Понятие обладания во французской языковой картине мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Онищенко, А. К. Понятие обладания во французской языковой картине мира / А. К. Онищенко, А. Э. Сенцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1395-1398. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18451/ (дата обращения: 16.04.2024).

Ключевые слова: понятие обладания, французская языковая картна мира, лексическая группа, диахронический аспект.

 

Современная лингвистика активно развивает представление языка как когнитивной деятельности. Поэтому процедура описания языковой картины мира связана с реконструкцией определенной подсистемы знаний как отдельного человека, так и целого народа [5, с. 15]. Отметим, что «в языковой картине мира просто невозможно «упустить» информацию, которая значима для человека» [5, с. 13]. Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, окружающим явлениям, самому себе как элементу мира). Она задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к миру. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира [4, c. 999]. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка [2, с. 64]. По всей видимости, именно поэтому в рассматриваемом в данной работе французском языке, как и в любом другом, понятие обладания является, безусловно, очень значимым. Данная категория тесно связана как с реальными фактами жизни народа, так и с его внутренним духовным миром. Поэтому понятие обладания является одним из основополагающих в культуре той или иной нации. Оно очень ярко иллюстрирует представление о мире, в данном случае, - у французов. Общеизвестно, что наиболее продуктивным является рассмотрение лексических единиц одновременно как в синхронии, так и в диахронии [3. c. 36].

Ядром лексической группы (ЛГ), выражающим самое общее понятие, является глагол avoir. Кроме того, через указание объекта avoir «вторгается» во многие семантические поля, участвуя в формировании соответствующих понятий. Глагол posséder показывает обладание какой-либо собственностью (чаще всего неодушевленными предметами, например, движимым и недвижимым имуществом). Причем это обладание может быть ограничено во времени, оно не является изначальным.

В то время как лексическая единица être doué,-e подчеркивает естественное, изначально присущее, неотторжимое обладание тем или иным качеством, талантом, возможностью, что противопоставляет его глаголу posséder, подчеркивающему отторжимость обладания. По своей грамматической структуре être doué,-e еще и входит в семантическое поле глагола être «быть». В данном случае мы наблюдаем перекличку, перекодировку понятий бытия и обладания: быть каким-либо – иметь что-либо. Другой член ЛГ – глагол - jouir означает обладание каким-либо качеством, выгодным или приятным для обладателя, владение тем, что приносит удовольствие и пользу (здоровье, физическая форма и т.д.). Глагол bénéficier подчеркивает (намного сильнее глагола jouir) пользу обладания и акцентирует извлечение этой пользы. Заметим, что данный глагол входит в ЛГ понятия «иметь, обладать» и одновременно понятия «пользоваться, воспользоваться». Последний член ЛГ – глагол disposer - подчеркивает владение как возможность распоряжаться собственностью по своему усмотрению (время, какая-либо сумма денег и т.д.). Кроме того, данный глагол все еще сохраняет значение «устраивать, располагать, приготовлять что-либо» и входит в две ЛГ.

Рассмотрение состояния ЛГ с общим значением «иметь, обладать» в современном французском языке, со всеми особенностями употребления и спецификой сочетаемости ее членов, подталкивает к изучению ее в диахронии. Это может помочь рассмотреть более глубоко значения членов ЛГ, уточнить специфику их взаимоотношений [6, c. 63], особенности того, как они разделяют между собой данное семантическое поле, а также и то, как и когда «пересекались» понятия «иметь» и «быть», «пользоваться», «устраивать, приводить в порядок».

Глаголы avoir, douer (être doué,-e), jouir являются собственно французскими словами, а bénéficier – отыменным глаголом, образованным в начале XVI века от существительного bénéfice [8, с. 73]. Таким образом, данные слова относятся к пласту собственно французской лексики, они восходят к конкретным латинским лексическим единицам, то есть входят в группу лексики унаследованной (кроме глагола bénéficier). В то время как глаголы posséder и disposer – это заимствования из латыни. При исследовании собственно французских глаголов становится виден тот объем понятия обладания, который был выражен собственными средствами французского языка, а заимствования представляют собой новые грани понятия, которые были связаны с конкретной исторической эпохой жизни французского общества. Для выяснения самих причин заимствования необходимо воссоздать состояние ЛГ понятия обладания на момент этого заимствования. Поэтому начнем с рассмотрения унаследованной лексики.

Глагол avoir является одним из самых первых собственно французских слов, зафиксированных в письменных источниках (около 880 года). В старофранцузском языке он имел форму aveir (Cantilène de Sainte Eulalie, X век) [8, с. 56]. Данный глагол восходит к латинскому habēre. Основными значениями латинского глагола habēre были «владеть», «испытывать какое-либо ощущение», кроме того, он использовался как вспомогательный глагол [7, с. 106]. В старофранцузском языке на первый план выходит значение «испытывать чувство, ощущать» (X – XI века). Можно предположить, что это связано с высоким развитием религиозной культуры, с вниманием средневекового человека к нематериальной стороне бытия. Отметим и другой путь развития семантики глагола. В XI веке у него фиксируется значение «овладевать, заполучать», то есть от обозначения состояния глагол переходит к обозначению действия [8, с. 57].

Глагол douer является собственно французским словом, которое появляется в письменных источниках в конце XII века в форме douer и восходит к латинскому глаголу dotāre, который имел значения «давать в приданое, наделять, одаривать». В пассивной форме он означал «содержать, быть наделенным» [1, с. 130]. В XII веке в старофранцузском языке глагол douer имел значения «одаривать, снабжать, наделять» (Raoul de Cambrai, конец XII века), но в XIII веке из латыни во французский язык заимствуется глагол dotāre в форме doter (Adenet) со значениями «давать в приданое, снабжать» [8, с. 122]. До XVI – XVII веков эти два глагола являются синонимами, но doter употребляется реже douer до XVI века; между XVI и XVII веками doter начинает вытеснять douer из семантического поля «одаривать, снабжать» и после XVII века и до наших дней в этом значении употребляется лишь глагол doter, а douer окончательно переходит в семантическое поле обладания.

Глагол bénéficier является отыменным глаголом, он образуется, согласно источникам, в начале XVI века от существительного bénéfice, заимствованного в конце XII века из латыни. Латинский глагол bénéficier имел значение «наделять привилегией, жаловать» (Budé, начало XVI века), а позже он употребляется в значении «пользоваться чем-либо» [8, с. 73], то есть «иметь что-либо», таким образом, мы наблюдаем перестройку субъектно-объектных отношений. Глагол jouir является собственно французским и впервые упоминается в начале XII века в форме goїr (Voyage de Saint Brendan, 1112) [8, с. 235]. Он восходит к латинскому глаголу gaudēre. Латинский глагол gaudēre имел значения «радовать, любить, наслаждаться». У французского глагола goїr в начале XII века отмечаются значения «встретить, принять с радостью», в конце XII века фиксируется значение «радостно пользоваться, использовать» (La Fontaine, 1678) [9, с. 203]. Таким образом, видно, что глагол постепенно теряет эмоциональную окраску.

Закончив исследование собственно французской лексики и продолжая рассмотрение различных аспектов понятия обладания в старофранцузском языке, перейдем к рассмотрению заимствованных из латинского языка глаголов.

Глагол posséder отмечается (Faugniez, 1364) как форма глагола possider, заимствованного из латыни. Этимоном этого глагола является латинский possidēre [8, с. 512]. Латинский глагол possidēre имел два спряжения: possideo «владеть, распоряжаться как своей собственностью» и possido «вступать во владение; занимать, овладевать». Следовательно, разграничение категорий состояния и процесса было отражено даже на грамматическом уровне. В старофранцузский язык глагол заимствуется в значении «иметь, обладать какой-либо собственностью» [8, с. 513]. Таким образом, заимствование из латинского языка данного глагола для обозначения состояния свидетельствует о фиксации в умах носителей французского языка понятия стабильности, юридической принадлежности какого-либо имущества конкретному хозяину. Глагол disposer заимствуется из латинского языка в конце XII века (Enfances Vivien, 1180) [8, с. 113]. Данный глагол происходит от латинского глагола disponēre. Интересно то, что форма заимствуемого глагола изменилась по аналогии с уже существующим в старофранцузском языке глаголом poser, поэтому получилось disponēre > disposer. Латинский глагол disponēre имел значения «располагать, расставлять; устраивать». В старофранцузском языке он фиксируется с этими же значениями (редко с конца XII века), а уже в XIII веке он отмечается в значении «располагать, распоряжаться», которое также относится к сфере административно-политической лексики. В этом случае глагол от выражения действия переходит к выражению состояния.

Рассмотрение фактов заимствования во французском языке наталкивает на вопрос о том, почему же на определенном историческом этапе для носителей языка удобнее взять чужое слово для обозначения каких-то новых понятий, игнорируя при этом лексический запас собственного языка. Для ответа на этот вопрос достаточно акцентировать внимание на характере той сферы человеческой деятельности, в которой происходит заимствование. Как уже отмечалось, глаголы posséder и disposer относятся к области юриспруденции, характер которой подразумевает четкость и однозначность используемых терминов. Большинство терминов – моносемичны, именно во избежание полисемии, которая характерна для собственно французских слов, из латыни во французский язык заимствуются соответствующие глаголы. Кроме того, не стоит забывать об авторитете латинского языка в старофранцузский период. На протяжении веков он был нелитературным языком повседневного общения, в то время как латинский был языком религии, науки и государства. Преподавание велось на латыни, самые образованные люди своего времени общались и писали на латинском языке. Таким образом, влияние латыни на формирование французского языка трудно переоценить.

Вообще, роль языка состоит не только в передаче какого-либо сообщения, но в первую очередь во внутренней организации того, что подлежит сообщению. Возникает как бы «пространство значений», то есть закрепленные в языке знания о мире, куда непременно вплетается национально-культурный опыт конкретной языковой общности. Формируется мир говорящих на данном языке, то есть языковая картина мира как совокупность знаний о мире, запечатленных, главным образом, в лексике [2, с. 65].

