О развитии толерантности как качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 04.04.2015

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Шабалин Р. В., Куимова М. В. О развитии толерантности как качества личности // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 672-674. — URL https://moluch.ru/archive/87/17168/ (дата обращения: 21.10.2018).

Высшим результатом образования является терпимость

Хелен Келлер

Толерантность, терпение, умение воспринимать чужой образ жизни очень важны для обеспечения стабильности и консолидации общества. Учить слушать, слышать, вести диалог, уважать собеседника, быть терпимым друг к другу нужно в семье и в школе. Преподаватель должен создавать условия для формирования культуры, содействовать повышению коммуникативной компетентности, учить обучающихся вступать в диалог, самовыражаться.

Воспитание толерантности направлено на развитие потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми безотносительно их национальной, социальной, религиозной принадлежности, мировоззрения и поведения [5]. В целом, исследователи отмечают следующие качества толерантной личности:

-        терпимость к различиям;

-        чуткость, расположение к другим;

-        способность к сопереживанию;

-        доброжелательность;

-        снисходительность;

-        открытость;

-        умение владеть собой;

-        умение слушать и слышать;

-        чувство юмора;

-        гуманизм [1, 2, 7].

Развитие толерантности требует инновационных подходов к организации образовательного процесса, направленности на развитие знаний и умений общения, социально-психологических, этических и моральных качеств. Коммуникативная направленность обучения формирует гибкость в решении задач, стимулирует взаимопонимание, учит предотвращать конфликтные ситуации, формирует толерантное мировоззрение [4, 6].

Развитию толерантности способствуют:

а)       аудиторная работа (изучение дисциплин гуманитарного цикла: литература, история, естествознание, иностранный язык и т. д.):

-        творческие работы;

-        проекты;

-        беседы;

-        дискуссии и т. д.

б)      внеаудиторная работа, участие в:

-        творческих клубах;

-        научных обществах;

-        олимпиадах;

-        конференциях;

-        фестивалях;

-        конкурсах национальной песни, кухни, костюмов;

-        спортивных мероприятиях;

-        волонтерских движениях и т. д.

Уровень нравственности, духовности и толерантности обучающихся предполагает не только усвоение учебного предмета, но и психологическую готовность к терпимости, принятие и уважение многообразия культур, развитие независимого мышления, основанного на моральных ценностях, развитие чувства собственного достоинства и уважения к другим [3].

Воспитание толерантности подразумевает формирование приветливости, дружелюбия, навыков конструктивного отношения к проявлениям различий между людьми, терпимости к традициям, обычаям других народов, навыков независимого, критического мышления.

Таким образом, формирование толерантного отношения и толерантного поведения, миролюбия, отзывчивости, внимания, уважения по отношению к другим, развитие умений осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, совершенствование внутреннего духовного потенциала являются важными задачами современного образования.

 

Литература:

 

1.      Гурьянов А. Качества толерантной личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 58.

2.      Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность — гармония многообразия». http://festival.1september.ru/articles/411279/ (дата обращения: 31.03.2015).

3.      Калимуллин Р. Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи — путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–5. С. 1035–1039.

4.      Можейкина Л. Б. Развитие толерантности подростков в рамках образовательного процесса // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 181–183.

5.      Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Теоретические основы формирования толерантности личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 930.

6.      Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2007. № 10. С. 1204.

7.      Тучина О. Р. Толерантность и самоинтерпретация личности // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 192–212.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание толерантности, развитие толерантности.


Похожие статьи

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности

Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности учащихся рассматривается в работах И. Дроздецкой, Е. Маркеловой, Е. Селюковой.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.

Направления формирования этнической толерантности...

За основу была взята программа «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» (Михайличенко Т. А.) [7].

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории [3, с.52].

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Всё это будет способствовать развитию национального самосознания, самоидентичности, то есть толерантности.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На констатирующем этапе, целью которого являлось выявить исходный уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста, была проведена экспериментальная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В таких обстоятельствах крайне важным является воспитание у молодого поколения толерантности

Развитие толерантности в процессе организации внеурочной деятельности учащихся рассматривается в работах И. Дроздецкой, Е. Маркеловой, Е. Селюковой.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

В статье рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.

Направления формирования этнической толерантности...

За основу была взята программа «Воспитание толерантности через развитие творческих способностей воспитанников учреждений господдержки детства» (Михайличенко Т. А.) [7].

Формирование толерантности подростков в образовательном...

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности

Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории [3, с.52].

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

Всё это будет способствовать развитию национального самосознания, самоидентичности, то есть толерантности.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.

На констатирующем этапе, целью которого являлось выявить исходный уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста, была проведена экспериментальная...

Задать вопрос