Культура и образование как ключевые факторы модернизации послевоенной Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Алифартова Ю. С. Культура и образование как ключевые факторы модернизации послевоенной Японии // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 961-963. — URL https://moluch.ru/archive/89/18178/ (дата обращения: 13.12.2018).

В статье предпринята попытка выявить особенности национального менталитета и традиций японцев, которые способствовали эффективному осуществлению реформ в послевоенные годы. Автор акцентирует внимание на реформировании системы образования, призванной укоренять в сознании населения новые ценности¸ соответствующие целям преобразования.

Ключевые слова: модернизация, реформы, послевоенная Япония, культура, традиции, национальный менталитет, система образования.

 

Анализируя результаты осуществленных в Японии в первые послевоенные годы (1945–1960 гг.) реформ, вполне обоснованным выглядит вывод о том, что они носили революционный характер и обеспечили создание демократического государства с рыночной экономикой. В целом можно говорить о том, что реформы послужили вторым этапом модернизации японского государства и общества, начало которой было положено преобразованиями эпохи Мэйдзи.

Ликвидация ограничений политических и гражданских прав после поражения Японии в войне, принятие новой конституции, носящей антивоенный характер, прогрессивные изменения в профсоюзном и трудовом законодательстве, реформа системы образования, сопровождавшаяся устранением из школ ультранационалистической и милитаристской идеологии, лишение синтоизма поддержки со стороны государства, введение нового гражданского кодекса, предоставившего женщине равные с мужчиной юридические права, реформа органов местного самоуправления и другие преобразования внесли значительные изменения в политическую систему японского общества. Кроме того, реформы обеспечили устойчивое экономическое развитие страны и на этой основе ее выход на передовые позиции в мире в качестве экономически могущественного и политически влиятельного государства.

На успех реформ оказывали влияние разнообразные факторы, среди которых культурный фактор, по нашему мнению, был одним из самых влиятельных, поэтому основное внимание в данной статье необходимо уделить его роли в модернизации послевоенной Японии.

Как отмечают исследователи, в Японии сложился определенный стиль культуры, связанный со специфическим историческим опытом, особенностями сочетания природной среды и культурных свойств дальневосточного региона в целом. В рамках этого стиля, по-видимому, был выработан такой способ передачи и наследования культурных элементов, который поддерживает в случае заимствований сравнительно высокий уровень адаптации и выживаемости традиционного. Для функционирования культурных механизмов в Японии характерна целостность мировосприятия, в рамках которой новое рассматривается не как противоположное старому и исключающее его, а как органичное прибавление — часть, прорастающая в целое [4, с. 308]. Именно эта особенность позволила японскому обществу усвоить новые рыночные и демократические ценности, диктуемые инициаторами реформ.

Учитывая тот факт, что в Японии довольно непредсказуемые погодные условия и зачастую происходят природные катаклизмы, можно утверждать, что природа научила жителя Японии смиряться с неизбежным. Отсюда проистекает свойственный японцам реализм, готовность с чем-то расстаться, что-то переменить.

Конфуцианская этика долга, культ семьи и предков столетиями определяли моральный климат в стране. В результате сложилась «иэмото» — модель социальной организации по типу отношения учителя с учениками на основе взаимозависимости. Следствием такой модели социальной организации является готовность подчиниться не только отцу, старшему или учителю, но и социальному целому, национальному государству. В целом для психологии японцев характерно благожелательное отношение к факту зависимости от другого, в том числе от чужого культурного опыта, отмечает В. Хорос. [3, с. 21].

Еще одна характеристика японского менталитета, способствовавшая очень быстрому темпу проведения реформ, осознанию их необходимости и своевременности, — это отношение японцев ко времени. Для японской культуры характерно обостренное чувство времени. Иногда его объясняют стремительностью и явностью смены времен года, иногда ограниченностью пространства островной страны.

Неуверенность в собственной правоте и апелляция к собеседнику для выработки окончательного суждения, заложенные в модальностях японских глаголов, не допускающих резкого и категоричного высказывания собственного мнения, также способствовали более легкому освоению мер, предложенных оккупационной администрацией. Важные решения должны выноситься сообща — концепция, восходящая к первому параграфу уложения Сётоку-тайси: «Согласие превыше всего. Первый долг — избегать несогласия». Параграф 17 гласит: «Решать важные вопросы не должен один человек… Советуйся со многими, чтобы достичь правильного решения» [4, с. 314]. Подобные стереотипы поведения способствовали достижению общественного консенсуса по поводу проводимых преобразований.

