Библиографическое описание:

Стрельникова Т. В., Фарберова О. Е. Мотивация политической власти // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 67-70.

В статье рассматриваются причинно-следственные связи мотивационных процессов политической власти.

Ключевые слова: власть, политическая власть, государство, мотивация, субъект политической власти, политический лидер.

 

Для выяснения загадочности власти вообще и политической власти как частного ее проявления необходимо поставить и предпринять попытку решения проблемы мотивации власти - выяснения тех причин, которые делают ее столь привлекательной.

По поводу мотивации власти М. Вебер отмечал: карьера политика «дает чувство власти. Даже на формально скромных должностях сознание влияния на людей, участия во власти над ними, но в первую очередь чувство того, что и ты держишь в руках нерв исторически важного процесса, способно поднять профессионального политика выше уровня повседневности» [1, С.21-22].

Мотивация отражает внутреннее содержание власти, раскрывает ее внутреннее устройство, устанавливает взаимосвязи в сложной системе «человек - общество – власть». Во-первых, обладание властью позволяет субъекту выйти из повседневного окружения, перейти на другой уровень общения, в иную область отношений, подняться над рутиной и обыденностью жизни. Во-вторых, посредством власти происходит реализация сущностных сил человека, заложенных, сформированных и воспитанных в нем качеств и характеристик. В-третьих, человек через власть стремится получить право управлять себе подобными, стать их лидером, возвыситься над другими. В-четвертых, обладатель власти получает одновременно негласное моральное право унижать подчиненных и тех, на кого распространяется его власть. В-пятых, посредством власти человек реализует свой интерес к политической сфере. В-шестых, человеку от природы присуще стремление к первенству, к лидерству в социуме, власть как раз и обеспечивает превосходство в борьбе за место под солнцем. В-седьмых, власть всегда связана с определенными, а порой значительными, привилегиями, материальными ценностями, которых обладатель, носитель власти, имеет гораздо больше, чем простой гражданин.

Указанные мотивы, безусловно, не исчерпывают всего обширного спектра экономической, социальной и нравственной мотивации политической и иных типов власти. Политическая власть опирается на всю совокупность указанных мотивационных ориентиров, она не выбирает какой-либо один из них. Сочетание их обеспечивает внутреннее содержание власти, объясняет причины острой политической борьбы за обладание властью, в том числе в российском обществе в 1990-х и последующих годах.

В целях успешного воздействия на мотивационную систему политической власти субъект власти (государство, политические партии, общественно-политические движения и организации, политические лидеры и.т.п.) должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т.е. средства подкрепления, с помощью которых возможно обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов, продлить или задержать состояние удовлетворения, либо предотвратить, погасить его. Подобные ресурсы, особые для каждого мотива, являются источниками власти [2].

Субъект политической власти уясняет, какие источники власти имеются в его распоряжении, исходя из конкретной социально-политической ситуации, других параметров и факторов, влияющих на расстановку политических сил, принять решение об их использовании. Одновременно он должен правильно оценить мотивационную основу и возможность влияния на конкретный объект, чтобы выбрать наиболее действенное, благоприятное соотношение затрат и результатов.

Деятельность политической власти в отличие от побуждаемых другими мотивами видов социального поведения, определяется не одним соответствующим мотивом (мотивом власти), а совокупностью различных мотивов иных субъектов политических отношений. Речь идет не только о морально нечистоплотных явлениях, которых в политической сфере не менее, нежели в других сферах (подтасовка фактов, обман, шантаж, клевета, дезинформация и др.), но и о положительно ориентированных видах деятельности – обучение, воспитание, ободрение, поощрение, положительный пример, имидж субъекта политической власти и т.п. 

Те же причины, которые вызывают стремление к приобретению источников власти, побуждают субъекта приводить механизмы власти в действие. Действие власти призвано сделать существующие субъекты политических отношений более лояльными, уступчивыми, а мотивация власти является инструментом реализации выдвигаемых целей и потребностей. Характерным примером инструментального воздействия власти выступает ее ролевое использование. От людей, занимающих руководящие позиции в политических структурах, ожидается, что они будут соблюдать определенные нормы и правила поведения. Поэтому субъект власти наделяет их источниками власти, дающими возможность не только влиять на стиль политического поведения, но и существенным образом корректировать это поведение.

После того, как мотивация политической власти сложилась в целостное представление (план, программа, проект), субъект посылает объекту воздействия конкретный сигнал о том, какого поведения он ждет от него. Поведение объекта должно в полной мере соответствовать ожиданиям субъекта власти. Если объект воздействия ведет себя в соответствии с этими ожиданиями, то процесс воздействия на этом завершается. Если же объект выказывает неподчинение, неповиновение, то субъект власти применяет находящиеся в его распоряжении источники (ресурсы) власти под углом зрения, какие из них и в какой степени возможно использовать для корректировки поведения. Выбор источников власти зависит не только от мотивационной основы объекта воздействия, но и от типа поведения, к которому его хотят склонить.

Применение источников власти может столкнуться с внутренними барьерами, которые могут создаваться страхом, боязнью со стороны власти нарушить позитивный образ создаваемого собственного «Я», недостаточной уверенностью в своих возможностях, сомнениями в поддержке союзников, расстановкой политических сил и т.п. На первых этапах используются наиболее мягкие средства – убеждение, диалог, поиск компромиссов в решении проблем и противоречий. Однако в дальнейшем власть может обратиться к мерам силового воздействия. Как показывает практика, сила используемых средств возрастает вместе с уменьшением у власти уверенности в себе.

Если политические лидеры, ощущающие себя слабыми, недостаточно подготовленными для осуществления полноценных властных полномочий, внешне тотально контролируемыми, достигают высших руководящих постов в структурах государственной власти, предоставляющих в их распоряжение многочисленные институциональные источники и ресурсы власти, то они стремятся избегать личностно опосредованных средств воздействия, заменяя их более жесткими институциональными мерами. Реакция объекта воздействия зависит от его мотивов и источников власти. Когда его поведение в политической сфере отвечает ожиданиям субъекта власти, то в политическом процессе чаще всего применяются опробованные легальные источники властного воздействия.

Среди многообразных мотивов и источников политической власти наиболее престижными и желанными могут стать престиж (должности, статуса, деятельности, выполнения определенных социально значимых функций в структурах власти), материальное положение, напрямую зависящее от властных полномочий, руководящая должность, возможность контроля над материальными ресурсами, получением, обладанием, распространением общественно значимой политической информации и т.п.

Что касается сакральности власти, то властвующие исторические субъекты объясняли свое право на власть и ведущую роль в государстве первоначально собственным божественным происхождением. Позже предпринимали легитимизацию через политические институты и инструменты (выборы, политические партии и т.п.). Часто проводилась и сакральная инициация правителя – акт божественного помазания. Все эти меры были призваны укрепить сакральный характер власти и предупредить определенные политические силы от возможного изменения существующей власти

Сакральный характер политической власти обусловлен также и тем, что исторически власть всегда, во всех обществах и государствах была далека от широких масс, принимала закрытые, а поэтому казавшиеся таинственными формы. Субъект власти в лице персонифицированного правителя наделялся божественными чертами при любой форме правления в большей или меньшей степени. В обществе создавалась обстановка поклонения власти, ее носителям - учреждениям и личностям.

В нашей стране в период советской власти это были КПСС, ее политбюро, Верховный Совет, генсек и иные властные структуры [3]. Так, исследователь Т. Кондратьева приводит следующий пример. Во второй половине 1930-х годов в здании ЦК ВКП(б), если по коридору шел член Политбюро ЦК, то шедший ему навстречу сотрудник более низкого ранга, должен был не просто уступить дорогу начальнику, но вдавиться в стену и в специально созданные для этих целей ниши, как бы раствориться перед вышестоящим руководителем [4, С.135].

Каждому уровню власти в партийно-государственной структуре СССР отводился определенный, не нарушаемый самой властью набор услуг, вплоть до норм потребления необходимых продуктов питания – так называемая «кремлевка» [4, С.151-152]. Власть, таким образом, всеми возможными мерами отгораживалась от широких масс народа. В самих структурах власти создавались иерархические ступени, подобные феодальной системе социального устройства и управления [5].

И в современных, даже либеральных обществах, власть отгорожена от масс, которые, однако, имеют возможность контролировать власть с помощью гражданского общества и его институтов. Неизмеримо более таинственный, сакральный характер приобретает политическая власть в тоталитарных и авторитарных политических системах, в которых гражданское общество либо отсутствует, либо носит формальный характер.

В.Ф. Халипов упоминает в связи с обозначенной проблемой такое свойство власти и ее носителей, как властолюбие, властомания - «сильное влечение, пристрастие к власти, болезненное психологическое состояние со сосредоточением сознания и чувств на идее властеобладания и властвования; страсть к властному господству и безграничная любовь к распоряжению властью, любовь к самому себе в мундирах власти и с обладанием широким кругом прав, полномочий» [6, С.126].

Другой исследователь А.С. Панарин обратил внимание на такое явление, как жажда власти. «Исторический опыт и современные антропологические изыскания показывают, что жажда власти – отнюдь не меньшая страсть, чем жажда богатства. Причем в отличие от многих других страстей она никогда не покидает человека» [7, С.124].

Итак, мотивация политической власти представляет собой достаточно сложное структурное явление, т.к. в стремлении к вхождению во властные институты и структуры коренятся самые разнообразные социальные и личностные мотивы. Несмотря на отсутствие четкости в представлениях по ряду аспектов данной проблемы, в определении мотивов политической власти в последние годы наметился определенный прогресс. Мотив политической власти направлен на приобретение и всемерное сохранение основных источников власти – ради достигнутого положения или престижа, ради влияния на политическое поведение и сознание общества.

 

Литература:

 

1.         Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения / Пер. с нем./сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.

2.         Фарберова О.Е. Право: учебное пособие в 2 ч. / О.Е. Фарберова, Т.В. Стрельникова. – Ч. 1. - Воронеж: Научная книга, 2013. 

3.         Фарберова О.Е. История государства и права России: учебное пособие / О.Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2012.

4.         Кондратьева Т. Кормить и править: О власти в России ХVI-XX вв. / Т. Кондратьева.- М.: РОССПЭН, 2006.

5.         Дорохов Д.А. Государственное управление в России в начале XXI века: исторические традиции и новаторство / Д.А. Дорохов, В.А. Тонких // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2011. - №1. – С. 99-101.

6.         Халипов В. Ф. Власть. Основы кратологии / В.Ф. Халипов. - М.: Луч, 1995.

7.         Философия власти / В.В. Ильин, А.С. Панарин и др. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): политической власти, источников власти, субъект власти, мотивация политической власти, внутреннее содержание власти, ожиданиям субъекта власти, источниками власти, мотивации власти, органами исполнительной власти, структурах власти, жажда власти, политической власти субъект, субъекта политической власти, Субъект политической власти, Деятельность политической власти, мотивов политической власти, выяснения загадочности власти, источников политической власти, проблемы мотивации власти, поводу мотивации власти.

Ключевые слова

мотивация, государство, власть, политическая власть, субъект политической власти, политический лидер

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос