Авторы: Глик Павел Андреевич, Егорова Мария Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 985 раз

Библиографическое описание:

Глик П. А., Егорова М. С. Теоретические основы ценообразования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 573-576.

Ценовая стратегия фирмы — это причина и следствие работы и функционирования любого предприятия [1]. Безусловно, любая фирма стремится к тому, чтобы получить максимальную прибыль, при этом важным является учесть все факторы рынка, риски, конкуренцию, неценовые факторы, а также неконтролируемые факторы, чтобы в борьбе за рынок и прибыль хотя бы остаться при своем, не уйти в минус.

Следует определиться с понятием цены. Конкретных определений данного термина на сегодняшний день существует достаточно много (не менее 70), но ключевых из них всего несколько. Рассмотрим их подробнее.

Цена — рыночный индикатор (подобно индикатору экономики — ВВП), который характеризует зависимость (или пропорциональность) спроса и предложения на рынке ПРУ (продукция, работа, услуги). Чтобы установить цену в первую очередь необходимо провести анализ спроса и предложения на определенный вид выпускаемого предприятием товара, то есть цена — отправная точка планирования финансовой деятельности фирмы [2].

Как отмечалось ранее: цена — это некоторая денежная сумма, которую готов заплатить покупатель, а производитель хотел бы получить за ПРУ.

Спросите у любого встречного: что такое цена? — многие ответят, что это стоимость единицы товара или услуг. Казалось бы, все понятно и ясно, но навряд ли многие задумывались над тем, как сложно и порой невероятно выставить цену на продукцию, какой это скучный процесс, требующий мозгового штурма.

С другой стороны, то чего хотят потребители и чего ждут производители — порой это совершенно разные крайности.

Независимо от вида цены, все они характеризуются пятью основными функциями [3]:

1.                  Стимулирование — одна из самых важных функций, способствующих развитию предприятий, конкурентной борьбы. Сущность стимулирования заключается в том, что предприятие желает получить прибыль, а цена является как поощрительным, так и сдерживающим фактором размера чистой прибыли.

2.                  Учет — анализ цен, который позволяет сделать вывод: сколько готовы заплатить покупатели за получение желаемого продукта, услуги, с целью удовлетворения своих потребностей. В данном случае цена включает в себя количество сырья, труда, времени и прочего, необходимого для создания данного ПРУ.

3.                  Балансирование спроса и предложения — то есть цена определяет взаимосвязь спроса и предложения, а также производства и потребления.

4.                  Распределительная — под действием разного рода факторов цена может отклоняться от стоимости ПРУ, что ведет к перераспределению финансов, национального дохода между различными сегментами рынка, регионами, отраслями и т. д.

5.                  Средство оценки рационального размещения производственных объектов — основано на механизме цен, который позволяет определиться предприятию в сфере, отрасли, которая наиболее выгодна с точки зрения рентабельности производства. Таким образом, переток капитала из одного вида производства в другой ведет к развитию более перспективных на данный момент сфер экономики.

В чистом виде функции цен больше используются в аналитических целях, чем в практической деятельности фирмы, поскольку их анализ позволяет провести и сделать лишь поверхностные и статистические выводы.

Лабиринт

Цены на ПРУ, установленные на рынке и действующие в реальном времени в экономике, являются взаимосвязанными. Эти цены образуют систему, которая состоит из выделенных ценовых блоков, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Похожа данная система на сообщающиеся сосуды, правда, здесь их вовсе не два, а достаточно много. Если изменяются цены на нефть, газ или уголь (топливные ресурсы), то это приводит к увеличению цен на ГСМ, изменение цен на ГСМ ведет к изменению тарифов на грузоперевозках, что в свою очередь способствует увеличению цен на продукты питания — крупы, овощи, фрукты. То есть изменяются цены в одном блоке, а отражается это во всех остальных [4].

Видов цен очень много, потому их разделяют на виды и подвиды, очевидно, что виды объединяют в себе разновидности цен, относящихся к одной сфере. Так выделяют цены [5]:

1.                  Сферы, отрасли экономики. Они включают в себя следующие подвиды: розничные, оптовые, закупочные, на стройматериалы, тарифы транспорта (пассажирского и грузового), внешнеторгового оборота, а также надбавки, скидки, наценки.

2.                  По территории их действия. К ним относятся единые (поясные), и региональные (местные) цены.

3.                  По степени воздействия государственных агентов на свободу цены. К данному виду следует отнести свободные, регулируемые и фиксируемые.

4.                  На товары, которые реализуют на рынке продолжительное время. К таким ценам относят: скользящие, долговременные, гибкие, преимущественные, прейскурантные, договорные и многие другие.

Со многими видами большинство людей сталкивается в повседневной деятельности, а некоторые на слуху только у соответствующих групп людей. Следует разобраться с определением наиболее важных цен, важных для большого круга потребителей.

Сколько раз, гуляя по супермаркету или гипермаркету, мы натыкались на вывески оптом и в розницу. Теперь опишем подвиды этих цен экономическим языком.

Розничная цена — цена единичного ПРУ, то есть цена, с которой ПРУ доходит до конечного потребителя. Розничная цена состоит из нескольких составных частей, определяющих себестоимость продукции, расходы на ее транспортировку, прибыль от перепродажи оптовых баз и многие другие элементы. Наиболее наглядно представить образование розничной цены с помощью блок-схемы (Рис. 1) [1].

Рис. 1. Составные части розничной цены

 

Оптовая цена бывает двух типов: отпускная цена предприятия и промышленности.

Лабиринт

Оптовая цена предприятия — такая цена, с которой ПРУ выходит с предприятия-производителя. Чтобы понять разницу между данными ценами, сразу же поясним второй тип оптовой цены.

Оптовая цена промышленности — цена, по которой уже предприятия-потребители закупают ПРУ у оптовых сбытовых организаций.

То есть данные оптовые или закупочные цены очень похожи, но главным отличием здесь является то, как реализуется продукция и кем реализуется продукция. Так отпускная цена предприятия может быть равной розничной цене данного ПРУ в случае, если предприятие само будет реализовать свою продукцию через сеть собственных розничных магазинов. Также отпускная цена промышленности может быть равной отпускной цене предприятия в случае, когда предприятие, производящее товар само реализует его субъектам розничной торговли.

Любая цена представляет совокупность некоторых финансовых затрат на производство и, соответственно, состоит из нескольких «ингредиентов», учитывать которые приходится в любом случае. Оптовая цена промышленности является базисной по отношению к цене предприятия. На приведенных ниже блок-схемах отчетливо видно, чем в сущности отличаются оптовые цены (Рис. 2, Рис. 3) [1].

 

Рис. 2. Составные части оптовой (отпускной) цены промышленности

 

Рис. 3. Составные части оптовой (отпускной) цены предприятия

 

Рассмотрим кратко основные типы цен и тарифов [6]:

1.                  Аукционная цена — цена на товары, которые реализуют непосредственно на аукционе, данный тип цен отражает исключительные свойства (редкость, уникальность), признаки выдвигаемого на аукцион товара, потому аукционные цены существенно превышают рыночные.

Лабиринт

2.                  Закупочная цена — оптовая цена, по которой реализуется сельхозпродукция сельхозпредприятиями, населением, фермерами.

3.                  Тариф автотранспорта — цена, устанавливаемая предприятием, реализуемым грузо- и пассажироперевозки. Данный тип цен является прейскурантным.

4.                  Цена на строительные материалы (продукцию) бывает трех видов:

а)                  сметная — размер предельных затрат, пошедших на строительство единичного объекта;

б)                 договорная — цена, на которую договорились заказчик и подрядчик в ходе торгов;

в)                 прейскурантная — средняя стоимость единицы товара, услуг (1 м2 положенного ламината, асфальта, лакокрасочных работ).

По территории и границам действия цены делятся на:

1.                  Единые (поясные) — устанавливаются государством только на базовые товары, услуги (энергоресурсы, электричество, коммунальные услуги);

2.                  Зональные (региональные) — установлением данного типа цен занимаются сами предприятия производители, потому эти цены могут существенно отличаться в зависимости от территории, на которой данные ПРУ произведены.

В действительности существует огромное количество цен, их типов, делений и классификаций. В большинстве своем это зависит от спецификации экономики страны, производственной базы, многообразия продукции и типов услуг, влияния органов власти на регулирование и установление цен. Общим для всех типов цен является учет в них издержек производства, как постоянных, так и переменных, но и по возможности фиксация непредвиденных обстоятельств.

 

Литература:

 

1.         Аболонин С. М. Ценообразование — современные подходы: ценовые факторы в деятельности автотранспортных предприятий. — М.: Транспорт, 2001. — 80 с.

2.         Кучугин Н. Л. Стратегия ценообразования в маркетинге. Центр дистанционного образования «Элитариум» — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/, свободный.

3.         Фролова Т. А. Экономика предприятия. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. — 276 с.

4.         Паршин В. Ф. Ценовая политика предприятия: пособие. Минск: Высшая школа, 2010. — 336 с.

5.         Нэгл Т. Г. Стратегия и тактика ценообразования. / 3-е издание. СПб.: Питер, 2004. — 262 с.

6.         Салимжанов И. К. Цена и ценообразование. Учебник для вузов. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001–304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Оптовая цена, отпускная цена, отпускная цена предприятия, цена — цена, цена промышленности, цена предприятия и промышленности, цена единичного ПРУ, Оптовая цена предприятия —, спроса и предложения, В данном случае цена, Оптовая цена промышленности —, тип цен, рода факторов цена, отпускная цена промышленности, Аукционная цена — цена, цена — оптовая цена, б)                 договорная — цена, стоимость единицы товара, Тариф автотранспорта — цена, Розничная цена.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос