Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Ермолинская Е. С. Географические знания и современная научная картина мира // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1057-1060.

Статья посвящена роли и значению современной географии, а также ее вкладу в развитие научной картины мира.

Ключевые слова: географическое пространство, современный мир, глобальная иерархия, географическая картина мира, цивилизация.

 

Географические знания, проистекающие из глубоких представлений о реальности, в сущности направлены на ориентацию во времени и пространстве. Всегда необходимо понимать как функционирует природа и живет общество [17]. География, комбинируя воедино тысячи образов, способна менять представления людей о мире вокруг себя и о себе в нем [3; 6; 15]. Однако действующая сейчас географическая картина мира даже не имеет названия, то есть «податливости» представления. Может быть для этого уместно позаимствовать термин американского социолога Э. Тоффлера «индуст-реальность» и назвать современное географическое пространство «и-реальностью»?

«И-реальность» не состоит только из хлопка, стали, автомобилей, телевизоров и консервов. «И-реальность» — это, прежде всего, маркетизированный мир, структура, через которую перемещаются товары и услуги. Мало того, это не просто экономическая конструкция, но способ организации людей, способ мышления, это и определенный набор желаний. Следовательно, «и-реальность» порождает не только материальные ценности, но формулирует мысли и действия миллиардов людей, задает тон нынешней цивилизации. Систематически связывая друг с другом жителей планеты, «и-реальность» создала мир, в котором никто не является абсолютным хозяином своей судьбы — ни один человек, ни одна страна, ни одна культура. Мировое пространство заполнилось сложно переплетенной транснациональной сетью («т-сеть») умело организованных процессов. Сегодня формы экспансии «и-реальности» почти достигли своего предела. Очень немногие жители земного шара еще не включены в ее структуры и отношения.

Геопространственные ландшафты, переделанные человеческими усилиями, приобрели особые формы. Прежде всего, точные и равнозначные единицы пространства (с аналогией по времени) стали обусловливать его организационную линеаризацию и радиацию. Поэтому геопространство воспринимается не как слитное бытие, но как структура, обладающая «центральными местами» и базовыми частицами. Подобный вид стали иметь все геопространственные сферы. Наконец, сформировался «и-реальный» менталитет, направленный на инженерное решение любой проблемы. Выработанный им комплекс идей, образов, представлений оказался самой модной культурной системой в человеческом пространстве. Новый стиль обрел глубокий универсализм и коммуникативность.

Следует отметить, что нынешний мир движется за пределы стандартных образов и массового производства к сложной смеси массовой и уже немассовой продукции, демассификации личности и культуры. Знаки демассификации проявляются всюду. Так, совсем неожиданно в социальной жизни силу плавильных котлов стали заменять давление этносов. Национализм в технологическом компоненте активно превращается в регионализм [14]. Национальные экономики раскалываются на секторальные части. В свою очередь регионы, будь то Силиконовая долина в США, Мизоджорно в Италии, Изар Велли в Германии или Канто в Японии также расходятся друг с другом в профессиональной ориентации, культуре и др. Повсюду возникает новый взгляд на локальность, устремление к местным политикам и связям. В итоге новое физическое и социальное содержание медленно, но неуклонно продвигает современную реальность к другим, более сложным формам, а географию — к иным многоцелевым задачам [2; 5; 8; 10;11].

Трансформация геопространства сопровождается глубокими изменениями взглядов на природу, эволюцию, прогресс [9; 12]. Самым значимым сейчас становится независимый атом человечества — индивид, обладающий собственными мыслями, чувствами, нравами. Конкретный человек, горизонтом которого длительное время было «мы», все увереннее размещается в перспективе «я». Однако индивид должен находиться в согласии со своим разумом и действовать с полным осознанием происходящего, принимая иное мнение только с достаточным на то основанием. В этом смысле сегодняшнее движение к более разнообразному миру выглядит как важный шаг вперед — подобно тому, как в эволюции природы важны обе тенденции: объединение и дифференциация. В то же время нарастание темпов исторических и пространственных изменений влечет за собой колоссальное напряжение для человека и общественных институтов, стимулирует всерхборьбу в мире и вызывает «цивилизационные разломы». Напряженность настолько сильна, что возможность принимать компетентные решения почти утрачивается. Это ведет к шоку от будущего. Остается одно — добровольно и осознанно перейти в новые геопространственные формы.

Тем временем на наших глазах происходит не столько соперничество цивилизаций, сколько столкновение эпох, в которых меняется строй ума, зарождаются новые смыслы и цели бытия. Современная геопространственная ситуация далека от планов гуманитарного социального единения, но выступает как энергичная глобальная стратегия [7; 13]. Глобальная не потому, что все земляне являются ее участниками (глобализация сейчас — региональна!), а поскольку ее объект — вся планета. Переход к новой конструкции геопространства ассоциируется с коллективной монополией индустриальных регионов как новой эффективной возможности существования. Тем временем коммуникабельность сложившейся мировой элиты оплачивается глубокой изоляцией подавляющей массы населения планеты, откуда все активное и перспективное уходит и не возвращается. В сети параллелей и меридианов нового мира формируется география будущего, связанная с феноменом зарождающейся третьей цивилизации — постиндустриальной. Руководство третьей цивилизации делает ставку на глобальную (тотальную) финансово-правовую регуляцию мира. Именно в этом процессе усматривается центральный нерв постиндустриального способа жизни. Речь идет о создании устойчивой и изощренной системы геоэкономических рентных платежей как масштабного и основного источника системной прибыли.

В современном мире уже отчетливо просматриваются контуры новой глобальной иерархии, реализующей проект многоярусного геопространства. Его ткань формирует интеринфраструктара, напоминающая национальную инфраструктуру конкретных государств. Функции этого новообразования — перераспределение совокупного мирового дохода между геоэкономическими персонажами, связанными с различными видами предпринимательской деятельности. (Примерами подобного перераспределения могут служить знаменитые «ножницы цен» — растущая разница в ценах на сырье и готовую продукцию). Таким образом, происходит установление своего рода глобального налога на коммерческую деятельность, нового принципа социально-технологической организации жизни.

В новом мире роль географических параметров и его ограничений существенно ослабляется [1; 4; 16]. Новая география определяется уже не реальным физическим единством геотории, но возможностью синхронного мониторинга отношений в различных точках планеты в режиме реального времени, а также способностью третьей цивилизации к оперативной проекции решений в масштабе всей планеты. Возникают новые транснациональные субъекты-интегрии (так их назвал А. Неклесса), проецирующие свои заботы и интересы по всему глобусу.

Можно предположить, что по мере глобализации мир будет строиться все менее по национальной, классовой, государственной и даже территориальной принадлежности, но все более по общности интересов, склонностей и другим «третичным» признакам. Следовательно, на смену национально-государственной организации человечества придет «сетевая» глобализация. Подчеркнем при этом, что социальные противоречия не исчезнут, но благодаря общей принадлежности будут казаться менее острыми.

 

Литература:

 

1.         Ильинский С. В. Учебно-методическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по географии // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 164–167.

2.         Михайлова М. А. Возможности использования mind-map (интеллект-карт) на уроках географии // География в школе. 2014. № 5. С. 58–60.

3.         Сухоруков В. Д. Географическая картина мира // География и экология в школе XXI века. 2010. № 2. С. 22–26.

4.         Сухоруков В. Д. Географическое образование в России: интеграция в общеевропейское пространство // Академические чтения. 2005. № 5. С. 70–72.

5.         Сухоруков В. Д. Географическое образование и общественные интересы России // География в школе. 2012. № 2. С. 43–47.

6.         Сухоруков В. Д. Географическое пространство как принцип созерцания // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.

7.         Сухоруков В. Д. Гуманизация современной географии // География и экология в школе XXI века. 2008. № 8. С. 18–22.

8.         Сухоруков В. Д. Дидактические кодексы школьной географии // География в школе. 2009. № 7. С. 35–39.

9.         Сухоруков В. Д. Метаметодика в контексте дидактических традиций и новаций // Вестник герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

10.     Сухоруков В. Д. Новации методики обучения географии // География в школе. 2007. № 4. С. 35–39.

11.     Сухоруков В. Д. Приоритеты современного школьного географического образования // География в школе. 2010. № 2. С. 37–43.

12.     Сухоруков В. Д. Система деятельности по изучению экологического состояния и развития геопространства // География и экология в школе XXI века. 2004. № 4. С. 75–76.

13.     Сухоруков В. Д., Соломин В. П. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности // География в школе. 2010. № 7. С. 35–39.

14.     Сухоруков В. Д. Территориальные интересы России // География и экология в школе XXI века. 2005. № 7. С. 3–9.

15.     Сухоруков В. Д. Феноменализм географического пространства как дидактический императив // География и экология в школе XXI века. 2007. № 4. С. 16–20.

16.     Сухоруков В. Д., Финаров Д. П. Дидактические аспекты модернизации образования // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2005. № 9. С. 64–68.

17.     Сухоруков В. Д. Когнитивные уровни географии // География в школе. 2015. № 1. С. 36–44.

Основные термины (генерируются автоматически): География в школе, География и экология в школе, и экология в школе xxi, в школе xxi века, картина мира, географическая картина мира, современной географии, географическое пространство, и значению современной географии, Географические знания, научная картина мира, друг с другом, географическое пространство «и-реальностью», Сухоруков В. Д. Гуманизация современной географии, Сухоруков В. Д. Географическое образование, Сухоруков В. Д. Когнитивные уровни географии, Сухоруков В. Д. Географическая картина мира, кодексы школьной географии, методики обучения географии, интересы России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос