Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 5524 раза

Библиографическое описание:

Гутарева, Н. Ю. Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1291-1293. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18328/ (дата обращения: 12.10.2024).

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении представлений о понятии гениальность талант, способности, задатки личности человека в афоризмах и изречениях знаменитых людей, начиная с Iвека н. э. до наших дней и провести их анализ. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, что изучение личности человека продолжается, его индивидуальные характеристики и развитие уникальны.

Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения методов психологии.

Ключевые слова:характер, темперамент, способности, талант, гениальность, личность, понимание.

 

Всегда, кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Лев Николаевич Толстой

Человек вступает в мир как индивид, обладающий определенными физиологическими особенностями организма, в том числе и нервной системы. Тем не менее, психика индивида складывается в результате воздействия внешней среды, социальных условий и окружающего оказывающие влияние процессы в организме и нервной системе. Качества, которыми человек обладает от природы, составляют его биологический базис, определяющий возможности психического развития личности, а условия социальной среды, обучение, воспитание обуславливают возможности личности и их реализацию.

В чем принципиальная разница между понятиями человек и личность?

“Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, он становится ею в течении жизнедеятельности” [1, C. 167].

“Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к автономной деятельности” [1, C. 167].

“Темперамент это обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения личности” [1, C. 169]. Темперамент условно делится на основные четыре типа: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

На основе темперамента в процессе жизнедеятельности у человека вырабатывается характер, который имеет более индивидуальные характеристики.

“Характер есть совокупность стабильных черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения” [1, C. 170].

Характер личности всегда находит свое проявление в поступках и отношении к людям, животным, обществу, явлениям мира, к самому себе тоже. Чертами характера могут быть: скромность, эгоизм, добросовестность, жалостливость, аккуратность, пунктуальность, лживость, добросердечие, наглость и многие другие.

Стержнем характера является воля. Не случайно про человека с сильной волей принято говорить “человек с характером”, и напротив, безвольный означает “бесхарактерный”. Проявлениями воли можно считать: решительность, целеустремленность, выдержка, терпение и т. д.

Как гласит известная пословица: “Если вы способны взглянуть на себя глазами других и не впасть в бешенство, значит, вы настоящий философ” [6, С. 1]. Гениальный русский писатель, философ, мыслитель и знаменитый политический деятель XVIII, XIX веков Федор Михайлович Достоевский писал: “Если хочешь победить весь мир, победи самого себя” [6, С. 1].

Необходимо отметить, что характер — это лишь один из аспектов личности. Достаточно сильная личность способна противостоять почти любым обстоятельствам, и иногда даже собственному характеру, т. е. менять характер. По поводу возможности изменения каких-либо черт характера личности существует и известное высказывание швейцарского психиатра, основоположника одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии XX века, Карла Густава Юнга: “Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента” [6, С. 1].

Индивидуальные психологические особенности той или иной личности выражаются не только в темпераменте, характере, но и в ее способностях. Если темперамент и характер проявляются во всех сферах жизнедеятельности, то способности, как правило, ярко выражены в какой-либо определенной сфере деятельности.

“Способности — это психические свойства личности, благоприятствующие успешному осуществлению какой-либо деятельности” [1, C. 170].

Способности делятся на элементарные и сложные. Например, элементарные способности нужны как условия успешного выполнения отдельных видов действий таких как: глазомер, критичность мышления, зрительная память, ориентировка на местности и т. д. А сложные способности рассматриваются как возможность успешного выполнения какой-то формы деятельности целиком и достижения высоких результатов в ней. Например, к сложным способностям принято относить: математические, музыкальные, технические, управленческие способности и т. д.

“Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью” [1, C. 171]. Специфика способностей человека заключается в том, что они развиваются в течение жизни, а задатки — врожденные особенности конкретного человека.

“Уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты, — это то, что имеют в виду, говоря о таланте” [1, C. 171].

Талант всегда основан на упорстве, любознательности и многолетнем труде. Вот как отзываются о таланте человека знаменитый французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе XIX, XX веков Роже Мартен дю Гар: “Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается” [5, C. 46]. Приблизительно такую же точку зрения на природу таланта человека имеет известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель XIX, XX веков Владимир Васильевич Стасов, который писал: “Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование” [5, C. 45]. Великий английский поэт и драматург XV, XVI веков Уильям Шекспир отмечал также, что: “Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта” [8, С. 1]. Талант часто отождествляют с одаренностью человека, а иногда даже с гениальностью, как высшей степени развития талантливости человека. Однако, последнее утверждение можно счесть ошибочным.

“Гениальность — высшая степень творческой одаренности” [1, C. 171].

Гения от талантливого человека отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Интересна также точка зрения на природу гения русского советского писателя, классика русской литературы XX века Константина Георгиевича Паустовского, который отмечал, что: “Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций” [8, С. 1].

Важно отметить, что гения делает гением не просто его дар, но и историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большего масштаба и создает условия для их решения. Гений — тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Следовательно, гений — это явление не столько психологическое, сколько социокультурное [1]. Знаменитый английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики XVII, XVIII веков Сэр Исаак Ньютон полагал что: “Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении” [8, С. 1].

Когда человек живет гениально, он инициирует действия, явления, идеи, поступки, состояния, и они могут казаться беспочвенными, но при этом — свободны, подлинны, действительны, основательны. Удивительное определение гениальности предложил в свое время великий немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель XVII, XVIII веков Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете, а именно: “гениальность — это точная фантазия” [6, С. 1]. Казалось бы, две несовместимых категории. Может ли быть совмещена и точность, и фантазия, ведь точность — это что-то определенное, а фантазия — то, что не имеет границ. Но гениальность действительно есть, и она в полной мере и точна, и фантастична [2]. Мы можем с уверенностью сказать, о том, что гениальность существует, почувствовать ее, соприкоснуться с ней, но не измерить.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете верил также в творческие задатки человека, заложенные природой и написал, что: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом” [7, С. 2]. Великий французский писатель, глава и теоретик французского романтизма XVIII, XIX веков Виктор Гюго считал, что: “В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением, это — гениальность и доброта сердечная” [5, C. 45].

Резюмируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что любая личность многогранна и уникальна. Гениальность как редкое свойство личности всегда инициативна и связана с творчеством, обновлением, поиском нового. Окружающий нас мир также можно отнести к творениям, созданным гениальным творцом, план которого постичь нам не удается. Изучение гениальности также сложно, как и изучение души человека, поскольку и в том и в другом случае есть божий промысел. Как отмечал римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, живший в I веке н. э. Луций Анней Сенека, Сенека Младший или Сенека:

“Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека” [6, С. 1].

 

Литература:

 

1.                  Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.

2.                  Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.

3.                  Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в ситуации социальных изменений. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. — 212 с.

4.                  Лукьянов О. В. Психологические практики и перформансная коммуникация // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. — 2007. — № 1. — С. 169–186

5.                  Тарасова Л. К. В мире афоризмов. Том 1. — Томск: Издательство Том сувенир, 1998. — 382 с.

6.                  http://www.stihi.ru/2009/06/06/4642

7.                  http://www.inpearls.ru/author/141/2

8.                  http://www.wisdoms.ru/169.html

Основные термины (генерируются автоматически): гениальность, способность, талант, век, Гений, государственный деятель, нервная система, сфера деятельности, уровень способностей, успешное выполнение.


Похожие статьи

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на основе анализа почерка

Когда мы знакомимся с новыми людьми, мы пытаемся предсказать черты их характера. Наше поведение по отношению к человеку во многом зависит от предсказаний, которые мы делаем. Личность состоит из характерных мыслей, чувств и шаблонов поведения, которые...

Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов

В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников в современной педагогической практике. Исследуется значение понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». Определяе...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Похожие статьи

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на основе анализа почерка

Когда мы знакомимся с новыми людьми, мы пытаемся предсказать черты их характера. Наше поведение по отношению к человеку во многом зависит от предсказаний, которые мы делаем. Личность состоит из характерных мыслей, чувств и шаблонов поведения, которые...

Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов

В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Особенности смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников в современной педагогической практике. Исследуется значение понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации». Определяе...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Задать вопрос