Молодежные организации в истории советского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 1249 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Е. А. Молодежные организации в истории советского общества / Е. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 777-779. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17601/ (дата обращения: 09.12.2024).

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим вопросом образовательной политики в рассматриваемый период. Одной из важнейших задач советской школы было налаживание коллективной работы детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива, быть «как все». Такая политика, с одной стороны помогала воспитанию у ребят таких нравственных качеств, как товарищество, выдержка, умение жить в коллективе, с другой стороны облегчала работу по формированию идеологически выдержанного, послушного поколения.

Сам учащийся представлялся лишь как объект воспитания, как некая усредненная масса «будущих строителей коммунизма», руководствующихся такими нравственными принципами, которые опираются на особые ориентиры. Эти ориентиры связывались с приоритетом коллективизма над личными интересами граждан. Система воспитания, трактуемая подобным образом, направлялась не на раскрытие способностей личности, а на привитие ему извне определенного перечня норм и правил поведения. При этом интересы общества становились над интересами человека, личность терялась в коллективе.

Следует отметить, что современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей коллектива в формировании личности. Тем не менее, нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности). Гармония личного и коллективного в наибольшей степени способствует зрелым представлениям о воспитании.

В деятельности пионерских и комсомольских организаций в исследуемые годы был накоплен положительный опыт. Большое внимание уделялось вопросам наставничества, взаимопомощи, объединению подрастающего поколения в организации воспитательных мероприятий, общественно полезной деятельности. Значительное место в деятельности молодежных организаций отводилось работе с отстающими и трудными подростками. Молодое поколение страны было объединено общими идеями, делами, решением общих вопросов. На наш взгляд, именно этого не хватает современной молодежи.

Одной из важных задач школьных комсомольских организаций являлось воспитание у каждого юноши и девушки ответственного отношения к учебе. Так, школьный комсомол г. Пензы взял на вооружение лозунг «Ни одного отстающего рядом!», переняв его у рабочего класса. Каждый третий член выборных комсомольских органов работал с отстающими учащимися. Этот опыт получил широкое распространение в школах области.

В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» подчеркивалось, что делом первостепенной важности комсомольских организаций должно быть идейно-политическое и нравственное воспитание молодежи, формирование у нее марксистко-ленинского мировоззрения коммунистической идейности, классового подхода к явлениям общественной жизни.

Высшим органом первичной комсомольской организации являлось комсомольское собрание. Ежегодно в сентябре-октябре в школах области проходили собрания с единой повесткой дня, например: «С именем Ленина, под руководством партии — на труд и на подвиг!», «Учиться, чтобы знать, уметь, творить и бороться». Вместе с тем нередко в архивных документах отмечается чрезмерная заорганизованность и формальность в организации комсомольских собраний. В одной из справок «О работе молодежных организаций Пензенской области» говорится, что в комсомольских организациях личные комплексные планы у всех комсомольцев одинаковые, они не отражают анализа идейных, нравственных, этических качеств комсомольцев. Здесь отмечается, что комсомольские собрания, пионерские сборы часто носят народный характер, не ставят своей задачей анализ повседневных дел, указывается на формализм и разрыв повседневной жизни комсомольцев и пионеров с их общественно-практической жизнью в школе.

Важнейшим делом каждой школьной комсомольской организации, каждого члена ВЛКСМ являлось руководство пионерской дружиной, воспитание юных ленинцев. ЦК ВЛКСМ одобрил опыт работы комсомольской организации школы № 30 г. Пензы с пионерской дружиной. Здесь конкретную работу с пионерами и октябрятами проводили все классные комсомольские организации, практически каждый комсомолец. Во всех отрядах и звеньях работали вожатые-старшеклассники, которые обучались работе с пионерами в клубе «Вожатый». Стали традиционными в Вырыпаевской сельской школе Кондольского района Пензенской области совместные сборы отрядов и комсомольские собрания, читательские конференции, диспуты. Комсомольцы выступали в пионерских отрядах на политинформациях, проводили беседы, готовили своих подшефных к вступлению в комсомол. Особой заботой старшеклассников стала организация содержательного труда и досуга ребят. Трудовые десанты, конкурсы, заседания клуба «Кругозор», спортивные соревнования — эти и другие дела стали традиционными в школе.

Специфика деятельности пионерской организации исходила из главного принципа пионерской организации — воспитание политической активности, активной жизненной позиции. В исследуемый период особое внимание уделялось укреплению пионерской организации, подготовке октябрят к вступлению в пионерскую организацию. Одним из главных моментов считалось рождение пионерского отряда, выборы органов детского самоуправления, распределение пионерских поручений, их выполнение.

Однако, пионерская и комсомольская организации были, прежде всего, политическими организациями, являющимися мощнейшим каналам по внедрению основных советских идеологем в массовое сознание молодежи. Их деятельность была целиком посвящена коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, через них партия проводила свою идеологию, осуществляла контроль над молодым поколением. В деятельности молодежных организаций власть не приемлела самообразования и самовоспитания. Такая методология и практика способствовали тому, что были утрачены основополагающие принципы развития творческой активности молодежи, насаждался исполнительский уровень социальной активности, основанный на унификации личности, двойной морали. Советская социализация была направлена, прежде всего, на нивелировку личности, на утверждение моноидеологического единомыслия и авторитарности властных структур. Такая политика не могла не сказываться на саморазвитии молодежных организаций и, в первую очередь комсомола.

На протяжении рассматриваемого периода нарастали кризисные явления в комсомоле. Гипертрофированные формы приобрел в 1970-е годы «оптовый» метод увеличения рядов организаций, приводивших к снижению качества пополнения, происходило сужение внутрисоюзной демократии, дальнейшее ограничение компетенции комсомольских собраний, развитие командно-административных методов работы с молодежью.

Сталкиваясь с недостатками в деятельности ВЛКСМ, комсомольцы выражали недовольство и пробовали побудить высшие эшелоны власти к переменам. Так, в период подготовки и работы XVIII съезда комсомола в инстанции поступили критические замечания рабочей, учащейся, сельской и творческой молодежи, связанные с раздуванием рядов организации, заорганизованностью в работе, неинтересной жизнью «первичек» и прочее. Все они остались без должного внимания.

При таком положении вещей неизбежно было падение авторитета комсомола. В 1984 году только 21 % комсомольцев отметили, что комитеты ВЛКСМ учитывают их мнение и предложения, а к концу 80-х гг. рейтинг комсомола достиг самой низкой отметки. Всего лишь 4 % молодежи признавали за организацией способность действенно осуществлять руководство молодым поколением. Предпринимаемые ЦК ВЛКСМ усилия по организационно-политическому укреплению организации и сплочению комсомольцев оказывались малодейственными.

Тем не менее, следует отметить, что на протяжении середины 1960-х — начала 1980-х гг. пионерская и комсомольская организации играли значительную роль в жизни большинства молодых людей. Их привлекало участие в общественно-политической жизни, следование определенного рода ритуалам и символике.

Следует отметить, что методы непосредственной политической пропаганды (лекции, доклады и т. п.) не всегда были эффективны. Большинство детей привлекали в пионерской организации, именно обрядово — игровые формы. Поэтому только посредством этих форм и можно было привить им определенные политические представления. Внешние пионерские атрибуты и символика помогали создавать пионерскую «идеологию», в основе которой лежала задача выработать у ребенка в качестве регуляторов поведения «определенные конкретные правила, вытекающие из признания данного идеала».

Особенностью рассматриваемого периода являлось повышение роли символов, ритуалов и атрибутов в воспитании школьников. В постановлениях областной партийной организации постоянно встречаются, фразы, подобные такой, как: «полнее использовать в воспитательной работе символику пионерской и комсомольской организаций, школьные ритуалы». В связи с этим ежегодно в области проводились в дружинах парады октябрятских войск, смотры пионерского строя и песни, недели символов, ритуалов, смотры знаменных групп и пионерские, и комсомольские. Большая работа проводилась по присвоению имени дружинам, внутри дружин — отрядам. Символы и ритуалы вводились и в жизнь комсомольских организаций. В 1972 году впервые в области проводилась неделя комсомольских символов и ритуалов.

В рамках «недели символики ритуалов» в школах проводились смотры-конкурсы горнистов, барабанщиков, флаговых. Излишняя увлеченность внешней атрибутикой приводила к прямо противоположным результатам. В организациях дети не всегда понимали нормы поведения пионера или комсомольца и того, что же все-таки должно определять эти нормы. Пионеры ожидали решения вопросов «сверху». Школьники спрашивали: можно ли торговать, играть в «перышки», собирать почтовые марки, покупать сладости, ходить в кино, читать Жюля Верна, может ли девочка — пионерка носить косу, играть в куклы и т. п.

Характер этих вопросов показывает, что в сознании юного поколения не создавалось идеала, или он был им не ясен, и они, во всяком случае, не понимали связи правил своего поведения с этим идеалом. Эти правила устанавливались для них кем-то сверху, и исполнялись детьми без охоты, превращаясь в какую-то скучную повинность. Этим и объясняется та легкость, с которой затем произошло расставание с данной символикой.

Безусловно, деятельность пионерской и комсомольской организаций содержит положительный опыт. Это объединение молодого поколения общей идеей, организация внутри и внешкольной деятельности учащихся, внимание к повышению качества знаний школьников, работа с отстающими. Многие руководители молодежных организаций вносили в их деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию наносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий. Общественные поручения не всегда выполнялись учащимися с интересом, а лишь из страха быть проработанными на очередном собрании. При проведении массовых мероприятий личность терялась в коллективе. При этом в личной характеристике особое внимание уделялось таким качествам, как исполнительность, общественно-политическая активность, преданность партийным идеалам, другие человеческие качества отходили на второй план. Все это нередко приводило к лицемерию, показухе, двойным стандартам в поведении подрастающего поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): пионерская организация, комсомольская организация, молодое поколение, воспитание, подрастающее поколение, работа, рассматриваемый период, классовый подход, особое внимание, Пензенская область.


Задать вопрос