Энергоэффективность и молодежное движение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 01.05.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Артемов, Е. В. Энергоэффективность и молодежное движение / Е. В. Артемов, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18229/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проведен анализ актуальности энергоэффективности в современном развитии Российской Федерации. Рассмотрена нормативная база в области энергосбережения. Рассмотрены молодежные проекты, направленные на ресурсосбережение. Рассмотрен опыт различных городов, на основании которого сделаны выводы о текущем положении в области ресурсоэффективности и пути развития.

Ключевые слова:ресурсоэффективность, энергоэффективность, энергопотребление, энергосбережение.

The analysis of relevance of energy efficiency in modern development of the Russian Federation is carried out. The regulatory base in the field of energy saving is considered. The youth projects directed on resource-saving are considered. Experience of various cities on the basis of which conclusions are drawn on the current situation with a resursoeffektivnost and a way of development is considered.

Keywords:resursoeffektivnost, energy efficiency, energy consumption, energy saving.

 

Становится все более очевидно, что решение проблем устойчивого развития и перехода к зеленой экономике находится в русле определения траектории развития и перспектив энергетического сектора, который является базисом экспортно-сырьевой модели экономики, исчерпавшей потенциал своего развития. Неслучайно, что в Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008) тесно связаны экология и энергетика [4].

Человечество живет в эпоху глобализации, поэтому экологические, социально-экономические и энергетические проблемы приобретают глобальный масштаб.

Развитие энергетики тесно связано с научно техническим прогрессом общества, который, с одной стороны, увеличивает уровень жизни людей, но с другой — оказывает воздействие на окружающую среду. В связи с этими проблемами необходимо воспитывать поколение людей, строящих свою жизнь исходя из необходимости сбережения энергии и ресурсоэффективности.

Важнейшим направлением для развития России является энергетика. Реализация программ повышения энергоэффективности предполагает внедрение мер, направленных на заинтересованность в энергосбережении на всех уровнях власти.

Сегодня сбережение энергии и ресуросоэффективность входят в пятерку направлений приоритетного технологического развития России. И являются приоритетным вопросом в мировой политике. Задача, поставленная правительством России это снижение энергоемкости экономики РФ на 35–40 % к 2020 году. Для реализации этой задачи необходимо создать совершенную системы управления и популяризировать экологическую культуру среди населения.

Начиная с 90-х годов двадцатого столетия формируется правовая основа для деятельности молодежных экологических объединений. Текущая нормативная база основана на таких документах, как: законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об общественных объединениях», «О гарантиях прав детей», природоохранном законодательстве, «Земельный кодекс Российской Федерации», закон «Об охране окружающей среды», и других законах и подзаконных актах.

В современной России молодежное экологическое движения все активнее участвует в решении задач формирования экологической культуры населения, важнейшим из которых является решение вопросов энергосбережения [1].

На данный момент в России существует большое количество различных молодежных экологических движений и проектов. Одним из них является социально экологический проект «Энергосбережение» в Сибири, который проводится во многих крупных городах, его целью является привлечение внимания к глобальной энергетической проблеме. В рамках проекта проводятся различные информационно-методические семинары, которые помогают повысить знания об энергосбережении. Уникальность этого проекта заключается в том, что каждому ученику предлагается побыть в роле учителя для детей младших классов или детей дошкольного возраста, познакомить их с энергоресурсами, энергосбережением через экологическую игру, которую школьники придумывают сами.

Основными аспектами деятельности участников детского экологического движения являются: научно-исследовательская, познавательная, природоохранная деятельность, формирование экологической культуры личности. Переход от доминирования потребительских ценностей к движению в сторону природосбережения на основе совершенствования нравственных основ взаимодействия человека и окружающей среды, деятельность по воплощению в жизнь экокультурных нравственных ценностей.

В рамках программы повышения знания учеников школ об энергоэффективности проводится всероссийская олимпиада школьников по экологии. Участники олимпиады предоставляют работы в которых проводят анализ энергоэффективности в быту и на производстве.

Дошкольное образование необходимо так же рассматривать как важное направление молодежной политики. В связи с этим создаются программы для детей дошкольного возраста. Примером может служить Экологический Атлас для детей и родителей «Моя Москва». Атлас позволяет сформировать мнение о ресурсосбережении. Так же дети создают книги, например «Волшебный мир электричества», а так же проводят различные опыты [2].

В регионах России ведется активная работа, направленная на повешение энергосбережения среди молодежи. В Омской области существует ряд общественных организаций, «Экологический центр», «Общество охраны природы Сибири», детско-юношеская общественная организация «Экологический комитет». За последние годы ими реализовано более 20 проектов, которые направлены на внедрение новых технологий, основанных на ресурсоэффективности. Одним из результатов работы, проводимых организациями является проект, проводимый по инициативе Общественной палаты Омской области «Ресурсосбережение — ключ к решению экологических проблем», он нацелен на увеличение уровня знаний среди населения, в том числе молодежи, города Омска в вопросах ресурсоэффективности в быту. В рамках проекта был проведён семинар, на котором был представлен опыт работы по данному направлению на территории города Омска. В рамках работы, для школьников был проведен трехдневный сбор, на котором дети познакомились с направлениями работы по ресурсосбережению.

В Республике Татарстан имеется огромный двадцатилетний опыт по экологическому воспитанию. Во многих школах республики проводятся уроки по экологии. Так же существует целевая программа «Энергосбережение в Республике Татарстан» и программа «Энергоэффективность в Республике Тататрстан».

Энергоэффективность является приоритетным вопросом для Ростовской области. В регионе с марта по май проводится областной экологический конкурс «Включи смекалку — сохрани энергию!» целью конкурса явилось популяризация проблемы энергосбережения среди детей и молодежи Ростовской области и воспитания уважительного отношения к окружающей среде [3].

В Томской области начиная с 2002 года проводится открытый «экологический марафон», основанный на исследовательской деятельности, в рамках которой дети реализуют свои проекты. За время проекта реализованы различные проекты, примерами могут служить «Изменим свое отношение к нелюбимым животным», «Бытовые отходы», «Чистая вода для всех». Задачей марафона является возможность передать знания об энергии и ее взаимосвязи с окружающей средой. Команды марафона стали участниками экскурсий на промышленные объекты Томска. Участники проекта провели серию просветительских мероприятий для младших школьников. Участниками проекта стали так же воспитанники детских садов.

На базе городского Водоканала города Санкт-Петербург организован Детский экологический центр. Центром используется метод проектно-исследовательской деятельности для просвещения населения. Проект позволяет формировать и воспитывать привычку в рациональном использовании природных ресурсов. Школьники могут посещать занятия по темам экологии, а затем участвовать в проектах и развивать и реализовывать собственные идеи, направленные на улучшение окружающей среды.

Челябинская область обладает мощными промышленными предприятиями, от которых страдает экология региона. В связи с этим необходимо проводить воспитательную работу среди детей и молодежи. Одним из результатов в решении экологических проблем является создание инновационного Центра энергетики на базе Южно-уральского государственного университета с непосредственным контактом с энергосистемой. Так же открыта зона демонстрационной энергоэффективности на базе НТЦ «Агро-ЭСБ» с использованием современных возобновляемых источников.

Всероссийский конкурс «Энергоэффективность: общественные инициативы» является успешным примером реализации идей молодежи в рамках ресурсосбережения. Созданы множество перспективных проектов, которые позволяют существенно сократить бытовое энергопотребление.

Текущий опыт показывает заинтересованность государства на развитие энергосбережения. При этом, работа с молодежными движениями является наилучшем показателем работы всей сферы ресурсоэффективности. Учитывая ухудшение экологии планеты и угрозы глобального потепления, необходимо повышенное внимание общества к данной проблеме, актуальность молодежного экологического движения, представленного экологическими клубами, отрядами, движениями будет только повышаться.

В заключении, можно сделать следующие выводы. Повышение энергоэффективности экономики важно для власти, бизнеса и общества в целом. Это обусловлено высоким уровнем энергоемкости, требованиями социально-экономического развития, модернизации экономики, необходимостью повышения конкурентоспособности промышленности и улучшения состояния окружающей среды [5].

 

Литература:

 

1.         Захаров В. М. «На пути к устойчивому развитию России», — М.: Центр экологической политики России, 2010

2.         Фарниева М. Г. Становление и развитие детского экологического движения в России XX века // Семья в России, 2004.

3.         Захаров В. М. «Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения» — М.: Акрополь, 2008

4.         «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»: Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. N 889

5.         Егорова М. С. Повышение энергоэффективности как ключевое направление сохранения природного капитала России // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9 (10). — С. 2265–2269;

6.         URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004577

 

References:

 

1.         Zakharov V. M. «On the way to a sustainable development of Russia», — M.: Center of environmental policy of Russia, 2010

2.         Farniyeva M. G. Formation and development of the children's ecological movement in Russia the XX century//Family in Russia, 2004.

3.         Zakharov V. M. «Formation of ecological culture and development of the youth movement» — M.: Acropolis, 2008

4.         «About some measures for increase of power and ecological efficiency of the Russian economy»: Decree of the Russian President of June 4, 2008 N 889

5.         Egorova M. S. ENERGY EFFICIENCY increase AS KEY DIRECTION of PRESERVATION of the NATURAL CAPITAL of RUSSIA//Basic researches. — 2014. — No. 9 (10). — Page 2265–2269; URL: www.rae.ru/fs/? section=content&op=show_article&article_id=10004577

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, проект, ребенок, дошкольный возраст, молодежное экологическое движение, Омская область, Российская Федерация, Россия, Ростовская область, Татарстан.


Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

Из размышлений детей появилась идея по реализации экологического проекта «Мусор», целью которого является формирование у детей дошкольного возраста эмоционально положительного отношения к окружающей среде родного города...

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

Данная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия

Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

— Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты).

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся.

Законодательные основы реализации экологических...

Российская Федерация, Ростовская область, окружающая среда, негативное воздействие, экология, мероприятие, экологический сбор, ответственный исполнитель, Цимлянское водохранилище, территория.

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно.

Лекарственные и охраняемые растения, включенные в Красную Книгу Омской Области — несколько десятков видов.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

Непосредственные участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОО.

Похожие статьи. Проект экологической направленности «С чего начинается детский сад».

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

Из размышлений детей появилась идея по реализации экологического проекта «Мусор», целью которого является формирование у детей дошкольного возраста эмоционально положительного отношения к окружающей среде родного города...

Проект «Экологические тропы как образовательная технология...»

Данная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия

Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде.

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

— Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты).

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Роль станции юных натуралистов в экологическом воспитании учащихся.

Законодательные основы реализации экологических...

Российская Федерация, Ростовская область, окружающая среда, негативное воздействие, экология, мероприятие, экологический сбор, ответственный исполнитель, Цимлянское водохранилище, территория.

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно.

Лекарственные и охраняемые растения, включенные в Красную Книгу Омской Области — несколько десятков видов.

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

Непосредственные участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОО.

Похожие статьи. Проект экологической направленности «С чего начинается детский сад».

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Задать вопрос