Значение сервиса и обслуживания на караванных путях в развитии этнических и интеграционных процессов в Центральной Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаев, У. И. Значение сервиса и обслуживания на караванных путях в развитии этнических и интеграционных процессов в Центральной Азии / У. И. Абдуллаев, К. A. Хамраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 911-912. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18310/ (дата обращения: 24.04.2024).

В формировании и поэтапном развитии среднеазиатской цивилизации особое значение имеют региональные и трансрегиональные экономико-культурные связи, этнические и интеграционные процессы. В этом процессе важное место занимает деятельность системы обслуживания на караванных путях. Считаясь ложным историческим процессом, развитие и формирование системы обслуживания, как ведущая форма этнокультурного общения, происходило вкупе с общественно-политическими, экономическими, культурными процессами, а именно с появлением экономических отношений и их эволюцией, с развитием городской культуры и инфраструктуры караванных путей, с возникновением обмена продуктами, торговли, переходом на транспортные средства, с миграцией населений древности и др. Научное изучение и анализ этих процессов играют важную роль в оценке многих важных событий в истории Центральной Азии, в определении традиций и обычаев в общественно-экономической и культурной жизни народов этого региона.

В условиях сегодняшней глобализации обоснование значения системы обслуживания на караванных путях в развитии межэтнических отношений региона, а также научный анализ инфраструктуры караванных путей, как показателя развития уровня цивилизации в Средней Азии, являются одной из актуальных задач.

Различные историко-культурные области Средней Азии начиная с древнейших времен установили прочные культурные отношения между собой и с соседними народами. Эти культурные контакты проявлялись в различных сферах жизнедеятельности: во взаимообмене различными технологическими достижениями, во взаимопроникновении в торговле и дипломатии, ремесленничества, архитектуре, изобразительном искусстве, во взаимоутверждении религиозно-философских взглядов и нравственных норм, в сотрудничестве в разных областях науки, в распространении письменности и нумизматических процессов и др. С этой точки зрения, значение культурных связей, осуществляемых по древним путям нашего региона, особенно по Великому Шелковому пути, имели очень важное значение. В составе торговых караванов, которые двигались по основным направлениям, были ремесленники, ученые, поэты, музыканты и другие представители многих профессий. В этом отношении исследователи утверждают, что народы данного региона в раннем средневековье, в частности, согдийцы играли важную роль в распространении различных культурных традиций и религий (зороастризм, буддизм, христианства, манихейства и др.) на огромные территории Востока. Вместе с этим такого рода связи не были односторонними: культурное влияние происходило по направлению от Востока к Западу — из Китая в Среднюю Азию, Иран и Переднюю Азию [3].

В развитии культурных отношений возникновение централизованных государств стало основой для многих достижений в области науки, материальной и духовной жизни народов данного региона [4].

В средние века культурные отношения, единая религия, письменность, схожесть государственного управления и общественной жизни привели к формированию близкой друг к другу культур во всех мусульманских странах. Если говорить о культуре Средней Азии той эпохи, то нужно остановиться на одном важном свойстве, присущего менталитету многих народов региона, — о толерантности, которую сохраняли во все времена [1. c. 121–123].

Впервые на это обратил внимание швейцарский ученый А. Мец [2].

В обеспечении безопасности и предоставлении соответствующих услуг на торговых путях большую роль играли сильные централизованные государства, возникавшие в нашем регионе в разных исторических периодах. Развитие внутренних и внешних экономико-культурных связей считалось важной задачей для данных государств и извлекающие из этого большую прибыль правительства смотрели на обеспечение безопасности, предоставление услуг торговцам, как на политическую задачу. В частности, в эпоху становления Великого Шелкового пути Давань связывала внутренние территории Китая со Средней Азией, а через неё — Парфией и Римом. Потом происходит возвышение государства Кангха и расцвет Кушанской империи. В эпоху Тюркского каганата, Амира Темура и темуридов сохранение безопасности на торговых путях было организовано на высшем уровне. Из-за огромных доходов через внешнюю торговлю эти государства выступали гарантом безопасности на торговых путях. На караванных путях сооружались таможни, караван-сараи, создавались соответствующие инфраструктуры для обеспечения потребностей в пищевых продуктах, воде корма для вьючных животных и т. п.

Налаживание постоянных контактов между различными территориями и их развитие были неразрывно связаны с разрешением проблемы предоставления услуг торговым караванам, послам путешественникам, членам дипломатических миссий. С зарождением международных отношений обеспечение безопасности и система обслуживания на транзитных путях приобрели приоритетное значение. Проделанные в этом направлении дела можно увидеть в следующих примерах: была возведена система сооружений, были назначены чиновники, отвечающие за безопасность дорог, была налажена система обеспечения торговых и дипломатических миссий пищевыми продуктами, транспортными средствами, созданы дежурные приставы и вооруженные части, сопровождавшие караваны на протяжении всей дороги, появились путеводители, создавались таможни и внедрены пошлины и др.

Таким образом, культурные контакты народов Средней Азии на протяжении всех времен служили благому делу, прогрессу, сближению народов данного региона. Нужно особо подчеркнуть, что и в наше время продолжает осуществляться идея «Средняя Азия — один из центров человеческой цивилизации». Все это можно увидеть во внешней политике и культурном развитии Узбекистана.

