Компетентностный подход в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Ниязова, Г. Ж. Компетентностный подход в системе образования / Г. Ж. Ниязова, Т. Ж. Ниязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 834-838. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16480/ (дата обращения: 19.04.2024).

Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника — результатом деятельности образовательной системы. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника.

В результате анализа потребности сформулированы цели образовательной программы (ОП) специальности 6М060200-«Информатика»: подготовка научно-педагогических кадров, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе на уровне государственных стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Для достижения целей образовательной программы определены 3 общекультурных компетенций (ОК), включающих в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 14 профессиональных компетенций (ПК).

Выбранные компетенции формируются у обучающихся при освоении модулей образовательной программы. Элективные модули ОП позволяют обучающимся сделать выбор по определенной траектории обучения. Установлена взаимосвязь идентифицированных компетенций с модулями ОП в виде матрицы.

Поскольку в анализе потребностей были рассмотрены наряду с международными, также национальные и внутренние материалы и документации, касающиеся ОП, то установленные цели полностью соответствуют и ГОСО РК и миссии университета.

Миссия университета им. Ахмета Ясави неразрывно связана с историей создания и развития университета. Стратегической целью его создания наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для Республики Казахстан и тюркоязычных стран является возрождение исторического имиджа города Туркестана как научного, культурного и духовного центра тюркоязычных народов. Поэтому девиз университета гласит: «Из глубин истории к светлому будущему».

В Стратегическом плане развития университета на 2014–2018гг. миссия университета изложена в следующей формулировке:

МиссияУниверситета:

обучение и воспитание представителей молодежи тюркских стран и народностей под одной крышей, опираясь на исторические ценности и основы демократического, образованного общества, в соответствии с требованиями времени, формирование из них будущих специалистов, обладающих национальными и духовными ценностями, уважающих права человека, понимающих значение дружбы, толерантности и сотрудничества.

Видение:

Университет, высоко несущий знамя дружбы и солидарности между представителями тюркских стран и народностей, конкурентоспособный в областях науки и образования на мировом уровне.

Процесс культивирования корпоративной культуры, формирование во внутриуниверситетской среде здорового, творческого климата реализуется на базе следующих основных ценностей:

-        дружба, равенство и терпимость: университет все мероприятия проводит в духе дружбы, равенства и толерантности к различным культурам государств-учредителей;

-        научно-исследовательский подход: университет обязуется обеспечить высокий уровень знаний и привить интерес к научно-исследовательской работе, не допускать отклонения от данного курса;

-        гостиприимство: проявлять гостеприимство в отношении как иностранных студентов и служащих, так и студентов и служащих Казахстана;

-        понятие качества: в университете учебно-воспитательная и научная работа должна соответствовать качественным показателям и международным стандартам;

-        прозрачность: учебный процесс в университете организуется, открыто, на основе установившихся доверительных отношений с предприятиями и учреждениями (обществами);

-        отчетность: ответственные лица обязаны давать отчет о проделанной работе и выполненных мероприятиях;

-        объективность: руководство университета не допустит проявления среди сотрудников деления по землячеству, родственным признакам, в университете уважают и поощряют тех, кто добросовестно относится к своим обязанностям;

-        вклад в развитие университета: все сотрудники университета, соблюдая права личности, принимают активное участие в проведении качественной работы по всем направлениям деятельности вуза;

-        непрерывное развитие: сотрудники университета участвуют в улучшении и развитии работы всех подразделений вуза;

-        охрана окружающей среды: сотрудники университета прилагают все усилия для охраны и развития окружающей среды;

-        уверенность в будущем: сотрудники университета с уверенностью смотрят в будущее;

-        польза обществу: в осуществлении своей деятельности университет исходит из необходимости учета интересов общества.

