Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Арипова И. К. Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1011-1014. — URL https://moluch.ru/archive/89/17678/ (дата обращения: 22.10.2018).

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Ключевые слова:проектная технология, деятельность, деятельностный подход в образовании, воспитательный аспект

 

Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Батищев Г. С.

Окунёмся в историю, Постановление ЦК ВКП/б/ в 1931 году декларировало, что использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». …Прошло немногим более семидесяти лет, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем, проект перспективен! Проект -это панацея от всех недостатков российской системы образования! Так ли это?

Деятельностный характер проектной технологии предполагается по определению. В современной педагогике метод проектов — это определенная совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [1,с.45]

Процесс организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив — проблема — цель — задачи — методы и способы — план — действия — результат- рефлексия [2] и моделирует реальную технологическую цепочку, состоящую из пяти «П»:

-        ПРОБЛЕМА-определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта — индивидуальной или групповой. Например, при реализации проекта «Филофей Лещинский- митрополит Тобольский и Сибирский», мы выявили недостаточную осведомлённость учащихся нашей школы о Филофее — святом, пятом митрополите Тобольском и Сибирском, которому посвящён местный православный приход;

-        ПОИСК — поиск информации, при реализации обозначенного проекта мы использовали архивные и музейные источники, литературу из православного прихода;

-        ПРОЕКТИРОВАНИЕ — анализ и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, происходит определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. На этом же этапе происходит фиксация результатов в различных формах (создание схем, таблиц, компьютерная обработка данных, фото- и видеосъемка);

-        ПРОДУКТ — продуктом нашего проекта стала книжка-малышка «Филофей Лещинский — митрополит Тобольский и Сибирский», интерактивная карта " Миссионерская деятельность Филофея» и книжная выставка в школьном музее «Летопись»;

-        ПРЕЗЕНТАЦИЯ- презентовали проект на первых муниципальных Кирилло-Мефодиевских чтениях, стали призёрами.

Таким образом, на каждом этапе создания проекта, будь то учебного либо социального, мы, как педагоги, можем организовать и проследить самостоятельную деятельность учащихся.

Также хотелось бы обратить внимание коллег на воспитательные возможности этой технологии как движущей силы развития школьника, т.е. воспитания у обучающегося коммуникативной, нравственной, правовой, интеллектуальной и информационной, экологической, художественной, экономической, трудовой, развития самостоятельности детей, умения благотворно влиять на общество.

Работа над учебным и социальным проектом — это один из способов вхождения обучающегося в деятельность, в которой он учится определять границы своей свободы, ответственности и самостоятельности. Учащийся постепенно начинает понимать, что проект- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для него самого. Данная характеристика проекта наиболее ярко проявляется в социальном проектировании. Ребенок, проявляясь в проектной деятельности, получает от окружения эмоциональное подкрепление, которое становится стимулом для его последующей деятельности, открывает новые горизонты для творчества.

Проект также предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, так как только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать трудности и проблемы возникающие в процессе проектной деятельности. [2]

Этапы

Самостоятельная деятельность обучающихся

Тьюторская деятельность учителя

Воспитательный аспект

1 этап

Рассмотрение проблемного поля, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта — индивидуальной или групповой

Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы

Воспитывается умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

2 этап

Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания. Проведение исследования. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка)

Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта

Формируется чувство ответственности, происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развитие коммуникабельности.

3 этап

Предзащита проекта — публичное выступление

Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки

Происходит повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация

4 этап

Презентация в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое представлении). Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности

Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии.

Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта

5 этап

Реализация проекта

Обеспечение площадки, координация деятельности участников

Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания

 

[3]

Подводя итог, проектная технология -это:

-        технология реализующая личностно-ориентированную направленность;

-        технология деятельности, соответствующая ФГОС второго поколения;

-        технология, воспитывающая базовую культуру личности;

-        развивающая умения и желание самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствующая саморазвитию обучающегося;

-        воспитывающая самостоятельность, целеустремленность, коллективизм, толерантность, ответственность, инициативность и творческое отношение к общему либо собственному делу. [2]

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но это отнюдь не вытесняющая её панацея. Сегодня специалисты стран, уже имеющих широкий опыт проектного обучения, считают, что проект следует применять в воспитательной и внеурочной работе как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения личностного и академического роста обучающихся.

 

Литература:

 

1.                  Полат Е. С. Как рождается проект — М.: Академия, 1995.

2.                  Федоскина О. В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности [электронный ресурс]// Режим доступа http://w.school2100.ru/upload/iblock/df4/df4dd5f33aa86de09f23cb68d49f7976.pdf

3.                  Ланчакова Л. А. Формирование социальных компетенций учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности [электронный ресурс]// Режим доступа http://uoidra.narod.ru/metod.files/opit/lanzakova.doc

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектное обучение, проектная технология, проектная деятельность, реализация проекта, маршрутная карта, компьютерная обработка данных, календарный план подготовки, групповой проект, воспитательный аспект.


Ключевые слова

деятельность, проектная технология, деятельностный подход в образовании, воспитательный аспект

Похожие статьи

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектов повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Метод проектной деятельности не является принципиально новым.

Проект — это пять «П»: Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

- последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы. - системный подход к реализации программы Н.Ф.Виноградовой...

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план».

Некоторые аспекты внедрения проектного метода...

Рис. 1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами. Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности. Различные анализы позволяют иллюстрировать...

Проектная деятельность на уроках информатики

Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность. Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]. 1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии проектной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии в обучение на основе проектов повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Метод проектной деятельности не является принципиально новым.

Проект — это пять «П»: Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

- последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы. - системный подход к реализации программы Н.Ф.Виноградовой...

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон — план».

Некоторые аспекты внедрения проектного метода...

Рис. 1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами. Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности. Различные анализы позволяют иллюстрировать...

Проектная деятельность на уроках информатики

Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность. Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]. 1. Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов...

Задать вопрос