Авторы: Жаманкарин Максут Мухамбетназарулы, Кабдушев Арман Сагатулы

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 14.04.2015

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Жаманкарин М. М., Кабдушев А. С. Основные направления систем информационной поддержки руководителя предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 139-141.

В данной статье рассматривается система поддержки принятия решений.

 

Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных [1].

Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них, без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам. Система поддержки решений СППР решает две основные задачи [3]:

1)                 выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация);

2)                 упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор. Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть [2]:

1)                 информационный поиск;

2)                 интеллектуальный анализ данных;

3)                 поиск знаний в базах данных;

4)                 рассуждение на основе прецедентов;

5)                 имитационное моделирование;

6)                 эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;

7)                 нейронные сети;

8)                 ситуационный анализ;

9)                 когнитивное моделирование и др.

Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР. Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления. Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании. Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продуктов. Классификации СППР. По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР [4]:

1)                 пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;

2)                 активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;

3)                 кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем.

Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение. По способу поддержки различают [5]:

1)                 модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

2)                 СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;

3)                 СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;

4)                 СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;

5)                 СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.

По сфере использования выделяют [1]:

1)                 общесистемные

2)                 настольные СППР.

Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя [6].

 

Литература:

 

1.         Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, С. 131–164

2.         Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии //Труды Крымской Академии наук. — Симферополь: СОНАТ, 2006. — С. 47–59

3.         Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования: монография / П. В. Терелянский; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — С.101–127

4.         Автоматизация управлением предприятием / Баронов В. В. и др. М.: Инфра-М, 2000. — С.198–205.

5.         Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области: Учебное пособие / Г. Г. Куликов, А. Н. Набатов, А. В. Речкалов. Уфа: УГАТУ, 1998.- С.89–104.

6.         Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. -М.:Сов.радио, 1979. С.5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): поддержки принятия решений, Система поддержки принятия, информационной поддержки руководителя, систем информационной поддержки, Система поддержки решений, возможных решений, поддержки многокритериальных решений, система поддержки принятия, поддержки принятия решения, Петровский А. В. Системы поддержки принятия, поддержки руководителя предприятия, П. В. Системы поддержки принятия, упорядочение возможных решений, число возможных решений, Похожая статья, и принятия управленческих решений, Система СППР, искусственного интеллекта, способу поддержки, и объективного анализа предметной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос