Основные направления систем информационной поддержки руководителя предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 14.04.2015

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Жаманкарин М. М., Кабдушев А. С. Основные направления систем информационной поддержки руководителя предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/archive/88/17148/ (дата обращения: 11.12.2018).

В данной статье рассматривается система поддержки принятия решений.

 

Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных [1].

Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них, без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам. Система поддержки решений СППР решает две основные задачи [3]:

1)                 выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация);

2)                 упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор. Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть [2]:

1)                 информационный поиск;

2)                 интеллектуальный анализ данных;

3)                 поиск знаний в базах данных;

4)                 рассуждение на основе прецедентов;

5)                 имитационное моделирование;

6)                 эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;

7)                 нейронные сети;

8)                 ситуационный анализ;

9)                 когнитивное моделирование и др.

Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР. Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления. Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании. Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продуктов. Классификации СППР. По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР [4]:

1)                 пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;

2)                 активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;

3)                 кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем.

Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение. По способу поддержки различают [5]:

1)                 модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

2)                 СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;

3)                 СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;

4)                 СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;

5)                 СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.

По сфере использования выделяют [1]:

1)                 общесистемные

2)                 настольные СППР.

Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя [6].

 

Литература:

 

1.         Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, С. 131–164

2.         Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии //Труды Крымской Академии наук. — Симферополь: СОНАТ, 2006. — С. 47–59

3.         Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования: монография / П. В. Терелянский; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — С.101–127

4.         Автоматизация управлением предприятием / Баронов В. В. и др. М.: Инфра-М, 2000. — С.198–205.

5.         Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области: Учебное пособие / Г. Г. Куликов, А. Н. Набатов, А. В. Речкалов. Уфа: УГАТУ, 1998.- С.89–104.

6.         Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. -М.:Сов.радио, 1979. С.5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): система поддержки принятия решений, пользователь, решение, баз данных, искусственный интеллект, система.


Похожие статьи

Интеллектуальные системы поддержки принятия решений

В связи с этим большинство развивающихся компаний используют автоматизированные средства, позволяющие эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные [3]. Современные системы поддержки принятия решений (СППР)...

Интеллектуальные системы поддержки принятия решения

Современные системы поддержки принятия решения (СППР), возникшие как естественное развитие и продолжение управленческих информационных систем и систем управления базами данных, представляют собой системы...

Перспективы внедрения нейронных сетей в реализацию систем...

Перспективы внедрения нейронных сетей вреализацию систем поддержки принятия решений. Бугаков Сергей Сергеевич, магистрант. Кубанский государственный университет. В статье рассмотрены основы искусственных нейронных сетей...

Методические задачи автоматизации поддержки решений при...

система, решение, модель, баз данных, система управления, управление военными, вычислительная поддержка решений, разработчик модели, языковой процессор, искусственный интеллект.

Некоторые проблемы систем поддержки принятия решений

Развитие компьютерных технологий и повсеместная информатизация общества привели к значительному увеличению количества и объемов данных. Большой объем информации, с одной стороны, позволяет выполнить более точные расчеты и делать подробный анализ...

Использование прогнозной аналитики...

В современных условиях лавинообразного роста информации использование интеллектуальных методов анализа данных в системах поддержки принятия решений является очевидным и закономерным шагом.

Искусственный интеллект в современных... | «Молодой

принятие различных решений в условиях неопределенности; ‒ представление знаний; ‒ планирование и обучение

Совершенствование систем искусственного интеллекта также является необходимым условием для повышения скорости работы современных...

Создание современной интеллектуальной информационной...

система, автоматическая каталогизация, документ, задача, информационная система, данные, решение, исследовательский портал, машинное обучение, искусственный интеллект.

Анализ методов искусственного интеллекта САПР...

В теории обработки информации экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной предметной области с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интеллектуальные системы поддержки принятия решений

В связи с этим большинство развивающихся компаний используют автоматизированные средства, позволяющие эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные [3]. Современные системы поддержки принятия решений (СППР)...

Интеллектуальные системы поддержки принятия решения

Современные системы поддержки принятия решения (СППР), возникшие как естественное развитие и продолжение управленческих информационных систем и систем управления базами данных, представляют собой системы...

Перспективы внедрения нейронных сетей в реализацию систем...

Перспективы внедрения нейронных сетей вреализацию систем поддержки принятия решений. Бугаков Сергей Сергеевич, магистрант. Кубанский государственный университет. В статье рассмотрены основы искусственных нейронных сетей...

Методические задачи автоматизации поддержки решений при...

система, решение, модель, баз данных, система управления, управление военными, вычислительная поддержка решений, разработчик модели, языковой процессор, искусственный интеллект.

Некоторые проблемы систем поддержки принятия решений

Развитие компьютерных технологий и повсеместная информатизация общества привели к значительному увеличению количества и объемов данных. Большой объем информации, с одной стороны, позволяет выполнить более точные расчеты и делать подробный анализ...

Использование прогнозной аналитики...

В современных условиях лавинообразного роста информации использование интеллектуальных методов анализа данных в системах поддержки принятия решений является очевидным и закономерным шагом.

Искусственный интеллект в современных... | «Молодой

принятие различных решений в условиях неопределенности; ‒ представление знаний; ‒ планирование и обучение

Совершенствование систем искусственного интеллекта также является необходимым условием для повышения скорости работы современных...

Создание современной интеллектуальной информационной...

система, автоматическая каталогизация, документ, задача, информационная система, данные, решение, исследовательский портал, машинное обучение, искусственный интеллект.

Анализ методов искусственного интеллекта САПР...

В теории обработки информации экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной предметной области с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний...

Задать вопрос