Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Ефимова М. В. Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 678-680. — URL https://moluch.ru/archive/87/16866/ (дата обращения: 19.07.2018).

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования компьютерной зависимости и ее влияние на человека с точки зрения психологии.

Ключевые слова:аддиктивное поведение, социальная дезадаптация, компьютерная зависимость, игровая зависимость.

 

Проблема компьютерной зависимости набирает все больший интерес у ученых. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день достаточно сложно обойтись без компьютера. Начиная со школьного возраста, и заканчивая пенсионным — везде необходимо компьютерное оборудование. В школах и институтах все чаще требуют подготавливать сообщения и различные виды письменных работ в печатном виде, что затрудняет жизнь тех, кто не имеет такой возможности. В более зрелом возрасте компьютер необходим для работы, создания проектов и т. д. Практически любую информацию сегодня можно найти в интернете. Но, как известно, интернет выполняет не только познавательную функцию для человека, но и развлекательную (игры, социальные сети и т. п.). Таким образом, многие из нас начинают предпочитать реальной жизни виртуальную (живому общению предпочитают переписку в чатах, vkontakte, одноклассники и т. п.). Что и формирует, а впоследствии развивает компьютерную зависимость.

Итак, компьютерная зависимость, по мнению многих авторов (П. Д. Шабанов, А. Е. Войскунский, И. П. Короленко, Ю. М. Бабаева и др.) — это одна из форм аддиктивного поведения, которая проявляется в патологической склонности к любым занятиям, связанным с использованием компьютерного оборудования; вследствие которой человек резко сокращает свою социальную активность и другие виды деятельности, имеющей для него некоторый интерес ранее [7, 8].

Компьютерная зависимость, в свою очередь, можно разделить на 3 вида, а именно:

1)                 Игровая компьютерная зависимость — пристрастие к компьютерным играм (как правило, играм в интернете). Игровую зависимость также называют игровой наркоманией [2].

2)                 Коммуникативная компьютерная зависимость — пристрастие к общению в интернете (социальные сети). Данный вид зависимости набирает все большие обороты в современном обществе и наблюдается гораздо чаще, чем остальные виды компьютерной зависимости.

3)                 Познавательная компьютерная зависимость, которая заключается в стремлении узнавать все больше нового, как правило, в сфере программирования [1].

Причины формирования компьютерной зависимости

Многие авторы в своих работах (К. Янг, А. Шень, А. Голдберг и др.), в первую очередь, рассматривают психологические причины формирования компьютерной зависимости. Одной из самых главных причин, на их взгляд, является попытка человека уйти от реальности, избежать насущных проблем, абстрагироваться от окружающих людей, а также желание принять себя в роли другого (как правило, основной контингент таких людей, это — подростки и молодые люди). Эти причины, в основном, зависят от негативных установок на самих себя и формирования негативных переживаний, связанных с различными сферами жизнедеятельности человека [3].

При коммуникативной компьютерной зависимости выделяют такие психологические аспекты как:

1.                  Желание отделиться от семьи. Как известно, в подростковом возрасте молодой человек стремится к полной автономии от родителей. Но, как показывает опыт, это практически невозможно. В связи с этим подросток «окунается» в социальные сети, чтобы почувствовать самостоятельность и независимость от родителей, а также возможность распоряжаться своей жизнью, показывая и доказывая это своим друзьям в интернете.

2.                  Поиск интимности и принадлежности. В социальных сетях, на сегодняшний день, достаточно легко найти «друзей» со схожими интересами и жизненными ценностями. В реальной же жизни этот поиск вызывает массу сложностей, таких как: неуверенность в себе, недоверие окружающим людям и т. п.

3.                  Идентификация. Подросток часто пытается найти ответ на вопрос «Кто Я?», «Зачем я нужен в этом мире?» и т. п. Также остро стоит вопрос о выборе профессии [6]. Ответы на эти вопросы в реальной жизни найти достаточно сложно, а вот киберпространство, как кажется подростку, облегчает эту задачу.

Кроме того, выделяют ряд психологических аспектов, которые привлекают молодых людей в компьютерных играх:

1.                  Отсутствие ответственности. В повседневной жизни человеку необходимо брать на себя ответственность за себя, а также за других людей, принимать решения — обоснованные и взвешенные. Так как молодые люди, зачастую просто не готовы быть ответственными, то рано или поздно люди устают от этого и им необходима эмоциональная разрядка; вследствие чего, они избегают этого путем ухода от реальности, а именно — уход в игру.

2.                  У человека, находящегося в игре, есть возможность принимать любые самостоятельные решения вне зависимости от того, к чему они могут привести [9].

3.                  В отличие от реальной жизни, в игре практически всегда есть возможность в случае неудачи исправить свои ошибки путем множественных попыток.

4.                  Наличие собственного мира — интимного. В игре у молодого человека есть возможность создать тот мир, доступ в который будет только самым близким людям или никому вовсе. Что в реальной жизни сделать достаточно трудно и практически невозможно.

В России за последние несколько лет проведено масса исследований, посвященных компьютерной зависимости среди молодых людей. На наш взгляд необходимо предоставить следующие данные по проблеме:

Литвиненко О. В. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики» обнаружила, что наиболее подвержены компьютерной зависимости средний школьный (5–8 классы) и старший школьный (9–11 классы) возраст — 33 % и 38 %, соответственно [7].

В диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Лоскутовой В. А. «Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств» предоставлены статистически достоверные различия по следующим критериям:

Таблица 1

Статистически достоверные различия между зависимыми и независимыми индивидами

Считают, что с другими людьми легче общаться в социальных сетях, чем при личной встречи

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

85,71 %

14,29 %

33,85 %

66,15 %

При работе на компьютере испытывают эйфорию

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

92,86 %

7,14 %

32,03 %

67,97 %

Отмечали у себя суицидальные мысли

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

86,11 %

13,89 %

36,05 %

63,95 %

 

По таблице 1 видно, что компьютерно-зависимые люди наиболее подвержены суициду, общению в социальных сетях, а также наличием эйфории при работе за компьютером, в отличии от независимых [8].

Как и у любого вида зависимости, у компьютерной зависимости есть огромное количество негативных последствия. Коротко остановимся на основных из них:

1.                  Люди, страдающие компьютерной зависимостью склонны реальной жизни предпочитать виртуальное пространство, что, в свою очередь, сказывается на учебе, работе и личных взаимоотношениях человека. Сложности адаптации в социуме.

2.                  Проявление конфликтности. Особенно в периоды ограничения компьютера у человека возникает раздражительность и агрессивное поведение. Такие люди часто конфликтуют с окружающими, чтобы добиться своего, при этом, не видя других возможных конструктивных способов взаимодействия.

3.                  Нарастающие депрессии. Человек с компьютерной зависимостью склонен в несколько раз чаще переживать состояние депрессии. Депрессия может быть связана как с неудовлетворением своих потребностей, связанных с компьютером, так и с отсутствием других интересов.

4.                  Кроме того, человеку, зависимому от компьютера, присуще не «думать», а «искать». Зависимый человек при первой возможности будет искать ответы на вопросы в интернете, вместо того, чтобы подумать самому. Это приводит к тому, что продуктивность мыслительной деятельности будет неумолимо снижаться [5].

5.                  У таких людей возникают проблемы с родителями, супругами, детьми. Для них гораздо важнее компьютер. Многие семьи разрушаются.

6.                  Появляются суицидальные мысли (см. таблицу 1).

Таким образом, чрезмерное пристрастие к работе/играм/общению за компьютером приводит к компьютерной зависимости и влечет за собой ряд негативных последствий для человека. Положительные качества человека постепенно сменяются отрицательными, что ведет к социальной дезадаптации.

 

Литература:

 

1.                  Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, JI. Н Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14–20.

2.                  Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 1998.-№ 1. — С. 89–100

3.                  Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М, 2000. — С 100–131.

4.                  Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф.... канд. пед.наук. — Ярославль. 2011. — 23с.

5.                  Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. — Кемерово, 1999. — Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.flogiston.ru/articles

6.                  Кострикова М. В. Ведущие мотивы выбора профессии в подростковом возрасте// Теоретические и методологические проблемы современных наук. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2013, с. 223–225.

7.                  Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики. Автореф. … канд. Психол.наук. — Санкт-Петербург. 2008. — 28с.

8.                  Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф.... канд. мед. наук. — Новосибирск, 2004. — 17с.

9.                  Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006,- 354с.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, реальная жизнь, компьютер, игра, современное общество, молодой человек, компьютерное оборудование, коммуникативная компьютерная зависимость, игровая зависимость, социальная дезадаптация.


Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет

При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году.

2) Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством; 3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция.

Особенности влияния компьютерных игр на личность

игра, игровая зависимость, возраст, видеоигр, стадий зависимости, род деятельности, DSM, семейное положение, активная социальная жизнь, время.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Ключевые слова: зависимость, компьютер, подросток, компьютерная зависимость.

игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм; – коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости.

При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация...

Компьютерная зависимость школьников

Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании.

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Представлены результаты исследования связи между компьютерной игровой зависимостью и спецификой проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте. Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Развитие современных технологий связи, сетевой компьютерной обработки информации освободила человека от написания писем, телеграмм, чтения печатных книжных изданий (в том числе использование библиотечного фонда и личных библиотек)...

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет

При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году.

2) Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством; 3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция.

Особенности влияния компьютерных игр на личность

игра, игровая зависимость, возраст, видеоигр, стадий зависимости, род деятельности, DSM, семейное положение, активная социальная жизнь, время.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Ключевые слова: зависимость, компьютер, подросток, компьютерная зависимость.

игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм; – коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости.

При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация...

Компьютерная зависимость школьников

Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании.

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Представлены результаты исследования связи между компьютерной игровой зависимостью и спецификой проявления эмоциональных реакций в подростковом возрасте. Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности...

Задать вопрос