Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Капунова М. И. Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и её успешное функционирование // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 940-943. — URL https://moluch.ru/archive/88/17544/ (дата обращения: 18.10.2018).

Одна из приоритетных задач современного высшего образования — это активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов творческой сферы, в том числе и дизайнеров к профессиональной деятельности с применением инноваций. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает поиск новых образовательных форм, необходимость изменения целей в системе образования, освоения новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса.

Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера. Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к специалисту, владеющему не только системой профессиональных знаний, но и способному к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию, овладению ключевых компетенций в сфере инновационной профессиональной деятельности.

В статье проанализированы и определены особенности технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Произведён анализ педагогических условий её функционирования, определены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием инноваций, рассматривается структура готовности к инновационной деятельности как ключевой в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, дизайн, профессиональная подготовка, компетентность.

 

Постановка проблемы. Качество подготовки специалиста в высшей школе в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной квалификации и компетентности современного дизайнера и этим определяется необходимость внедрения инновационных технологий в образование. В системе высшего образования происходит поиск новых образовательных форм, изменяются цели. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает освоение новых функций, содержания деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса. Постановка и решение проблемы формирования готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности как ключевой характеристики его профессиональной компетентности обусловлены объективными процессами, протекающими в обществе, в системе образования и требованиями к профессиональной компетентности специалиста. Важной составляющей оптимизации учебного процесса будущих дизайнеров является разработка новых подходов в деятельности преподавательского состава. Высшая школа, решая задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование таких качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность [7, с. 64].

Задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной деятельности в ВУЗе должны стать:

-          формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;

-          подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;

-          формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;

-          формирование пользоваться инновационными разработками;

-          формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели [1, с. 258].

Формулировка цели статьи. Выявить, теоретически обосновать основы реализации технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности и педагогические условия ее успешного функционирования.

Анализ исследований и публикаций. В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике возникли объективные возможности для решения задачи оптимизации процесса подготовки специалистов в области дизайна. Эти возможности отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

С общей проблематикой дизайн-образования связаны работы таких авторов как Н. Яковлев, В. Прусак, А. Трошкин, А. Фурса, О. Боднар, П. Татиивський, Е. Форест.

Вопросы профессионального дизайнерского образования освещаются в трудах Л. Ю. Анцукова, Ю. А. Грабовенко, Н. П. Вальковой, И. Ф. Волкова, Н. В. Воронова, Т. М. Журавской, М. С. Кагана.

Современные подходы к дизайн-образованию представлены в работах Е. Н. Ковешниковой, В. П. Климова, Е. Э. Павловской, Л. Б. Переверзева. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности исследованы в трудах В. С. Мерлина, Е. А. Климова, А. К. Байметова. Исследования Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенина, В. Ф. Худякова, Е. М. Чибиревой раскрывают структуру и логику формирования творческого стиля деятельности специалиста.

Изложение основного материала. Основной задачей современной высшей школы является формирование специалиста инновационного типа, готового к инновационной профессиональной деятельности.

Многие аспекты проблемы формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности находятся на стадии исследования. Так, требует осмысления специфика организации образовательного процесса в ВУЗе, необходимо уточнение ряда понятий, связанных с инновационными процессами, до конца не разработаны сущностные особенности инновационности в обучении студентов, требует изучения проблема моделирования процесса формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности [2, с. 118].

Особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как определение психолого-педагогических условий и моделей совершенствования практики подготовки студентов к инновационной деятельности. В условиях подготовки специалистов-дизайнеров с высшим образованием сложился ряд противоречий между: новыми требованиями общества к подготовке специалистов инновационного типа и реальной готовностью выпускников вузов к инновационной деятельности; интересом современных студентов к проблемам творчества в профессиональной деятельности и реальным содержанием и технологиями обучения в ВУЗе; возможностями высшей школы в формировании конкурентоспособной личности и отсутствием теоретического обоснования, построения и осуществления на практике процесса формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

Формирование готовности будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности будет эффективным, если: выявить и конкретизировать специфические особенности (социально-педагогические, организационно-дидактические и личностно-деятельностные) организации образовательного процесса в ВУЗе, а также источники его развития (содержательные, процессуальные и структурно-логические противоречия); обеспечить комплекс психолого-педагогических условий (мотивация к учебной и инновационно-профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности), определяющих формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности; разработать модель формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности, включающую в себя: предсуществующие условия (социальный заказ, ориентация педагогической системы на подготовку нового типа специалиста, интересы личности); характеристику инновационного типа личности (креативная, познавательная, творческая направленность; индивидуально-психологические свойства; способности); детерминанты (психологические, педагогические, методические релизеры) и процесс подготовки (цели, содержание, формы, методы, средства, контроль) [3, с. 68].

Комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности включает: мотивацию к учебной и инновационной деятельности, развитие творческого потенциала и инновационных способностей, развитие рефлексивных умений, формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности, овладение опытом инновационной деятельности [5, с. 214].

Реализация технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности будет более эффективной при соблюдении:

-          общих педагогических условий: разработка учебных планов, программ и отдельных заданий по общепрофессиональным дисциплинам на основе деятельностной парадигмы построения художественного образа взамен стимульной парадигмы формирования художественного образа;

-          специальных педагогических условий: разработка учебных заданий с учетом планомерного поэтапного формирования инновационных способностей будущих дизайнеров; разработка специальных методик и технологий подготовки, способствующих формированию инновационных способностей будущих дизайнеров;

-          дополнительных педагогических условий: наличие разработанных критериев, показателей и применение в учебном процессе методик педагогической диагностики уровня сформированности инновационных способностей будущих дизайнеров [6, с. 39].

Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению инноваций становится более эффективным при условии уточнения сущностных характеристик готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформированностью знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций. Организация процесса обучения должна быть ориентирована на поэтапное формирование готовности к применению инноваций не только в профессиональной деятельности в целом, но и в отдельных ее компонентах (мотивационном, содержательно-операционном, рефлексивном), а также в планомерном переходе от низкого уровня к более высокому в соответствии с логикой формирования готовности.

Основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков будущих дизайнеров. Данный подход обеспечивает формирование целостной структуры готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности [4, с. 47].

Выводы. По мере развития общества по пути прогресса обогащаются и совершенствуются цели, задачи, содержание образования. Прогнозируя задачи формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности, необходимо глубоко изучать педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, широко привлекать их в педагогический процесс ВУЗа.

Условиями формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности выступают: обогащение содержания дисциплин профессионального цикла знаниями из области инноватики с целью формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности; активизация процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности активными методами обучения; осуществление мониторинга реализации процесса формирования готовности студентов к инновациям в профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский — М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.

2.                  Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 159 с.

3.                  Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.

4.                  Климова Т. Е. Педагогический эксперимент / Т. Е. Климова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004 — С. 158.

5.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко — Ярославль, 1998–256 с.

6.                  Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин., Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 185 с.

7.                  Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие / Г. И. Хозяинов — М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.

8.                  Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин — Л.: ЛГУ, 1988. — 54 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, инновационная профессиональная деятельность, инновационная деятельность, инновация, высшая школа, инновационная способность будущих дизайнеров, образовательный процесс, инновационный тип, высшее образование, профессиональная квалификация.


Похожие статьи

Применение инновационных педагогических технологий...

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной...

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности...

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание дизайнерской практики...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

инновационная деятельность, инновационная профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, будущий дизайнер, задача, профессиональная подготовка...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования. Ключевые слова:образование, образовательная инноватика, профессиональное образование, инновационная структура, университетский комплекс, инновационная модель...

Развитие профессиональной готовности руководителей...

инновационная деятельность, профессиональная готовность руководителей, учреждение, управление, общеобразовательное учреждение, научная литература, инновационный процесс, образовательное учреждение...

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная направленность, непрерывное образование, передовой педагогический опыт.

Использование инновационных методов в образовании

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности выпускника: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение инновационных педагогических технологий...

Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной...

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности...

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к инновационной деятельности оказывается эффективной, если определено содержание дизайнерской практики...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

инновационная деятельность, инновационная профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, будущий дизайнер, задача, профессиональная подготовка...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования. Ключевые слова:образование, образовательная инноватика, профессиональное образование, инновационная структура, университетский комплекс, инновационная модель...

Развитие профессиональной готовности руководителей...

инновационная деятельность, профессиональная готовность руководителей, учреждение, управление, общеобразовательное учреждение, научная литература, инновационный процесс, образовательное учреждение...

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная направленность, непрерывное образование, передовой педагогический опыт.

Использование инновационных методов в образовании

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности выпускника: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы.

Задать вопрос