Автор: Семененко Сергей Викторович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Библиографическое описание:

Семененко С. В. Теоретические основы формирования конкурентного потенциала торговой организации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 707-710.

Возникновение терминологии конкурентного потенциала организации предопределено развитием конкуренции, расширением содержания потенциала вследствие появления новых видов ресурсов, способностей и возможностей, создаваемых новыми условиями экономической деятельности в конкурентной среде [4, с. 82]. Трактовке конкурентного потенциала организации отличаются значительным разнообразием, выделенными аспектами: ценностным, товарным, отношенческим, стратегическим, поведенческим, структурным, причинно-следственным, оценочным.

Конкурентный потенциал торговой организации трактуется как системная совокупность ее возможностей и способностей в функциональной сфере торговой деятельности, образуемая посредством трансформации потенциала организации в конкурентный потенциал под влиянием конкуренции, определяемая наличием фактических конкурентных преимуществ и их использованием в реализованной компоненте конкурентного потенциала (отражаемых фактической конкурентоспособностью организации) и потенциальных конкурентных преимуществ в резервной компоненте конкурентного потенциала (отражаемых стратегической конкурентоспособностью организации), условием реализации которых в конкурентном потенциале выступают ключевые компетенции торговой организации [7, с. 146] (рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимосвязи базовых категорий формирования конкурентного потенциала организации

 

Выявленные имманентные свойства конкурентного потенциала торговой организации потребовали детального исследования его структуры, проведенного посредством содержательного обзора существующих вариантов ее представления и их систематизацией по видовому, элементному и системному признакам.

В развитие видовой структуры конкурентного потенциала предложено ее дополнение коммерческим, технологическим, коммуникационным, потребительским и имиджевым потенциалами, отражающими функционально-отраслевую специфику деятельности торговой организации [6, с. 234].

Авторская система элементов конкурентного потенциала торговой организации дана по его структурообразующим видам. Обосновано, что данные элементы не характеризуются строгим распределением по видам потенциалов, а отдельные из элементов являются универсальными, приемлемыми для одновременного использования при формировании всех видов потенциала [5, с. 124]. Например, элементы технологического потенциала могут использоваться в коммуникационном (технологии коммуникационного взаимодействия), потребительском (технологии удовлетворения потребностей потребителей), имиджевом (технологии формирования имиджа торговой организации) потенциалах и т. д.

Выделение системного признака структуризации конкурентного потенциала основывалось на положении о том, что «системность» должна обеспечиваться не столько иерархией соподчиненности видов и элементов потенциала, их взаимосвязями, сколько возможностью учета различных классификационных признаков, позволяющих типизировать конкурентный потенциал как системную целостность, безотносительно к его отдельным видам [8, с. 152]. Таковыми признаками явились стадия востребованности и уровень использования в экономической деятельности, экономическая целесообразность существования нереализованного потенциала, природа происхождения.

Как и любой другой экономический феномен, конкурентный потенциал торговой организации не является стабильным. В первую очередь это обусловлено его сущностными характеристиками (возможностями и способностями), подлежащими формированию, использованию и развитию, т. е. классическим стадиям динамики [9, с. 172]. Кроме того, динамичность конкурентного потенциала определяется существованием особых условий: конкуренции (базовое), конкурентных преимуществ торговой организации и ее ключевых компетенций (обеспечивающих), конкурентоспособности (условия, результирующего трансформацию конкурентных преимуществ в ключевые компетенции организации) [10, с. 88] (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь стадий и условий динамичности конкурентного потенциала торговой организации

 

Конкуренция формируется и развивается во внешней по отношению к торговой организации рыночной среде, а поэтому выступает как объективное условие для изменения конкурентного потенциала организации [2, с. 52]. Ее влияние на динамичность конкурентного потенциала обосновано с позиций поведенческой, структурной и функциональной трактовки конкуренции. Обеспечивающие условия изменения конкурентного потенциала торговой организации (конкурентные преимущества и ключевые компетенции) выступают условиями субъективного характера, формируемыми, используемыми и развиваемыми не столько средой, сколько экономической деятельностью самой торговой организации в функционально-отраслевой сфере [1, с. 18]. Обеспечивающие условия изменяются одновременно в двух направлениях: с точки зрения эволюционного движения по классическим стадиям динамики; с точки зрения сущностных изменений конкурентных преимуществ и их содержательной трансформации в ключевые компетенции организации [12, с. 152]. Эти положения доказаны посредством анализа теоретических взглядов на сущность конкурентных преимуществ и вариантов их систематизации [3, с. 106]. Авторская классификация конкурентных преимуществ основана на признаках среды формирования, степени устойчивости, взаимного влияния, возможности маневрирования ресурсами, периода проявления. Результирующим условием перехода конкурентных преимуществ в ключевые компетенции торговой организации выступает ее конкурентоспособность, разделяемая на фактическую (в части фактического использования конкурентных преимуществ организации) и стратегическую (в части потенциального использования ключевых компетенций организации) [14, с. 61].

