Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 5158 раз

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1291-1293. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18328/ (дата обращения: 28.03.2024).

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении представлений о понятии гениальность талант, способности, задатки личности человека в афоризмах и изречениях знаменитых людей, начиная с Iвека н. э. до наших дней и провести их анализ. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что изучение личности человека продолжается, его индивидуальные характеристики и развитие уникальны.

Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения методов психологии.

Ключевые слова:характер, темперамент, способности, талант, гениальность, личность, понимание.

 

Всегда, кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Лев Николаевич Толстой

Человек вступает в мир как индивид, обладающий определенными физиологическими особенностями организма, в том числе и нервной системы. Тем не менее, психика индивида складывается в результате воздействия внешней среды, социальных условий и окружающего оказывающие влияние процессы в организме и нервной системе. Качества, которыми человек обладает от природы, составляют его биологический базис, определяющий возможности психического развития личности, а условия социальной среды, обучение, воспитание обуславливают возможности личности и их реализацию.

В чем принципиальная разница между понятиями человек и личность?

“Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, он становится ею в течении жизнедеятельности” [1, C. 167].

“Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к автономной деятельности” [1, C. 167].

“Темперамент это обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения личности” [1, C. 169]. Темперамент условно делится на основные четыре типа: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

На основе темперамента в процессе жизнедеятельности у человека вырабатывается характер, который имеет более индивидуальные характеристики.

“Характер есть совокупность стабильных черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения” [1, C. 170].

Характер личности всегда находит свое проявление в поступках и отношении к людям, животным, обществу, явлениям мира, к самому себе тоже. Чертами характера могут быть: скромность, эгоизм, добросовестность, жалостливость, аккуратность, пунктуальность, лживость, добросердечие, наглость и многие другие.

Стержнем характера является воля. Не случайно про человека с сильной волей принято говорить “человек с характером”, и напротив, безвольный означает “бесхарактерный”. Проявлениями воли можно считать: решительность, целеустремленность, выдержка, терпение и т. д.

Как гласит известная пословица: “Если вы способны взглянуть на себя глазами других и не впасть в бешенство, значит, вы настоящий философ” [6, С. 1]. Гениальный русский писатель, философ, мыслитель и знаменитый политический деятель XVIII, XIX веков Федор Михайлович Достоевский писал: “Если хочешь победить весь мир, победи самого себя” [6, С. 1].

Необходимо отметить, что характер — это лишь один из аспектов личности. Достаточно сильная личность способна противостоять почти любым обстоятельствам, и иногда даже собственному характеру, т. е. менять характер. По поводу возможности изменения каких-либо черт характера личности существует и известное высказывание швейцарского психиатра, основоположника одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии XX века, Карла Густава Юнга: “Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента” [6, С. 1].

Индивидуальные психологические особенности той или иной личности выражаются не только в темпераменте, характере, но и в ее способностях. Если темперамент и характер проявляются во всех сферах жизнедеятельности, то способности, как правило, ярко выражены в какой-либо определенной сфере деятельности.

“Способности — это психические свойства личности, благоприятствующие успешному осуществлению какой-либо деятельности” [1, C. 170].

Способности делятся на элементарные и сложные. Например, элементарные способности нужны как условия успешного выполнения отдельных видов действий таких как: глазомер, критичность мышления, зрительная память, ориентировка на местности и т. д. А сложные способности рассматриваются как возможность успешного выполнения какой-то формы деятельности целиком и достижения высоких результатов в ней. Например, к сложным способностям принято относить: математические, музыкальные, технические, управленческие способности и т. д.

“Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью” [1, C. 171]. Специфика способностей человека заключается в том, что они развиваются в течение жизни, а задатки — врожденные особенности конкретного человека.

“Уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты, — это то, что имеют в виду, говоря о таланте” [1, C. 171].

Талант всегда основан на упорстве, любознательности и многолетнем труде. Вот как отзываются о таланте человека знаменитый французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе XIX, XX веков Роже Мартен дю Гар: “Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается” [5, C. 46]. Приблизительно такую же точку зрения на природу таланта человека имеет известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель XIX, XX веков Владимир Васильевич Стасов, который писал: “Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование” [5, C. 45]. Великий английский поэт и драматург XV, XVI веков Уильям Шекспир отмечал также, что: “Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта” [8, С. 1]. Талант часто отождествляют с одаренностью человека, а иногда даже с гениальностью, как высшей степени развития талантливости человека. Однако, последнее утверждение можно счесть ошибочным.

“Гениальность — высшая степень творческой одаренности” [1, C. 171].

Гения от талантливого человека отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Интересна также точка зрения на природу гения русского советского писателя, классика русской литературы XX века Константина Георгиевича Паустовского, который отмечал, что: “Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций” [8, С. 1].

Важно отметить, что гения делает гением не просто его дар, но и историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большего масштаба и создает условия для их решения. Гений — тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Следовательно, гений — это явление не столько психологическое, сколько социокультурное [1]. Знаменитый английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики XVII, XVIII веков Сэр Исаак Ньютон полагал что: “Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении” [8, С. 1].

Когда человек живет гениально, он инициирует действия, явления, идеи, поступки, состояния, и они могут казаться беспочвенными, но при этом — свободны, подлинны, действительны, основательны. Удивительное определение гениальности предложил в свое время великий немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель XVII, XVIII веков Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете, а именно: “гениальность — это точная фантазия” [6, С. 1]. Казалось бы, две несовместимых категории. Может ли быть совмещена и точность, и фантазия, ведь точность — это что-то определенное, а фантазия — то, что не имеет границ. Но гениальность действительно есть, и она в полной мере и точна, и фантастична [2]. Мы можем с уверенностью сказать, о том, что гениальность существует, почувствовать ее, соприкоснуться с ней, но не измерить.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете верил также в творческие задатки человека, заложенные природой и написал, что: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом” [7, С. 2]. Великий французский писатель, глава и теоретик французского романтизма XVIII, XIX веков Виктор Гюго считал, что: “В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением, это — гениальность и доброта сердечная” [5, C. 45].

Резюмируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что любая личность многогранна и уникальна. Гениальность как редкое свойство личности всегда инициативна и связана с творчеством, обновлением, поиском нового. Окружающий нас мир также можно отнести к творениям, созданным гениальным творцом, план которого постичь нам не удается. Изучение гениальности также сложно, как и изучение души человека, поскольку и в том и в другом случае есть божий промысел. Как отмечал римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, живший в I веке н. э. Луций Анней Сенека, Сенека Младший или Сенека:

“Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека” [6, С. 1].

 

Литература:

 

1.                  Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.

2.                  Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.

3.                  Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в ситуации социальных изменений. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. — 212 с.

4.                  Лукьянов О. В. Психологические практики и перформансная коммуникация // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. — 2007. — № 1. — С. 169–186

5.                  Тарасова Л. К. В мире афоризмов. Том 1. — Томск: Издательство Том сувенир, 1998. — 382 с.

6.                  http://www.stihi.ru/2009/06/06/4642

7.                  http://www.inpearls.ru/author/141/2

8.                  http://www.wisdoms.ru/169.html

Основные термины (генерируются автоматически): гениальность, способность, талант, век, Гений, государственный деятель, нервная система, сфера деятельности, уровень способностей, успешное выполнение.


Похожие статьи

Различные подходы к понятию «одаренность» | Статья в сборнике...

Ключевые слова: одаренность, талант, способность, гениальность.

Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»[7], под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Ключевые слова: одаренность, способности, талант.

К числу таких теорий относятся датированные серединой и концом ХХ века концепция одаренности Б. М

С. Л. Рубинштейн определяет терминами «талант» и «гений» особенно высокий уровень одаренности, различая...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

В.Штерн также пытался разграничить понятия «умственной одаренности», «гениальности» и «таланта»

своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнениидеятельности» [12, c.34].

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.

Для гениальности характерны следующие особенности: − осознание человеком своих задатков и способностей

Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале...

При этом он выделил талант и характер, как содержательные термины, «исчерпывающие» гениальность, ибо «они включают всю

Основные термины (генерируются автоматически): способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности определяется как талант. Гениальность — высший уровень развития способностей...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в какой-либо сфере деятельности и обусловливающих успешность ее выполнения, может говорить о наличии одаренности у человека.

Социально-творческая профессиональная компетентность...

- гениальность позволяет осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности, и является высшей степенью развития таланта. Выделен ряд факторов, влияющих на формирование соответствующих способностей

Как работать с одарёнными детьми | Статья в сборнике...

Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта.

Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.

Похожие статьи

Различные подходы к понятию «одаренность» | Статья в сборнике...

Ключевые слова: одаренность, талант, способность, гениальность.

Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»[7], под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Ключевые слова: одаренность, способности, талант.

К числу таких теорий относятся датированные серединой и концом ХХ века концепция одаренности Б. М

С. Л. Рубинштейн определяет терминами «талант» и «гений» особенно высокий уровень одаренности, различая...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

В.Штерн также пытался разграничить понятия «умственной одаренности», «гениальности» и «таланта»

своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнениидеятельности» [12, c.34].

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.

Для гениальности характерны следующие особенности: − осознание человеком своих задатков и способностей

Одарённость как системное качество личности | Статья в журнале...

При этом он выделил талант и характер, как содержательные термины, «исчерпывающие» гениальность, ибо «они включают всю

Основные термины (генерируются автоматически): способность, деятельность, системное качество, система ценностей, ценность...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности определяется как талант. Гениальность — высший уровень развития способностей...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в какой-либо сфере деятельности и обусловливающих успешность ее выполнения, может говорить о наличии одаренности у человека.

Социально-творческая профессиональная компетентность...

- гениальность позволяет осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности, и является высшей степенью развития таланта. Выделен ряд факторов, влияющих на формирование соответствующих способностей

Как работать с одарёнными детьми | Статья в сборнике...

Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности — особенность таланта.

Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.

Задать вопрос