В общем, в экономико-культурном развитии в древности и средние века важную роль играли не только удобное географическое расположение региона на перекрестке важных транзитных торговых путях, но и налаживание системы обслуживания на высоком уровне, активное участие в этих процессах различных народов и этнических групп. Разработка инфраструктуры обслуживания и её внедрение на практике, услуги переводчиков, ремонт дорог стратегического значения, обеспечение безопасности присущи для системы караванных путей Средней Азии, динамике торговых отношений.

 

Литература:

 

1.      Мавлонов Ў. Илк мусулмон Уйғониш даври ва диний бағрикенглик // Бағрикенглик — жамият барқарорлигининг асоси: Илмий-амалий анжуман материаллари. — Т., 2003.

2.      Мец А. Мусульманский Ренессанс / Перевод с немецкого, предисловие и указатель Д. Е. Бертельса. — М.: Изд-во ВИМ, 1996.

3.      Ртвеладзе Э. В. Цивилизации, культура, государственности Центральной Азии. — Т., 2005.

4.      Хайруллаев М. М. Ўрта Осиёда уйғониш даври маданияти. — Т., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, обеспечение безопасности, путь, Великий Шелковый путь, область науки, отношение, процесс, развитие, регион.


Похожие статьи

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Тенденциям широкого международного и регионального сотрудничества вполне соответствует проект возрождения Великого Шелкового пути предусматривающий создание новых возможностей для развития торговых отношений между Азией и Европой...

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Понятие Шелкового пути. Термин “Великий шелковый путь” введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году.

Таким образом новый Шелковый путь может быть залогом стабильности и безопасности в регионе. В-шестых, развитие культурного обмена...

Значение Великого шелкового пути в развитии...

Туркмено-российские отношения, развивающиеся с новым импульсом в современную эпоху, имеют глубокие исторические корни. В одном из своих выступлений Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил...

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

Ключевые слова:Великий Шелковый путь, Новый Шелковый путь, политика США в Центральной и Южной Азии.

Она санкционирует оказание помощи в гамме областей и предназначена для защиты национальных интересов США в регионе

Историческое и культурное наследие казахстанского участка...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных преобразований всех стран

актуален для нашей страны и его казахстанского участка как связующего звена древнего караванного пути между Европой и Азией.

Политические аспекты концепции «Экономического пояса...»

Ключевые слова: Великий Шелковый путь, Экономический пояс Шелкового пути, политика КНР в Центральной и Южной Азии.

Следовало, по его мнению, «также улучшать взаимодействие в области здравоохранения, расширять возможности в плане борьбы с...

Логистический потенциал международного проекта...

Великий шелковый путь прекратил свое существование в конце 16 века [5].

Уже в процессе строительства вопрос о возрождении Шелкового пути вышел на

Возрождение Шелкового пути должно принести крупные изменения в экономику стран Центральной Азии.

Из истории экономических связей Центральной Азии и России

Экономические отношения Центральной Азии и России имеют свою давнюю историю, в этих двух регионах очень много похожего в их истории и культуре.

По формировавшуюся в течение веков Великому Шелковому пути из и через Самарканд.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом.

Термин «шелковый путь» вошёл в историю в 19 веке и относится к традиционной восточно-западной торговой сети в Евразии и регионах Индийского...

Похожие статьи

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Тенденциям широкого международного и регионального сотрудничества вполне соответствует проект возрождения Великого Шелкового пути предусматривающий создание новых возможностей для развития торговых отношений между Азией и Европой...

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Понятие Шелкового пути. Термин “Великий шелковый путь” введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году.

Таким образом новый Шелковый путь может быть залогом стабильности и безопасности в регионе. В-шестых, развитие культурного обмена...

Значение Великого шелкового пути в развитии...

Туркмено-российские отношения, развивающиеся с новым импульсом в современную эпоху, имеют глубокие исторические корни. В одном из своих выступлений Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил...

Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы

Ключевые слова:Великий Шелковый путь, Новый Шелковый путь, политика США в Центральной и Южной Азии.

Она санкционирует оказание помощи в гамме областей и предназначена для защиты национальных интересов США в регионе

Историческое и культурное наследие казахстанского участка...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных преобразований всех стран

актуален для нашей страны и его казахстанского участка как связующего звена древнего караванного пути между Европой и Азией.

Политические аспекты концепции «Экономического пояса...»

Ключевые слова: Великий Шелковый путь, Экономический пояс Шелкового пути, политика КНР в Центральной и Южной Азии.

Следовало, по его мнению, «также улучшать взаимодействие в области здравоохранения, расширять возможности в плане борьбы с...

Логистический потенциал международного проекта...

Великий шелковый путь прекратил свое существование в конце 16 века [5].

Уже в процессе строительства вопрос о возрождении Шелкового пути вышел на

Возрождение Шелкового пути должно принести крупные изменения в экономику стран Центральной Азии.

Из истории экономических связей Центральной Азии и России

Экономические отношения Центральной Азии и России имеют свою давнюю историю, в этих двух регионах очень много похожего в их истории и культуре.

По формировавшуюся в течение веков Великому Шелковому пути из и через Самарканд.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом.

Термин «шелковый путь» вошёл в историю в 19 веке и относится к традиционной восточно-западной торговой сети в Евразии и регионах Индийского...

Задать вопрос