Авторы: Шабалин Роман Викторович, Куимова Марина Валерьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 03.05.2015

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Шабалин Р. В., Куимова М. В. К вопросу подготовки инженеров в соответствии с задачами непрерывного образования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1217-1218.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться

Сенека

В условиях мирового экономического и общественного развития, глобализации Российской системы высшего образования непрерывность образования и значимость инженерного образования приобретают особое значение. Непрерывное образование ставит центром всех образовательных начинаний человека, создание оптимальных условий для развития его способностей, реализации личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.

В России развитие непрерывного образования было декларировано в 2004 году. Основными принципами непрерывного образования являются:

-   гуманизм;

-   демократизм;

-   всеохватность (вовлечение населения в образовательный процесс);

-   преемственность;

-   свобода выбора основных параметров процесса обучения (цель, вид, форма, время, место, продолжительность, стоимость, выбор учебных заведений, консультантов, преподавателей, уровень документов об образовании и т.д.);

-   опережение (ориентация на использование инновационных форм, методов, средств обучения);

-   ступенчатость;

-   системность;

-   мобильность;

-   индивидуализация;

-   открытость [2, 6].

Непрерывное образование представляется как обучение:

-   длиною в жизнь (life-long);

-   шириною в жизнь (life-wide);

-   сконцентрированное более на обучении, нежели на образовании и институтах образования [4].

Развитие инженерного образования в системе непрерывного образования является одной из первоочередных задач. Подготовка будущих инженеров должна осуществляться в соответствии с мировыми тенденциями развития высшего образования, с учетом потребностей участников образовательного процесса, в соответствии с образовательными программами [5].

Международный опыт показывает, что большее значение следует придавать непрерывному профессиональному образованию инженеров (lifelong learning), делая больший акцент на их развитии на «рабочем месте» [3]. В целом, непрерывное инженерное образование:

-   призвано готовит специалистов широкого профиля;

-   предоставляет возможности, как для личностного развития, так и для профессионального совершенствования;

-   создает условия для получения, пополнения и усовершенствования знаний, способностей и навыков в профессиональной области;

-   способствует достижению определенного социального статуса (ученая степень, ученое звание);

-   обеспечивает каждому человеку возможность формирования собственной индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

-   должно быть доступным в течение всей трудовой жизни [1].

Компетенции, полученные в вузе, не являются гарантией успеха на всю оставшуюся жизнь. Непрерывное образование направленно на развитие личности, удовлетворение индивидуальных потребностей в образовании. Таким образом, в процессе подготовки будущих инженеров следует развивать творческий потенциал студентов, соблюдать интеграцию учебной и практической деятельности, содержательную преемственность, формировать устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию.

 

Литература:

 

1.   Бобриков В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2003. 458 с.

2.   Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век Выпуск. 2013. № 1. С. 1-16.

3.   Лукьяненко М.В., Полежаев О.А., Чурляева Н.П. Проблемы инженерного образования и перспективы развития выпускников на рабочем месте // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2012. № 1 (8). С. 42-49.

4.   Непрерывное образование. http://ecsocman.hse.ru/data/230/695/1219/glava_1.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

5.   Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной иноязычной подготовки в инженерном образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2010. № 3. С. 31-34.

6.   Ханбабаев К.М. Основные принципы и задачи непрерывного образования. http://www.ekstremizm.ru/metodika/item/159-osnovnye-principy-i-zadachi (дата обращения: 27.04.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывного образования, системе непрерывного образования, Непрерывное образование, инженерного образования, профессионального образования, подготовки инженеров, высшего образования, процессе подготовки инженеров, задачами непрерывного образования, принципами непрерывного образования, развитие непрерывного образования, институтов непрерывного образования, системы непрерывного образования, непрерывного образования учителей, задачи непрерывного образования, высшего образования непрерывность, Развитие инженерного образования, значимость инженерного образования, среднего профессионального образования, развития высшего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос