Актуальные проблемы развития современного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 19.04.2015

Статья просмотрена: 35448 раз

Библиографическое описание:

Барзаева, М. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России / М. А. Барзаева, Э. А. Абдулазизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17269/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова:система образования, модернизация образования, государственная поддержка сферы образования, инновационное развитие высшего профессионального образования.

 

Keywords:education, the modernization of education, State support for education, innovative development of higher professional education.

 

В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Так, именно модернизировав систему образования, Япония смогла добиться серьезного прорыва в экономической сфере. Поэтому сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного индивида, становящегося более конкурентоспособным на трудовом рынке, но и для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Решая задачу повышения качества образования, и в частности высшего образования, сегодня ведется интенсивный поиск и внедрение инновационных форм и методов обучения. Это позволяет проводить обучение в интерактивном режиме, повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, обучить методам получения нового социологического знания, сформировать важные социальные навыки. Внедрение новых методов и форм проведения лекционных и семинарских занятий, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету, что влияет на эффективность его усвоения, приближает путем моделирования, аналогии, имитации, решение поставленных учебных задач к реальной практике, и тем самым ликвидирует пробел в нехватке практических навыков у выпускников, что и делает их более конкурентоспособными на современном трудовом рынке.

В современных образовательных условиях в ряде дошкольных учреждений отмечается повышение интереса к проблеме обучения и развития детей младшего дошкольного возраста, как важного «сензитивного» периода дошкольного детства, в связи с чем происходит обновление образовательных ресурсов в этой сфере. Важное место в вопросе обучения младших дошкольников занимает хореография, как эффективное направление физического, нравственного и эстетического развития детей на данном возрастном этапе.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

-        социальная и экономическая нестабильность в обществе,

-        острый дефицит финансовых средств, в связи с кризисным положением в экономике;

-        неполнота нормативной правовой базы в области образования;

-        систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.

Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования, как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Итак, мы считаем, что весьма перспективным является использование электронных учебников и технологий дистанционного обучения. Необходимо обучить студентов поиску информации в электронной базе Интернет, повысить уровень информационной компетентности студента, оценить его понимание роли информации в окружающем мире; дать теоретические знания и представления, необходимые для понимания информатики и информационных технологий, информационно-справочных программ и др.

Основными формами самоорганизации учебной деятельности студентов в вузе являются традиционные рефераты, задания для подготовки к семинарским занятиям, курсовые работы и проекты, работа студенческого научного общества, аттестационные работы бакалавра, специалиста и магистра. Эффективной формой самостоятельной работы студентов является учебно-исследовательская работа, которая способствует:

-        активизации познавательной деятельности, актуализации и интеграции теоретических знаний и исследовательских навыков студентов;

-        формированию научного мировоззрения студентов;

-        систематизации исследовательских знаний, умений и формированию технологичного подхода к организации учебно-познавательной деятельности;

-        формированию профессионального самоопределения будущих специалистов.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

В соответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. Эта задача обусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К их числу можно отнести:

-        разрозненность совместной деятельности общества,

-        системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных,

-        воспитательных,

-        научно-просветительных программ,

-        передач и других материалов;

-        несовершенство форм и недостаточность активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений,

-        педагогических и научных работников,

-        родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;

-        практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;

-        неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг,

-        обучающихся и их родителей (законных представителей).

В данной работе был рассмотрен ряд проблем современного образования. Хочется сделать вывод, что нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция — ожидание указаний сверху — вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в изучении потребностей субъектов образовательного процесса и создании благоприятных условий для их удовлетворения.

В конце, хочу подчеркнуть, что для нас является главной целью интенсивно проработать все необходимые аспекты сбалансированного развития нашей страны, главным образом, включая и сферу образования. Также, считаю, что было бы правильнее, если бы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся.

 

Литература:

 

1.          Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Бертон Р. Кларк, 2014 г.

2.          Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стадии концепций. Бертон Р. Кларк. 2011 г.

3.          http://www.kartoteka.ru/

4.          http://www.gks.ru/

5.          Поддержание изменений в университетах Бертон Р. Кларк, 2014 г.

6.          Образование и наука. Соколов А. И.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, область образования, система образования, государственно-общественное управление, интерес студентов, образовательный процесс, учреждение.


Ключевые слова

модернизация образования, система образования, государственная поддержка сферы об-разования, инновационное развитие высшего профессионального образования

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления...

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

Система образования, согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», определяется как «комплекс образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов различного вида, уровня и (или)...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы

В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 все образовательные организации...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее образование, образовательная система, образовательный процесс, основное общее образование, федеральный государственный...

Особенности муниципального управления образованием и его...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Российская система образования на переходном этапе

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система». Значение военного образования в...

Похожие статьи

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Государственно-общественное управление образовательной...

государственно-общественное управление, Совет Гимназии, образовательное учреждение, Гимназия, образовательный процесс, образовательная организация, коллегиальный орган управления...

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

Система образования, согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», определяется как «комплекс образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов различного вида, уровня и (или)...

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы

В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 все образовательные организации...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее образование, образовательная система, образовательный процесс, основное общее образование, федеральный государственный...

Особенности муниципального управления образованием и его...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень, муниципальное образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образовательный процесс.

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Российская система образования на переходном этапе

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система». Значение военного образования в...

Задать вопрос