Отметим, что термин «языковая картина мира» - это не более чем метафора, так как в реальности специфические особенности национального языка, в которых зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают для носителей этого языка не какую-то иную, неповторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а лишь специфическую окраску этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, процессов, явлений, избирательным отношением к ним. Следовательно, каждый конкретный язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание его носителей и формирует их картину мира.

 

Литература:

 

1.         Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. – 5-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1998.

2.         Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – С. 64 – 66.

3.         Муратова Е. Н., Сенцов А.Э. Выражение концепта «народ» в английской лингвокультуре // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 35-37.

4.         Мурзаева В.В., Тумакова Н.А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 999-1002.

5.         Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. – М.: Русские словари, 2000. – С. 10 –17.

6.         Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. – М.: Наука, 1983. – С. 62 – 73.

7.         Шигаревская Н.А. История французского языка. – Л.: Просвещение, 1973. – С. 103 – 110.

8.         Dubois J., Mitterand H., Dauzat A. Dictionnaire étymologique de la langue française. – P.: Larousse, 2001.

9.         Le Robert quotidien. Dictionnaire de la langue française. – P.: Le Robert, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): глагол, латинский глагол, старофранцузский язык, французский язык, конец XII века, латинский язык, обладание, языковая картина мира, мир, какая-либо собственность.


Ключевые слова

лексическая группа, диахронический аспект, понятие обладания, французская языковая картна мира

Похожие статьи

Категория обладания в языковой картине мира французов...

глагол, французский язык, старофранцузский язык, латинский глагол, конец XII века, латинский язык, языковая картина мира, век, время, обладание.

Категория обладания в синхроническом аспекте (на материале...)

французский язык, глагол, старофранцузский язык, латинский глагол, латинский язык, конец XII века, межъязыковое взаимодействие, народная латынь, время, век.

Структура концепта «обладание» во французском и латинском...

французский язык, глагол, обладание, латинский язык, концепт, структура концепта, моральный аспект, основная лексическая единица, современный французский язык, старофранцузский язык.

К вопросу о формировании выражения концепта «обладание» во...

глагол, французский язык, латинский язык, концепт, французская культура, старофранцузский язык, основная лексическая единица, наивная картина мира, конец XIV, языковое выражение.

Латинский язык в современном мире | Статья в журнале...

Целью данной статьи является попытка доказать, что латинский язык не является мертвым в наши дни, выяснить роль латинского языка в современном мире. Для достижения цели были изучены латинизмы в английском языке и этапы их заимствования.

Из истории ядерной группы лексем выражения концепта...

глагол, французский язык, лексическая группа, старофранцузский период, латинский язык, французское общество, королевская власть, рассматриваемая лексическая группа, диахронический аспект, новофранцузский...

Семантика глагола avoir в синхронии и диахронии

В XII веке глагол фиксируется в значении «овладеть женщиной (физически)», а в XIII веке

Глагол avoir постепенно утрачивает свое значение обладания, владения. В XII в. появляется его синоним pursedeir > posséder, который восходит к старофранцузскому seoir «сидеть».

Семантическое поле понятия обладания во французском...

язык, русский язык, французский язык, обладание, языковая картина мира, мир, реальная жизнь, современная лингвистика, социальный строй, французское общество.

Похожие статьи

Категория обладания в языковой картине мира французов...

глагол, французский язык, старофранцузский язык, латинский глагол, конец XII века, латинский язык, языковая картина мира, век, время, обладание.

Категория обладания в синхроническом аспекте (на материале...)

французский язык, глагол, старофранцузский язык, латинский глагол, латинский язык, конец XII века, межъязыковое взаимодействие, народная латынь, время, век.

Структура концепта «обладание» во французском и латинском...

французский язык, глагол, обладание, латинский язык, концепт, структура концепта, моральный аспект, основная лексическая единица, современный французский язык, старофранцузский язык.

К вопросу о формировании выражения концепта «обладание» во...

глагол, французский язык, латинский язык, концепт, французская культура, старофранцузский язык, основная лексическая единица, наивная картина мира, конец XIV, языковое выражение.

Латинский язык в современном мире | Статья в журнале...

Целью данной статьи является попытка доказать, что латинский язык не является мертвым в наши дни, выяснить роль латинского языка в современном мире. Для достижения цели были изучены латинизмы в английском языке и этапы их заимствования.

Из истории ядерной группы лексем выражения концепта...

глагол, французский язык, лексическая группа, старофранцузский период, латинский язык, французское общество, королевская власть, рассматриваемая лексическая группа, диахронический аспект, новофранцузский...

Семантика глагола avoir в синхронии и диахронии

В XII веке глагол фиксируется в значении «овладеть женщиной (физически)», а в XIII веке

Глагол avoir постепенно утрачивает свое значение обладания, владения. В XII в. появляется его синоним pursedeir > posséder, который восходит к старофранцузскому seoir «сидеть».

Семантическое поле понятия обладания во французском...

язык, русский язык, французский язык, обладание, языковая картина мира, мир, реальная жизнь, современная лингвистика, социальный строй, французское общество.

Задать вопрос