функции костюма, одежда, знак, социальная значимость.

Abstract: The article discusses the semiotics of the female costume of the socialist era, it analyzes the aesthetic and social functions in the history of fashion; revealed the semiotic status of the suit as a group of functionally interconnected and interdependent subjects.

Keywords:fashion, semiotics costume features costume, clothing, sign, social significance.

 

Костюм — это внешний элемент повседневной жизни людей, является при этом знаком и символом. Первым в отечественной литературе особенности знаковой семантики костюма подробно рассмотрел Г. С. Кнабе. Он отметил, что знаковая система всегда исторична, она появляется в определенном обществе, в определенной социокультурной группе, «она всегда эмоциональна и не поддается подчас логике: «Знак — всегда метафора». [4, с.7]

Костюм — важнейший атрибут человека, содержащий информацию о возрасте, этнической, половой принадлежности человека, ее профессии и социальном статусе.

Как известно, мода оказывает немалое влияние на человека, а именно на его идеологические, эстетические, моральные взгляды. Но самое большое влияние проявляется во внешнем облике человека, что находит отражение в выборе одежды.

П. Г. Богатырев предлагал анализировать костюм как вид семиотической системы. Он выделял утилитарную, моральную, эротическую, социально-половую, возрастную и эстетическую функции, подчеркивал значимые аспекты в костюме: «праздничный, религиозный, обрядовый, профессиональный, сословный и региональный» [1, с.18].

Одеваясь, человек дает знать, кто он и что представляет собой как личность. Знаковость одежды играет немаловажную роль: костюм выполняет коммуникативную функцию, тем самым даёт возможность показывать свою индивидуальность окружающим людям.

Таким образом, цель информационно-знаковой системы костюма- передача некой информации от владельца одежды окружающим. Костюм — способ установления коммуникации между кодами и источником информации, согласно этому формируется имидж человека, и, конечно же создается определенное мнение о его носителе. Конечно, на костюм в большей степени, чем на другие знаковые системы, влияние оказывает мода. Именно об этом много писали Д. Ричардсон, Р. Барт, Г. Блумер А. Л., Крёбер и другие.

Реконструирование экономической, политической системы и культуры, смена власти, строительство нового быта — социальные процессы послереволюционных лет, сопровождаются глубокими дискурсивными изменениями.

С 1932 года власть в стране полностью сосредотачивается в руках тоталитарного правителя И. В. Сталина.

Атмосфера всеобщего страха в стране повлияла и на развитие женской моды в 1930-е годы.

В сфере отечественного костюма происходит сближение теории и практики. Художники-конструкторы одежды разрабатывали модели костюмов в соответствии с представлением об идеальном образе советского человека. Для женской моды середины 1930-х гг. характерно появление костюмов. Новый предмет одежды, перекочевавший из мужского гардероба, являлся отголоском общеевропейской тенденции милитаризации и феминизации. Элемент мужского костюма в женском говорил о своеобразном раскрепощении женщин и их равенстве с мужчинами, в том числе и в одежде. Не миновала эта модная новинка и отечественные модные журналы. На лицо тенденция сближения мужского и женского костюма.

Изменяются акценты, силуэт, эстетический идеал. «Прямоугольный силуэт стал исчезать, и постепенно вновь возникла женщина, слегка акцентирующая талию, грудь, бедра, удлиняющая и моделирующая фигуру платьем», пишет польская исследовательница женского костюма Дзеконьска-Козловска.

С 1932 по 1940 годы проанализирован ряд модных журналов. Первое, что заметно невооруженным взглядом, резкая смена силуэта в журналах 1932 года. В журналах 1934 года костюм характеризуется тем, что юбки становятся длиннее, расширяются книзу, однако талия остается заниженной, силуэт по-прежнему тяготеет к прямоугольнику. Рукава стали более длинными и пышными от локтя до запястья, где они драпируются на манжетах или завязках. Цвета также отражали приглушенное настроение тридцатых годов: черный, темно-синий, серый были популярными для городской одежды; коричневые и зеленые были популярны для осенних нарядов; для повседневной одежды и вечернего платья — черный или пастельные оттенки персикового, розового, зеленого и синего. Характерные линии зимних фасонов — более прямые удлиненные, при широких плечах и перехваченной талии. Это делает фигуру стройной и более мужественной. Большим разнообразием отличается верхняя часть платья. Очень распространены рукава — регланы, являющиеся одновременно и кокеткой и воротником; рукава-фонарики, оригинальны банты, завязанные у шеи, на плече или у пояса на талии.

Во второй половине 1930-х гг. появились накладные плечи, зрительно расширяющие силуэт, придающие женщине мужественный, героический вид. В гражданской одежде широкое распространение получили рукава-фонарики, также зрительно расширявшие силуэт. Юбка стала короче и не прямая, а расклешенная со складками. Ощущение хрупкости силуэта создавалось благодаря контрасту затянутой талии с широкими плечами и расклешенным низом юбки.

На страницах журналов мод показывается образ женщины, сочетающей в себе черты физической развитости, выразительные черты лица, румяные щеки, улыбка и нарядное, стильное платье, соответствующее моде. Подобный образ транслировался и с киноэкранов Одной из законодательниц мод 1930-х гг. стала знаменитая актриса Валентина Серова. После фильма «Девушка с характером», где героиня Серовой носит простое, но элегантное платье в клеточку, коричнево-молочного цвета, дополненное рукавами фонариками, у девушек Советского Союза, преимущественно Москвы и Ленинграда появляется тенденция к платьям подобного фасона и цвета. Кроме того, В. Серова также ввела в моду летний плащ-пыльник свободного покроя с капюшоном молочного цвета, он отлично подходил и взрослым женщинам и молодым девушкам. Такой плащ-пыльник был долгое время популярен у модниц Советского Союза. Звезды кинематографа становятся образцами для подражания миллионам советских женщин. Картина Ю. И. Пименова «Новая Москва» (1937 г.) вполне соответствует духу времени. Вот она молодая, уверенная в себе женщина. Её женственность подчеркивается прической — аккуратно уложенные по моде тех лет волосы и нарядная блузка с ажурным воротом.

Главным же для советской труженицы был усредненный стандарт, необходимо было выглядеть как все и ничем не выделяться. Появляется жизнерадостная колхозница B. C. Кораблевой «Иди, товарищ, к нам в колхоз!». На плакате девушка в красной косынке изображена рядом с трактором — главной приметой колхозной деревни, главным чаянием колхозников, символом индустриализации сельского хозяйства. Характерный жест призыва роднит колхозницу B. C. Кораблевой с девушкой из рекламного плаката Ленгиза А. М. Родченко. Если в 1920-е гг. их различия выделялись с помощью костюма, то в 1930-х г. таких отличительных черт как элементы традиционного народного костюма больше не наблюдается: крестьянки будущего — образованные работницы сельского хозяйства в красных косынках, агитирующие за колхозы, выступающие первыми в борьбе с врагами советской власти. Постепенно костюм женщины на советских плакатах А. Н. Самохвалова «Физкультурницы» (1935 г.), «Метростроевки» (1934–37 гг.), «Ударница труда» (1930-е гг.), знаменитая «Девушка в футболке» (1932 г.) и др. приобретает социальную значимость. Наряду с символической красной косынкой мы замечаем и комбинезоны, футболку в полоску, кофточки соседствуют с халатами колхозниц и модными нарядами женщин.

В 30-х годах были очень востребованы платья из шелка в полоску, блузки в горошек. Отделкой для платья служили защипы, кокетки, банты, воланы, оборки, так же в моде была плиссировка. Дополнением к платью, костюму были аксессуары — маленькие шляпки и сумочки.

Советские модницы шагали наравне с европейской модой. Женщины стали носить подкладные плечи, расклешенные юбки, длиной чуть за колено, сочетали блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами. Также вошли в моду разнообразные шляпки с вуалями. Вечерние платья остаются по-прежнему длинными. Вечерние туалеты шились из креп — сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, бархата. Платья отделывались кружевом, различными аппликациями из цветов и бисера. Из украшений женщины носили бусы и крупные брошки.

С середины 1940- х годов в моду вошли нарядные блузки, юбки, летние комбинезоны, брюки клёш, платья, сшитые из цветных тканей.

Повседневные платья становятся короче. Популярными мехами 1940-х считался каракуль и котик. Шубы и жакетки из щипаного кролика встречались на богатых советских модницах очень часто, а кроличьи и беличьи шубки, носил небогатые женщины.

Одним из значимых направлений мировой моды 1940-х годов, нашедший также отражение и в советской моде- экзотический эскапизм. Он проявлялся в немалом интересе к тропической моде. Основной упор был направлен на карибско — латиноамериканские мотивы, с значительной дозой испанского колониального влияния. В данном направлении моды использовались ткани в «андалузский» горошек, стали носить шляпы на манер мексиканских «сомбреро» и небольших испанских шапочек. Огромным успехом пользовались жакеты болеро — коротенькие курточки с закругленными полами. Этот экзотический интерес обсуждался в советской прессе тех лет.

Женская мода эпохи социализма подверглась значительным изменениям. Таким образом, можно сказать, что костюм — важнейший атрибут человека, символ, знак, внешний элемент повседневной жизни людей. Силуэт изменялся в соответствии со стилем и характеристикой целой эпохи.

 

Литература

1.                  Богатырёв, П. Г. Народная культура славян. М., 2007. С.18

2.                  Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Пер. с польск. — М.: Легкая индустрия, 1977. — 296 с.

3.                  Васильев А. А. Этюды о моде и стиле. — М.: Альпина нон — фикшн, Глагол, 2008. — С.265

4.                  Кнабе Г. С. Семиотика культуры. М.: РГГУ, 2005.- С.7

Основные термины (генерируются автоматически): важнейший атрибут человека, внешний элемент повседневной, женское учебное заведение, первое женское учебное, элемент повседневной жизни, повседневной жизни людей, истории женского образования, знаковой семантики костюма, мужского костюма в женском, мужского и женского костюма, Похожая статья, информационно-знаковой системы костюма, сфере отечественного костюма, Женская мода, традиционного народного костюма, Советского Союза, female costume of, semiotics costume features, женской моды, aesthetic and social.

Ключевые слова

знак, социальная значимость, мода, семиотика костюма, функции костюма, одежда

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос