Проблемы современного архитектурно-дизайнерского образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Игнатенко О. А. Проблемы современного архитектурно-дизайнерского образования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1486-1487. — URL https://moluch.ru/archive/89/18171/ (дата обращения: 23.10.2018).

Методики подготовки проектировщиков неминуемо меняются, реагируя на целый ряд внешних факторов: накопившиеся изменения в практике, инновации в области строительных технологий, тенденций в социально-экономической сфере, смене общегосударственной концепции образования и т. д. Уже в 90-е годы в нашей стане стала очевидной необходимость переосмысления ряда ключевых позиций в формировании методического подхода к проектированию, отражающих средовой подход к проектированию. В качестве ответа на эти вызовы было появление новых специальностей-связистов — архитектора-дизайнера и архитектора конструктора. Это была попытка решить проблему изолированности отдельных областей проектирования.

Но проблема изолированности изучения отдельных предметов в рамках одной специальности осталась актуальной до сих пор. Успешная отработка профессиональных навыков у студентов по решению композиционных задач, должна происходить одновременно и во взаимосвязи с приобретением навыков в рисунке, живописи и пластике, а также в решении инженерных задач и естественным образом «прорастать», проявляться в качестве проектов. Успешное приобретение студентами профессиональных навыков решения композиционно-художественных и инженерных задач, предполагает использование в проектах всего комплекса знаний и навыков, полученных по каждой из дисциплин УП. Но часто, процент тех знаний и навыков, которые действительно применяются или стали органичной частью проектной деятельности студента, слишком мал.

Успехи студентов во время изучения материала связанного с композицией и другими дисциплинами не сразу отражается в полной мере в работе над архитектурно-дизайнерскими проектами. Все пройденные знания и навыки часто остаются изолированными в рамках дисциплины и не помогают студенту, не смотря на то, что на проектировании решаются подобные художественно-композиционные задачи, поскольку к ним добавляются новые функциональные и технические требования. Это происходит из-за того, что локальная композиционная задача попадает в сложный контекст разнородных задач (функциональной организации, конструктивного решения, экологических требований и т. п.). Подобный многослойный синтез различных направлений предметной подготовки, полученных знаний и навыков, и создает трудности в решении проектных задач. Всегда создавал.

Можно сказать, что студенты получают навыки в изучении различных знаний в отдельности, и не имеют обширного опыта в совмещении (объединении) их для решения каких-то общих проблем. Процесс синтеза знаний и навыков идет методически не организованно. По принципу — «вы это знаете и должны применять», т. е. синтез не может проходить только по требованию в процессе учебного проектирования. Это хроническая внутренняя проблема, для многоаспектной подготовки архитектора, и тем более архитектора-дизайнера, связанного обязательствами средового подхода к проектированию, является актуальной для современного архитектурно-дизайнерского образования.

«Хронические», внутренние проблемы композиционно-художественной подготовки, которые возникали на протяжении ХХ века и по настоящее время не имеют своего решения. Настойчивое внедрение интерактивных методов обучения сегодня не может решить внутренние методические проблемы профессиональной подготовки проектировщиков, которые должны обладать универсальными знаниями.

Отсутствие внимания к средовым особенностям в композиционно-художественной подготовке приводит к формальному использованию знаний композиции в проектировании. Формализм композиционной подготовки, часто выливается в формализм в проектировании, когда в найденную форму помещается функция, при их изначальном несоответствии возникает не самый удачный для жизнедеятельности объект. Но если формообразование происходит с опорой на предполагаемые процессы и особенности связанные с объектом проектирования и его контекстом, общее композиционное решение не входит в диссонанс с целью проектирования, а на оборот, сильнее ее проявляют.

Практика с середины прошлого века демонстрирует опыт нового формообразования — и это еще один фактор, требующий переосмысления существующих методик пропедевтики. Эти новации не получили своего отражения в программах композиционно-художественной подготовки. Традиционная система композиционной подготовки с поддержкой в художественных дисциплинах, не ставит перед студентом задач, направленных на понимание и приобретение представлений о возможностях композиционного формообразования, появившиеся с середины XX — начале XXI вв. на волне неомодернизма.

Проблема недостатка времени для полноценного усвоения и отработки знаний и навыков присутствовала всегда, но с переходом на ступенчатую подготовку встала наиболее остро.

Кратко, наиболее актуальными из накопившихся проблем можно назвать следующие:

-        внутренняя изоляция дисциплин, их методическая не связанность;

-        недостаток времени;

-        проблема адаптации композиционных навыков к реальным задачам;

-        отсутствие в курсе композиции отражения нового опыта формообразования в архитектурной практике;

-        отсутствие внимания к специфики средового подхода проектирования в композиционно-художественной подготовке.

Все вышеперечисленные проблемы можно объединить в две группы по вектору решения:

1.        Организация работы системы внешних связей курса композиционной подготовки;

2.        Отражение специфики средового подхода проектирования в композиционно-художественной подготовке.

Основные термины (генерируются автоматически): композиционно-художественная подготовка, композиционная подготовка, навык, задача, проектирование, проблема, подход проектирования, отсутствие внимания, знание, решение.


Похожие статьи

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Широко известно, что метод как способ решения конкретной задачи — это совокупность приемов или операций практического или

К методологии архитектурного проектирования можно отнести совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые нашли...

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

Роль знаний, умений и навыков в обучении студенту помогает смешанный тип проектной деятельности в учебном

Один рассматривает объект проектирования как художественный творческий процесс создания формы целостного композиционного решения модели.

Компетентностный подход к формированию...

Методика решения художественно-проектной задачи включает следующие этапы: 1) анализа объекта проектирования; 2) концептуальное

В формировании художественно-проектных компетенций большое внимание уделяется творчески активной личности.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Наброски и односеансовые краткосрочные этюды на состояние в природе были положены в основу композиционного и колористического...

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Следовательно, в подготовке будущих дизайнеров проблема усиления

Данные упражнения могут использоваться в рамках курса «Дизайн-проектирование» как для аудиторных

Цели и задачи данных упражнений — применение теоретических знаний на практике (плоскостность...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности.

Проблемы архитектурного образования: художественное...

Особое место в подготовке архитектора занимает творческое проектирование.

Подошло время для формирования нового искусства проектирования, в котором традиционные

Реальное решение этой проблемы – достижение такого уровня профессионального обучения...

Трудности использования проектной деятельности в обучении

43% респондентов ответили, что им мешает недостаток времени и на подготовку, и на

Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [9, с.23].

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

1.Эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов выступает как проблема обучения в теории и практике художественно-педагогической подготовки будучи тесно связано с формированием основных компонентов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Широко известно, что метод как способ решения конкретной задачи — это совокупность приемов или операций практического или

К методологии архитектурного проектирования можно отнести совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые нашли...

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

Роль знаний, умений и навыков в обучении студенту помогает смешанный тип проектной деятельности в учебном

Один рассматривает объект проектирования как художественный творческий процесс создания формы целостного композиционного решения модели.

Компетентностный подход к формированию...

Методика решения художественно-проектной задачи включает следующие этапы: 1) анализа объекта проектирования; 2) концептуальное

В формировании художественно-проектных компетенций большое внимание уделяется творчески активной личности.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов.

Наброски и односеансовые краткосрочные этюды на состояние в природе были положены в основу композиционного и колористического...

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Следовательно, в подготовке будущих дизайнеров проблема усиления

Данные упражнения могут использоваться в рамках курса «Дизайн-проектирование» как для аудиторных

Цели и задачи данных упражнений — применение теоретических знаний на практике (плоскостность...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Художественные знания помогают людям с древнейших времен в решении многих практических задач.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки творческой личности.

Проблемы архитектурного образования: художественное...

Особое место в подготовке архитектора занимает творческое проектирование.

Подошло время для формирования нового искусства проектирования, в котором традиционные

Реальное решение этой проблемы – достижение такого уровня профессионального обучения...

Трудности использования проектной деятельности в обучении

43% респондентов ответили, что им мешает недостаток времени и на подготовку, и на

Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [9, с.23].

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

1.Эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов выступает как проблема обучения в теории и практике художественно-педагогической подготовки будучи тесно связано с формированием основных компонентов...

Задать вопрос