Конкурентные преимущества торговой организации выступают базисом формирования ее ключевых компетенций, сущность которых определяется во взаимосвязи с конкурентным потенциалом, ресурсами, конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью, что доказано результатами анализа трактовок ключевых компетенций [11, с. 82]. Конкурентные преимущества рассматривались как причина, а ключевые компетенции как следствие. Теоретическое обоснование изложенных утверждений дано с использованием положений, разработанных в рамках школ стратегического планирования, позиционирования и ресурсной школы [13, с. 270].

По результатам проведенных исследований автор пришел к выводу о том, что с позиций динамики конкурентный потенциал торговой организации:

-        представляет собой совокупность реализованных способностей в процессе функционирования торговой организации, создающих ее конкурентные преимущества;

-        отражает фактическое использование возможностей торговой организации и резервы их роста, определяющие фактическую и стратегическую конкурентоспособность;

-        ориентирован на рост способностей и возможностей в стратегической временной перспективе, условия для которого создаются уникальными для торговой организации ключевыми компетенциями.

 

Литература:

 

1.         Gryshchenko N. V., Serebryakova N. A., Syroizhko V. V. МETHODOLOGY OF COST MANAGEMENT BUSINESS ORGANIZATION IN CONDITIONS OF INSTABILITY / N. V. Gryshchenko, N. A. Serebryakova, V. V. Syroizhko // В книге: Sustainable economic development of regionsby L. Shlossman. Vienna, 2015. С. 14–26.

2.         Баутин В. М., Серебрякова Н. А., Сидоров В. М. Устойчивое развитие предприятий на основе рационального использования ресурсов. Монография / В. М. Баутин, Н. А. Серебрякова, В. М. Сидоров; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия». Воронеж, 2011.

3.         Вертакова Ю. В., Серебрякова Н. А. Оценка формирования процесса управленческого консультирования / Ю. В. Вертакова, Н. А. Серебрякова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3. Ч.2. (42). С. 103–112.

4.         Клименко О. И., Семененко С. В. Теория и методология исследования конкурентного потенциала торговой организации. Монография / О. И. Клименко, С. В. Семененко. Белгород, 2013.

5.         Семененко С. В. Методические аспекты формирования и управления конкурентным потенциалом организации / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 2. С. 121–129.

6.         Семененко С. В. О подходах к совершенствованию управления инновационными изменениями / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1. С. 232–235.

7.         Семененко С. В. Эволюционный подход к исследованию конкурентного потенциала торговой организации / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1 (49). С. 143–153.

8.         Семененко С. В., Серебрякова Н. А. Разработка модели процесса поиска и выбора консультанта и развития организационного оформления центров управленческого консультирования / С. В. Семененко, Н. А. Серебрякова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3. С. 149–155.

9.         Семененко С. В., Сыроижко В. В. Современное развитие потребительской кооперации как фактор обеспечения возрождения сельских территорий / С. В. Семененко, В. В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 170–178.

10.     Семененко С. В. Тонких В. А., Фарберова О. Е. Российское предпринимательство в XX — начале XXI века: история, право, теория и практика. Монография / С. В. Семененко, В. А. Тонких, О. Е. Фарберова. Воронеж, 2012.

11.     Серебрякова Н. А. Маркетинговый инструментарий в сфере услуг (часть 1) / Н. А. Серебрякова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. Т.1. № 5–1. С. 71–85.

12.     Серебрякова Н. А. Методический подход к развитию управленческого консультирования / Н. А. Серебрякова // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 5 (66). С. 150–155.

13.     Сыроижко В. В., Воронова М. А., Кульнева И. И. Перспективы развития заготовительной деятельности в системе потребительской кооперации Воронежской области / В. В. Сыроижко, М. А. Воронова, И. И. Кульнева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 265–272.

14.     Сыроижко В. В., Крутских Н. С. Финансовые методы управления прибылью / В. В. Сыроижко, Н. С. Крутских // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 2. С. 62–66.

15.     Ульченко Т. Ю. Роль маркетинговых исследований в оценке рынка зерна / Т. Ю. Ульченко // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12–1 (41–1). С. 852–854.

Основные термины (генерируются автоматически): торговой организации, конкурентного потенциала, конкурентного потенциала торговой, потенциала торговой организации, конкурентного потенциала организации, конкурентных преимуществ, Вестник Белгородского университета, Белгородского университета кооперации, потенциал торговой организации, формирования конкурентного потенциала, компетенции торговой организации, экономики и права, компоненте конкурентного потенциала, динамичность конкурентного потенциала, изменения конкурентного потенциала, конкурентный потенциал торговой, Трактовке конкурентного потенциала, в ключевые компетенции организации, терминологии конкурентного потенциала, потенциала организации в конкурентный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос