Золотошвейные изделия бухарских эмиров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Тошева Н. М., Холикова Н. Ш., Савриева Г. А. Золотошвейные изделия бухарских эмиров // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1302-1306. — URL https://moluch.ru/archive/89/17750/ (дата обращения: 19.07.2018).

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись, и о том, какое по своей художественной выразительности уникальное место в ряду прочих ремесел Бухары занимает золотошвейное ремесло.

 

«Золотошвейное искусство Бухары» как один из высокоразвитых видов народного искусства Узбекистана XIX — начала XX вв. Золотое шитье более ранних времен не сохранилось. Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке, а узоры и красочная палитра настенных росписей VI—VII веков нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX веку золотошвейное производство сосредоточилось в столице Бухарского эмирата — Бухаре, где оно, прежде всего призвано было обслуживать эмира, дворцовую знать и высшие слои общества.

В XIX — начале XX вв. золотое шитье — зардузи — один из видов вышивального искусства — представляло специфическую особенность Бухары. В противоположность вышивкам шелками, широко бытовавшим среди различных слоев местного населения, золотое шитье — искусство, глубоко народное по своему содержанию, в силу своей пышности и дороговизны материалов носило характер официального придворного искусства, предназначенного обслуживать нужды эмирского двора и придворной знати и лишь в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Сотни искусных потомственных мастеров-вышивальщиков были заняты изготовлением богатых золотошвейных одежд, которые являлись принадлежностью пышного придворного этикета бухарских эмиров. Почти вся золотошвейная продукция Бухары потреблялась эмирским двором, и только незначительная ее часть поступала для продажи на рынок.

Шитая золотом мужская одежда — халаты, камзолы, мундиры, шаровары, обувь, пояса, головные уборы — «салля» (чалма) и «кулях» (высокая остроконечная шапочка, одевавшаяся под чалму), а также попоны для лошадей изготовлялись только для самого эмира и по его заказу или по заказу его приближенных для подношения ему по случаю семейных торжеств и праздников. Никто, даже из самых высших сановников государства, не мог заказать для себя ни одного из упомянутых выше предметов — вся шитая золотом одежда получалась ими в виде подарков от самого эмира, и только ее они могли носить.

http://www.sanat.orexca.com/eng/4-03/img/gold3.jpg

Рис. 1. Шитые золотом «махси»-сапоги

 

Все памятники золотого шитья, за единичными исключениями, к XIX и началу XX вв.— ко времени последней мангытской династии, правившей в Бухаре с 1785 по 1920 годы.

Предметов золотого шитья, относящихся к первым представителям мангытской династии, до нас почти не дошло. Единственным памятником, сохранившимся от времени эмира Хайдара (1800–1826 гг.), являются шитые золотом «махси» — сапоги с вышитой на них датой — «1224 год хиджры», что соответствовало 1809— 1810 гг. н. э (рис.1.).

Но только к концу 19 века это ремесло нашло широкое распространение, особенно при правление Бухарских эмиров. Особо почетных гостей и придворных даже награждали золотошвейными чапанами (халат). Золотошвейное искусство Бухары по художественному стилю является одним из самых необычных и уникальных. Значительное количество образцов золотого шитья, принадлежавших эмирам Бухары Насрулло (1827–1860), Абдулахад хану (1895–1911) и Алим-хану (1911–1920) до сих пор сохранились в музеях (рис.2.)

zardo'zlik titul on uchzardo'zlik besh

Рис. 2. Золотошвейные халаты Бухарских эмиров

 

В коллекции золотошвейных предметов Бухарского музея-заповедника, которая насчитывает более 100 образцов, представлены: парадная одежда, обувь, головные уборы, пояса правителей и военачальников, женская и детская одежда, убранство интерьера, попоны и чепраки.

Организация ремесла. Вышивальщики золотом — зардузы, в Бухаре насчитывалось от 300 до 350 человек, подобно другим среднеазиатским ремесленникам, объединялись в особую организацию типа средневековых ремесленных цехов. Эта организация имела свою выборную администрацию, ведавшую делами золотошвеек, соблюдала свои особые обычаи и обряды, устраивала праздники и собрания и, наконец, имела свою «рисоля» (буквально — послание) — нечто вроде цехового устава, содержавшего легендарные предания о возникновении ремесла и некоторые наставления, преимущественно религиозного характера. В цеховую организацию золотошвеек входили одинаково как мастера, состоявшие в придворных эмирских мастерских, так и самостоятельные ремесленники-хозяева и работавшие у них наемные мастера.

Дворцовые мастерские располагались в Бухарском Арке, в казенных зданиях, в домах высших государственных должностных лиц и содержались за счет эмирской казны.

В 1860–1895 гг. была только одна мастерская в Арке, позднее в 1885–1911 гг. их стало две: одна по-прежнему размещалась в Арке — при казенной квартире кушбеги, являвшегося как бы первым министром государства, другая находилась неподалеку от Арка — в казенном доме закотчи— второго по значению чиновника эмирата, ведавшего финансами и сбором податей.

Работали дворцовые мастерские почти бесперебойно до 1894 года, когда в связи с переездом Абдулахад-хана на постоянное жительство в Кермине (ныне в Навоийской области) они были закрыты. Все дворцовые заказы стали выполнять сначала частные мастерские, а затем вновь организованная мастерская при дворе Чорбоги-гуль в Кермине. И только двадцать с лишним лет спустя, в 1915г. при Алимхане — последнем представителе мангытской династии — снова открылась в Бухаре дворцовая мастерская в доме закотчи.

Дворцовые золотошвейные мастерские находились в ведении кушбеги. В каждой мастерской работало ежедневно от 20 до 40 человек, в зависимости от количества заказов. Во главе мастерской стоял опытный мастер «усто-кор», который выбирался самими мастерами из числа наиболее квалифицированных вышивальщиков. В этом звании его утверждал кушбеги.

Кроме дворцовых золотошвейных мастерских, существовали еще и частные, количество которых не было постоянным. В период наибольшего расцвета золотошвейного дела в Бухаре (1885–1911 гг.) таких мастерских насчитывалось от 20 до 25. Ассортимент изделий частных мастерских в разное время был различен. Так, при Музаффар-хане частным мастерским разрешалось изготовлять те же золотошвейные изделия, что вышивались и в дворцовых мастерских, но при его преемнике Абдулахад-хане возможности частных мастерских были уже строго ограничены. В них разрешалось изготовлять только те предметы, которые не носили официально-придворного характера и могли употребляться людьми, не принадлежавшими к кругу высшего чиновничества. Вся золотошвейная продукция, производившаяся как мастерскими, так и отдельными мастерами-одиночками, реализовывалась на рынке или перекупщиками.

Мастера-предприниматели, более сильные экономически, имевшие возможность попридержать товар до удобного случая, помимо вещей, поступавших на рынок, изготовляли и такие виды золотошвейных изделий, которые, продавать, на рынке не было дозволено.

Частные мастерские нередко выполняли заказы эмирского двора. При этом владельцу мастерской выдавали из казны раскроенную материю и рисунок, по которому данное изделие должно быть изготовлено. Весь остальной материал покупался владельцем мастерской. Расходы на выполнение заказа выплачивались канцелярией кушбеги.

Получив заказ двора, предприниматель вместе с ним приобретал и право на получение содержания натурой для своей семьи, наравне с усто-корами дворцовых мастерских. Право это сохранялось за ним на все время, пока двор почему-либо не лишал его своих заказов.

Частные заказы обычно выполнялись из материала, доставляемого заказчиком. Плата за работу в таких случаях определялась соответственно количеству израсходованных на изготовление заказа золотых ниток.

Шитье золотом в XIX — начале XX вв. производилось по различного рода, как привозным фабричным, так и по тканям местного кустарного производства. Подавляющее большинство шитых золотом предметов, дошедших до нашего времени, в особенности мужских халатов, изготовлено из привозного бархата. Для халатов использовались исключительно высококачественные сорта бархата — «бахмали-беришими» (шелковый бархат). Употреблялся как русский бархат, называвшийся «бахмали-фаранги» — «франкский» (здесь в смысле европейский, фабричный), так и получавшийся транзитом через Россию из Западной Европы, известный под названием «бахмали-загрониш»— заграничный. Фабричный бархат был гладкий — одноцветный, полосатый, клетчатый, тисненый и так называемый рытый бархат самых различных сортов: петельчатый, полуразрезной и т. д. с пышным, преимущественно цветочным узором, хотя предпочтение отдавалось более скромным гладким бархатам. Не меньшим разнообразием отличались бархаты и по расцветке, но самыми излюбленными считались: красный, фиолетовый, зеленый и синий. Для женской и детской одежды употреблялись, исключительно гладкие бархаты, преимущественно красного (различных оттенков) и фиолетового цветов. Кроме чисто шелкового, широко использовались гладкие полушелковые бархаты — «бахмали-муси», употреблявшиеся для всех видов изделий, кроме мужских халатов. Местный бухарский бархат — «бахмали-джойдор» в золотом шитье употреблялся сравнительно редко и известен только на поповнах и обуви, и только гладкий, двух цветов: темно-красный и темно-зеленый.

Золотошвейное искусство Бухары, достигшее блестящего расцвета в руках мастеров — зардузов, занимает по своей художественной выразительности уникальное место в ряду прочих ремесел Бухары. На протяжении ряда столетий мастера выработали неповторимую технику шитья, доведенную до совершенства. Богатство техники давало возможность варьировать сочетания блестящих, как бы кованых, металлических узоров с матовыми, мягко переливающимися золотыми и серебреными поверхностями. С большим колористическим чутьем в золотое шитье вводились шелка ярких расцветок. С неисчерпаемой фантазией создавались отдельные элементы и композиционные построения орнаментов. Несмотря на широкое использование традиционных мотивов, не менее традиционных композиционных схем, здесь нет застывших трафаретов и шаблонов. Все говорит о напряженном живом творчестве, которое позволило мастерам создать подлинные шедевры искусства, ценным вкладом вошедшие в общую сокровищницу культурного наследия народов Узбекистана.

Прекрасная золотая вышивка мастеров Бухары, демонстрируемая экспозициями многих музеев мира, представляет бесценные шедевры декоративно-прикладного искусства узбекского народа.

 

Литература:

 

1.      Жаббарова, Дилфуза. Технология золотого шитья. Ташкент, 2004.

2.      Садыкова, Н. С. Узбекская национальная одежда ХIХ-ХХ веков. Т., 2001.

3.      Гончарова, П. А. Золотошвейное искусство Бухары. Т., 1996.

4.      Давлатова. Об истории одежды узбекского народа. Журнал “Искусство” № 3, Т., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, мастерская, Бухара, золотошвейное искусство Бухары, уникальное место, самый эмир, прочее ремесло Бухары, VII, детская одежда, художественная выразительность.


Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

«Золотошвейное искусство Бухары» как один из высокоразвитых видов народного искусства Узбекистана XIX — начала XX вв. Золотое шитье более ранних времен не сохранилось. Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке...

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Золотошвейное искусство Бухары. Автор: Тухсанова Вилоят Ражабовна.

– салаи зардузи — шитая золотом чалма для эмира и высокопоставленных лиц. Рис. 1. Золотошвейное панно Гури Эмир.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Бухара как столица культуры среднеазиатского востока издавна известна своим прикладным наследием — как золотошвейное искусство. Каждый предмет, который предполагалось украсить золотым шитьем (в дворцовой мастерской)...

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Золотое шитьё — древнее ремесло. Это народный промысел, который является предметом исследования историков испокон веков.

1. П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986. 2. А. И. Сидоренко и др.

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

Бухарское золотошвейное искусство славиться во всем мире. Мастера золотыми нитями вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Золотое шитье Бухары славиться во всем мире.

Традиционным центром золотошвейного искусства, является древняя Бухара.

Одним из самых древних ремесел считается плетение из лозы ивового прута.

Технические проблемы изучения истории технологии производства...

Получив материал и рисунок, в мастерской приступали к подготовке настила под шитье, или к заготовке необходимого количества отдельных элементов узора, входящих в композицию рисунка.

1. Гончарова П.А. Золотошвейное искусство Бухары.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары

Что же касается таких сюжетов изобразительно характера, как животные и человек, то в дореволюционном золотом шитье Бухары мы их совершенно

Этот вид украшения одежды был наиболее богатым и пышным. Так украшались только дорогие парадные одежды эмира.

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

На одном из главных перекрестков Бухары, расходились уникальные и неповторимые изделия художественного ремесла по всему миру дорогами Великого шелкового пути.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

«Золотошвейное искусство Бухары» как один из высокоразвитых видов народного искусства Узбекистана XIX — начала XX вв. Золотое шитье более ранних времен не сохранилось. Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке...

Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале...

Золотошвейное искусство Бухары. Автор: Тухсанова Вилоят Ражабовна.

– салаи зардузи — шитая золотом чалма для эмира и высокопоставленных лиц. Рис. 1. Золотошвейное панно Гури Эмир.

История золотошвейного искусства Бухары | Статья в журнале...

Бухара как столица культуры среднеазиатского востока издавна известна своим прикладным наследием — как золотошвейное искусство. Каждый предмет, который предполагалось украсить золотым шитьем (в дворцовой мастерской)...

Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары

Золотое шитьё — древнее ремесло. Это народный промысел, который является предметом исследования историков испокон веков.

1. П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986. 2. А. И. Сидоренко и др.

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

Бухарское золотошвейное искусство славиться во всем мире. Мастера золотыми нитями вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары.

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

Золотое шитье Бухары славиться во всем мире.

Традиционным центром золотошвейного искусства, является древняя Бухара.

Одним из самых древних ремесел считается плетение из лозы ивового прута.

Технические проблемы изучения истории технологии производства...

Получив материал и рисунок, в мастерской приступали к подготовке настила под шитье, или к заготовке необходимого количества отдельных элементов узора, входящих в композицию рисунка.

1. Гончарова П.А. Золотошвейное искусство Бухары.

Техника производства золотошвейных изделий Бухары

Что же касается таких сюжетов изобразительно характера, как животные и человек, то в дореволюционном золотом шитье Бухары мы их совершенно

Этот вид украшения одежды был наиболее богатым и пышным. Так украшались только дорогие парадные одежды эмира.

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

На одном из главных перекрестков Бухары, расходились уникальные и неповторимые изделия художественного ремесла по всему миру дорогами Великого шелкового пути.

Задать вопрос