О развитии толерантности как качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 1580 раз

Библиографическое описание:

Шабалин, Р. В. О развитии толерантности как качества личности / Р. В. Шабалин, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 672-674. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17168/ (дата обращения: 19.04.2024).

Высшим результатом образования является терпимость

Хелен Келлер

Толерантность, терпение, умение воспринимать чужой образ жизни очень важны для обеспечения стабильности и консолидации общества. Учить слушать, слышать, вести диалог, уважать собеседника, быть терпимым друг к другу нужно в семье и в школе. Преподаватель должен создавать условия для формирования культуры, содействовать повышению коммуникативной компетентности, учить обучающихся вступать в диалог, самовыражаться.

Воспитание толерантности направлено на развитие потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми безотносительно их национальной, социальной, религиозной принадлежности, мировоззрения и поведения [5]. В целом, исследователи отмечают следующие качества толерантной личности:

-        терпимость к различиям;

-        чуткость, расположение к другим;

-        способность к сопереживанию;

-        доброжелательность;

-        снисходительность;

-        открытость;

-        умение владеть собой;

-        умение слушать и слышать;

-        чувство юмора;

-        гуманизм [1, 2, 7].

Развитие толерантности требует инновационных подходов к организации образовательного процесса, направленности на развитие знаний и умений общения, социально-психологических, этических и моральных качеств. Коммуникативная направленность обучения формирует гибкость в решении задач, стимулирует взаимопонимание, учит предотвращать конфликтные ситуации, формирует толерантное мировоззрение [4, 6].

Развитию толерантности способствуют:

а)       аудиторная работа (изучение дисциплин гуманитарного цикла: литература, история, естествознание, иностранный язык и т. д.):

-        творческие работы;

-        проекты;

-        беседы;

-        дискуссии и т. д.

б)      внеаудиторная работа, участие в:

-        творческих клубах;

-        научных обществах;

-        олимпиадах;

-        конференциях;

-        фестивалях;

-        конкурсах национальной песни, кухни, костюмов;

-        спортивных мероприятиях;

-        волонтерских движениях и т. д.

Уровень нравственности, духовности и толерантности обучающихся предполагает не только усвоение учебного предмета, но и психологическую готовность к терпимости, принятие и уважение многообразия культур, развитие независимого мышления, основанного на моральных ценностях, развитие чувства собственного достоинства и уважения к другим [3].

Воспитание толерантности подразумевает формирование приветливости, дружелюбия, навыков конструктивного отношения к проявлениям различий между людьми, терпимости к традициям, обычаям других народов, навыков независимого, критического мышления.

Таким образом, формирование толерантного отношения и толерантного поведения, миролюбия, отзывчивости, внимания, уважения по отношению к другим, развитие умений осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, совершенствование внутреннего духовного потенциала являются важными задачами современного образования.

 

Литература:

 

1.      Гурьянов А. Качества толерантной личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 58.

2.      Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность — гармония многообразия». http://festival.1september.ru/articles/411279/ (дата обращения: 31.03.2015).

3.      Калимуллин Р. Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи — путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–5. С. 1035–1039.

4.      Можейкина Л. Б. Развитие толерантности подростков в рамках образовательного процесса // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 181–183.

5.      Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Теоретические основы формирования толерантности личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 930.

6.      Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2007. № 10. С. 1204.

7.      Тучина О. Р. Толерантность и самоинтерпретация личности // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 192–212.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание толерантности, развитие толерантности.


Похожие статьи

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности

Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности учащихся рассматривается в работах И. Дроздецкой, Е. Маркеловой, Е. Селюковой.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.

Направления формирования этнической толерантности...

За основу была взята программа «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» (Михайличенко Т. А.) [7].

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории [3, с.52].

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Всё это будет способствовать развитию национального самосознания, самоидентичности, то есть толерантности.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На констатирующем этапе, целью которого являлось выявить исходный уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста, была проведена экспериментальная...

Похожие статьи

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности

Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности учащихся рассматривается в работах И. Дроздецкой, Е. Маркеловой, Е. Селюковой.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.

Направления формирования этнической толерантности...

За основу была взята программа «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» (Михайличенко Т. А.) [7].

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории [3, с.52].

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Всё это будет способствовать развитию национального самосознания, самоидентичности, то есть толерантности.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На констатирующем этапе, целью которого являлось выявить исходный уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста, была проведена экспериментальная...

Задать вопрос