Еще один ключ к относительной легкости проведения реформ можно разглядеть в специфике научного познания в Японии. Его инструментом становились, скорее, чувства и интуиция, чем аналитические усилия абстрагирующего интеллекта. Оперирование абстракциями затруднялось конкретно-чувственным характером мировосприятия. Вместе с тем такой тип отношения к миру в чем-то и облегчал процесс усвоения и присвоения чужого нового, так как не требовал радикальных перестроек на уровне образа мира. После того как мировоззренческая буря более или менее стихла, обнаружилось, что новое нашло себе прочное место и даже некоторым парадоксальным образом установило связи со старым, несмотря на их несовместимость, казавшуюся прежде разительной.

В контексте системных преобразований всех сфер жизни общества в первые послевоенные годы была проведена кардинальная реформа образования, полностью изменившая всю его систему в соответствии с новыми задачами модернизации. Американские эксперты пришли к выводу, что японское образование абсолютно не пригодно для дальнейшего использования и подлежит коренному реформированию. В первую очередь речь шла о ликвидации укорененной в образовании идеологической конструкции. В школьных программах были аннулированы курсы морали, японской истории и географии, а Министерству просвещения предлагалось срочно подготовить планы пересмотра учебников по этим предметам. В новых учебниках в приказном порядке запрещалось касаться тем, связанных с ультранационализмом, национальной религией синто, почитанием императора, возвеличиванием государства над личностью, расизмом. По выражению английского ученого и дипломата Дж. Сэнсома, американцы полагали, что дать Японии новую систему образования также просто как портному — сшить костюм [5, с. 207]. Но японцы, как всегда, решали эту проблему путем компромиссов, создав систему, которая с необходимыми поправками в целом продолжает действовать и в настоящее время.

В структуру системы образования с началом периода высоких темпов экономического роста были введены пятигодичные технические колледжи с целью подготовки высококвалифицированных кадров. Их создание явилось своего рода ответом правительства на пожелание крупного бизнеса, отраженное в документе Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн) под названием «Мнение относительно технического образования в свете потребностей новой эры» (1956) [5, с. 210]. Кэйданрэн рекомендовала правительству безотлагательно принять следующие меры: готовить инженерные и технические кадры, содействовать техническому образованию молодежи, повысить оснащенность средних школ, уделять больше внимания распространению научных и технических знаний. Возрастание роли общеобразовательной и профессиональной подготовки трудовых ресурсов было вызвано интенсивным техническим обновлением и отраслевой перестройкой экономики.

Ускоренная модернизация за счет импорта западных технологий обусловила внедрение механизма получения профессии на основе образовательного ценза. Как отмечает В. Б. Рамзес, «технология отраслей промышленности, целиком импортированная в сжатые сроки, представляла собой настолько разительный контраст, с чем страна была знакома раньше, что для овладения ею сразу стало не хватать одной выдумки и изобретательности, не подкрепленной систематическим образованием» [5, с. 210]. Образование выступило важным фактором ускоренной модернизации в 1950–1960-е годы. Высокая образованность, прежде всего, рабочей силы позволила Японии безболезненно преодолеть технико-экономическое отставание от развитых на то время стран. В 1970-е годы Япония вышла на первые позиции по уровню и качеству образования рабочей силы. Постоянное усовершенствование законодательства в образовательной сфере помогло приспособить систему образования к общим задачам социально-экономического развития, к повышению качества рабочей силы, отвечающей экономическим потребностям общества.

Таким образом, важный скачок в развитии духовной и материальной культуры японского народа в результате послевоенных реформ был связан с заимствованиями из культуры других народов, которые были ассимилированы с национальными традициями и особенностями японского менталитета. Островной характер японской истории, способствовавший ранее изоляционистской политике страны, в сочетании с иными факторами привел к особому способу функционирования механизмов «культурного любопытства», адаптации к новому и передаче следующим поколениям традиционного, сращенного с усвоенным чужим. При этом многое из культурного наследия японского прошлого на этапе ускоренного развития послужило базой для эффективного осуществления преобразований.

 

Литература:

 

1.                  Панов, А. Н. Революция Сёва. Модернизация Японии в послевоенный период (1945–1952 гг.) / А. Н. Панов. — М.: Восток — Запад, 2010. — 288 с. + [10] ил.

2.                  Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: Сборник статей / под ред. В. Гельмана и О. Маргания. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. — 408 с.

3.                  Хорос, В. Японские секреты / В. Хорос — Диалоги «Знание — сила», октябрь 1991. — С. 18–23.

4.                  Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции / под ред. С. А. Арутюнова, Л. Д. Гришелева и др. — М.: Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, 1985. — 319 с.

5.                  Япония: опыт модернизации / Рук. проекта Э. В. Молодякова. — М., АИРО-ХХI, 2011. — 280 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Япония, рабочая сила, система образования, национальный менталитет, японский менталитет, японская история, ускоренная модернизация, социальная организация, послевоенная Япония, японское общество.


Похожие статьи

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи...

Процесс модернизации японского образования (во второй половине XIX века) и последствия влияния Запада рассматривались М. Дженсеном, М. Токко, У. Дебари, А. Ф. Прасолом, С. Ч. Лим, Х. Уэббом. Япония всегда была интересна для исследователей различных областей благодаря...

Отражение ментальной традиции в социальных отношениях...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный характер, отношение, японский народ, традиционная культура, социальная структура, ментальная традиция, внутренний мир.

Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии...

Именно через понимание борьбы с неграмотностью во 2 — й половине XIX века, были заложены основы капиталистического образования в Японии, что является фундаментом успешного развития японского общества и государства в наши дни.

«Японское экономическое чудо» - прошлое или будущее?

Япония, США, японская экономика, японское экономическое чудо, млрд иен, национальная валюта, внутренний рынок, сельское хозяйство, сокрушительное поражение, экономический рост.

Сравнительная характеристика японского, американского...

Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента.

99% населения Японии составляют японцы. В связи с этим в японских фирмах практически все сотрудники – японцы.

Становление правового, социального и экономически развитого...

Ключевые слова: конституционная монархия, модель социального государства, японское экономическое чудо, шоковая терапия.

Однако Японию нельзя причислять к континентальной (европейской) модели в чистом виде в силу специфических отличий.

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее...

Тема колониальной истории Японии и Кореи продолжает оставаться актуальной и в наши дни.

Японское издание «30 лет управления Кореей» пишет, к примеру, что «основа

Для этого необходимо было мобилизовать все духовные и материальные силы государства.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи...

Процесс модернизации японского образования (во второй половине XIX века) и последствия влияния Запада рассматривались М. Дженсеном, М. Токко, У. Дебари, А. Ф. Прасолом, С. Ч. Лим, Х. Уэббом. Япония всегда была интересна для исследователей различных областей благодаря...

Отражение ментальной традиции в социальных отношениях...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный характер, отношение, японский народ, традиционная культура, социальная структура, ментальная традиция, внутренний мир.

Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии...

Именно через понимание борьбы с неграмотностью во 2 — й половине XIX века, были заложены основы капиталистического образования в Японии, что является фундаментом успешного развития японского общества и государства в наши дни.

«Японское экономическое чудо» - прошлое или будущее?

Япония, США, японская экономика, японское экономическое чудо, млрд иен, национальная валюта, внутренний рынок, сельское хозяйство, сокрушительное поражение, экономический рост.

Сравнительная характеристика японского, американского...

Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента.

99% населения Японии составляют японцы. В связи с этим в японских фирмах практически все сотрудники – японцы.

Становление правового, социального и экономически развитого...

Ключевые слова: конституционная монархия, модель социального государства, японское экономическое чудо, шоковая терапия.

Однако Японию нельзя причислять к континентальной (европейской) модели в чистом виде в силу специфических отличий.

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее...

Тема колониальной истории Японии и Кореи продолжает оставаться актуальной и в наши дни.

Японское издание «30 лет управления Кореей» пишет, к примеру, что «основа

Для этого необходимо было мобилизовать все духовные и материальные силы государства.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество.

Задать вопрос