Заложенные в ОП компетенции соответствуют миссии и девизу университета, например:

-        способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-1);

-        способность свободно пользоваться казахским и иностранными языками как средством делового общения (ОК -2);

реализуют такие аспекты миссии, как «... обучение и воспитание представителей молодежи тюркских стран и народностей под одной крышей, опираясь на исторические ценности и основы демократического, образованного общества, в соответствии с требованиями времени»

Далее, нижеследующие компетенции:

-        способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения (ОК -3);

-        применять перспективные методы исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий (ПК-1);

-        разрабатывать и реализовывать планы информатизации предприятий и их подразделений на основе информационно-телекоммуникационных технологий (ПК-2);

-        способность понимать основные проблемы в своей предметной области, выбирать методы и средства их решения (ПК-6);

-        способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-7);

-        готовность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8).

-        способность разрабатывать учебно-методические материалы для студентов по отдельным видам учебных занятий (ПК-14).

В процессе установлении целей ОП учтены мнение общества, потребности экономики и рынка труда. Условия рыночной экономики требуют адаптации послевузовского образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. В связи с этим в регионе был создана Ассоциация работодателей под председательством акима города, в членство которого входят все бизнес структуры данного региона, а также организации, с которыми со стороны кафедры были составлены договора о сотрудничестве. Одними из аспектов деятельности членов Ассоциации работодателей является их участие в определении целей и установления компетенции выпускников.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной программы является постоянное повышение качества образования. Основными направлениями работы кафедры в области качества являются: постоянное улучшение уровня и качества образовательных услуг в соответствии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов образования РК, конъюнктурой рынка; стремление улучшить результативность системы менеджмента качества, используя цикл «планирование-действие-измерение-улучшение» во всех процессах своей деятельности; обеспечение удовлетворенности потребителей на основе взаимного сотрудничества, ориентацией на партнерские долгосрочные отношения с потребителями этих услуг — с работодателями.

Стратегия развития ОП и ее реализация осуществляется в контексте Законов Республики Казахстан «Об образовании», «О молодёжной политике», «О культуре», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, Стратегический план развития МКТУ на 2014–2018 годы. В рамках достижения поставленных целей на кафедре разработан индикативный план каждого профессорско-преподавательского состава, на основе которого разработан индикативный план кафедры «Компьютерные науки».

Реализация ОП 6М060200-«Информатика» определяется

-        подготовкой магистров для работы в условиях информационного общества, используя единые стандарты качества образования, внедряя новые образовательные технологии определяемые потребностями работодателей;

-        разработкой и внедрением новых технологии, форм и методов организации обучения; участием в координации действий научно-педагогической деятельности факультета, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развитии содержания образования;

-        поддержкой и развитием сотрудничества с государственными и общественными организациями и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, с международными организациями, профессиональными и академическими сообществами;

-        участием в консолидации усилий высшей школы, государства и общества в развитии единого информационного пространства [1].

Чётко и ясно осознавая цели программы, факультет Инженерия сформулировал свою миссию, которая заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для учреждений образования, организаций науки и управления.

Цели ОП пересматриваются с учётом потребностей общества, экономики и рынка труда. Об этом свидетельствует введение нового стандарта, а также увеличение кредитов, выделенных на модули по выбору для специальности. Подтверждением динамичности целей программы является согласование её содержания с работодателями региона, которые участвуют в определении перечня модулей по выбору для специальности (элективных дисциплин), в предоставлении баз практик и в итоговой оценке выпускников.

Обеспечению прозрачности образовательной программы способствует кредитная технология, которая позволяют магистрантам выстраивать индивидуальную траекторию обучения; выбирать преподавателей; самостоятельно осваивать учебные курсы, используя учебно-методические комплексы дисциплин, курсовые кейсы, ресурсы электронной библиотеки; получать консультации преподавателей во время СРМП; отслеживать свой академический рейтинг и др. О динамичности образовательной программы может свидетельствовать также каталог элективных дисциплин (КЭД), который регулярно пересматривается с учётом изменений внешней среды и требований рынка труда. Например, модернизация системы образования, использование зарубежного опыта в системе образования страны потребовала введение в ОП новых дисциплин, связанных с этими задачами.

Цели программы достигались за счёт введения образовательных траекторий внутри специальности 6М060200 — «Информатика» наиболее сильно изменился перечень элективных дисциплин в каталогах на 2013–2015 учебный год. Подбирались именно те дисциплины, которые удовлетворяют современному состоянию рынка труда и с учетом мнения работодателей, по индивидуальным образовательным траекториям:

1)                     по траектории «Технологии создания программного обеспечения»: Параллельные научные вычисления, Программные инструменты и среды подготовки кластерных систем, Принятие решений и ввод системам сохранение серверов и данных, Теория формальных языков, Мобильные платформы, Model-Driven Architecture и генерация программ, Языки интеграционных запросов;

2)                     по траектории «Информационные системы и сети»: Современные среды проектирование информационной системы, Интеграционные системы и моделирования реальных систем времени, Облачные вычисления, Последовательность и параллельные алгоритмы, Проектирования глобальных и локальных систем, Безопастность Е-коммерции, Объектно-реляционное проектирование.

Для достижения целей образовательной программы в университете имеются необходимые ресурсы:

-        профессорско-преподавательский состав кафедры имеют ученые и академические степени за научные работы, посвященные исследованиям в области математики, информатики, вычислительной техники и управления, механики и математического моделирования.

-        наблюдается общая тенденция увеличения численности компьютеров, при этом необходимо отметить не только количественный, но и качественный рост компьютерной техники.

-        для обучения в компьютерных классах и в лабораториях в учебном процессе используется лицензионные программы;

-        фонд учебной литературы, используемый в процессе подготовки магистров по данной образовательной программе, объёмом 23065 экземпляров;

-        наличие исследовательских базы практик по профилю подготовки;

-        наличие структурных подразделений по организации и контролю учебного процесса [2].

Ведется работа по обновлению и оснащению лабораторной базы дисциплин.

У магистрантов есть бесплатный доступ к сети Интернет. Пропускная способность на каждую единицу персонального компьютера 100 Мбит/Сек. Университет имеет веб-сайт и создан информационно-образовательный портал. Данный Интернет канал позволяет производить одновременный многоканальный доступ к Интернет — ресурсам в виде общения в чатах, форумах в режиме онлайн, поиск необходимой учебной информации. Все компьютеры в этих кабинетах подключены к локальной сети университета.

Обоснованность подготовки специалистов по ОП связана с политикой государства в сфере образования, потребностями учреждений образования региона и Республики в высокопрофессиональных специалистах, содействующих формированию творческих способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития.

Современный рынок труда, постоянно меняющаяся экономическая обстановка в мире — все это диктует необходимость приспособления, корректировки образовательных программ университета. Таким образом, образовательная программа 6М060200-«Информатика» имеет четкие и ясные цели, соответствующие миссии университета, а также Европейской и Национальной рамок квалификации.

 

Литература:

 

1.      Zholdasbekova S. A., Bayzakhova S.Sh., Berkimbaev K. M., Saparbekova G. A., Niyazova G.Zh., Bimaganbetova A. K..Formation of professional competence of a future teacher as a condition of developing creative abilities of pupils. Jokull Journal. Vol 64, No. 6;Jun 2014. –P. 43–48

2.      Ниязова Г. Ж. Атемова К. Т. Бекболатова И. У. Сущностные характеристики понятия «потенциал» представленные в исследованиях. Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г.: в 13 частях. Часть 8. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 164 с. –С. 25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, Казахстан, сотрудник университета, миссия университета, ОКА, рынок труда, университет, учебный процесс, воспитание представителей молодежи, вычислительная техника.


Похожие статьи

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного...

В Казахстане 40 университетов работают по двудипломному образованию.

Образовательные программы разрабатывались соответствующими структурами вузов двух стран на основе Договора, где оговаривались все необходимые условия — финансирование...

Похожие статьи

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного...

В Казахстане 40 университетов работают по двудипломному образованию.

Образовательные программы разрабатывались соответствующими структурами вузов двух стран на основе Договора, где оговаривались все необходимые условия — финансирование...

Задать вопрос