Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесник, Н. Е. Проблема формирования профессионально важных качеств в процессе получения профессионального образования / Н. Е. Колесник, Ю. Ю. Грибова, С. В. Аваряскин, И. А. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 780-782. — URL: https://moluch.ru/archive/87/15858/ (дата обращения: 20.04.2024).

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Новиков А. М. в своей книге «Российское образование в новой эпохе» пишет: «Контроль качества образования, качества учебно-воспитательного процесса должен стать объектом самого пристального внимания как внутри учебного заведения, так и со стороны общественности, государства».

Вопрос модернизации и улучшения качества профессионального образования определил направление модернизации профессионального образования — развития материального обеспечения производственного обучения на уровне современных технологических производств, разработка и применение в рамках новых образовательных стандартов современных методик обучения.

Концепция модернизации российского образования определила необходимость опережающего развития профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций.

В качестве одного из важных средств повышения эффективности профессионального образования в научно-педагогической литературе рассматривается применение современных образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса, а также учебно- методических материалов, соответствующих современному мировому уровню. Формирование исследовательских умений позволит в дальнейшем современному квалифицированному рабочему и выпускникам вузов творчески подходить к решению поставленных задач, принимать нестандартные решения, применять имеющиеся знания и умения в быстро меняющихся производственных условиях, обеспечить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

На сегодняшний день по программам профессионального образования обучение осуществляться в основном путем передачи информации, и ее запоминания учащимися, т. е. репродуктивными методами, что не способствует развитию исследовательских умений учащихся. Но, в настоящее время, выпускнику недостаточно единожды получить образование, ему приходится учиться и переучиваться в течение всей жизни. Поэтому формирование исследовательских умений учащихся — важная задача образования, в том числе при подготовке кадров в профессиональных организациях. Решение данных задач требует разработки программ, соответствующих новым образовательным стандартам, а также методик производственного обучения на уровне современных технологических производств.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном образовании еще не разработаны подходы к формированию исследовательских умений и организации данного процесса в условиях обучения.

Возникает ряд противоречий:

-          между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам формирования исследовательских умений и отсутствием педагогических технологий данного процесса в условиях модернизации российского образования;

-          между потребностью в современных эффективных методиках обучения, в том числе формировании исследовательских умений учащихся с преобладанием в них традиционных методов, приемов, и средств обучения, не отвечающих современным требованиям.

Наука и научные методы организации управления становятся основными факторами прогресса на современном этапе. Поэтому необходимо значительно улучшить систему обучения студентов вопросам организации и управления производством.

Как показывает опыт, недостаткам в обучении выпускников является длительное время приспосабливаемости, адаптации их к производству. Достаточно долго они остаются на производстве молодыми специалистами и им не решаются поручить сколько-нибудь важных заданий, требующих принятия самостоятельных решений.

Отсюда можно сформулировать одну из основных задач обучения: уменьшить сроки адаптации к реальным условиям работы.

Для достижения этой цели необходимо за время обучения привить учащимся и студентам определенные навыки принятия решений в различных ситуациях, возникающих в процессе организации и управления производством.

Одним из наиболее эффективных методов обучения являются ситуационные задачи.

Ситуационные задачи способствуют лучшему усвоению студентами преподаваемого материала и приобретению ими некоторого практического опыта.

Однако в настоящее время развитие ситуационных игр и применение ситуационных задач предъявляет большие требования к преподавательскому составу. Проведение ситуационных игр требует значительного времени на подготовку и отличается той особенностью, что у преподавателя нет стандартных ответов на возникающие у студентов вопросы.

Кроме того, значительные трудности возникают при разработке методик тестирования, отбора и комплектования студентов в игровые группы, а также постепенной их адаптации к условиям и правилам проведения данной формы работы.

Тем не менее, в Раменском политехническом техникуме эти вопросы стараются решать. Кроме аудиторных занятий обучающиеся совместно с преподавателями участвуют в научно — исследовательских конференциях, готовят рефераты и презентации.

Насущные проблемы современного образования способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.

Разнообразие форм обучения, применение новых методик позволяет решать главную задачу — повысить качество образования и готовить грамотных высококвалифицированных специалистов.

 

Литература:

 

1.         Беляева А. П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8.

2.         Закон РФ «Об образовании».

3.         Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.

4.         Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3.

5.         Милованова Н. Г., Прудаева В. Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации.- Тюмень: ТОГИРРО, 2008. — 28 с.

6.         Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.

7.         Присяжная А. П. Прогностическая компетентность преподавателя и обучаемых // Педагогика. 2005. № 5.

8.         Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под. Ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. — 488с.

9.         Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1999. — 488 с., ил. Т. 3 — Р — Я — 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, исследовательское умение учащихся, российское образование, производственное обучение, управление производством.


Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Ключевые слова: исследовательские умения, модернизация профессионального образования, конкурентоспособность выпускников. Одной из основных проблем российской экономики продолжает оставаться проблема кадрового потенциала.

Исследовательское обучение как средство формирования...

умение, Проблемное обучение, студент, исследовательское обучение, навык, исследовательский поиск, современное образование, проблемная ситуация, столбец С, электронная таблица. None.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения.

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология...

Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования.

Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Инновационные методы в среднем профессиональном образовании. Автор: Зиявитдинова Нафиса Мухаммедовна.

Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника...

Применение исследовательско-поисковых методов обучения...

Статья посвящена проблеме обучения учащихся исследовательско-поисковым методам в профессионально-политехнической подготовки среднего профессионального образования. Ключевые слова: профессионально-политехническая подготовка...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Ключевые слова: исследовательские умения, модернизация профессионального образования, конкурентоспособность выпускников. Одной из основных проблем российской экономики продолжает оставаться проблема кадрового потенциала.

Система и содержание профессионального образования...

Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения

Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность.

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Ключевые слова: исследовательские умения, модернизация профессионального образования, конкурентоспособность выпускников. Одной из основных проблем российской экономики продолжает оставаться проблема кадрового потенциала.

Исследовательское обучение как средство формирования...

умение, Проблемное обучение, студент, исследовательское обучение, навык, исследовательский поиск, современное образование, проблемная ситуация, столбец С, электронная таблица. None.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения.

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология...

Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования.

Исследовательские умения суть способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Инновационные методы в среднем профессиональном образовании. Автор: Зиявитдинова Нафиса Мухаммедовна.

Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника...

Применение исследовательско-поисковых методов обучения...

Статья посвящена проблеме обучения учащихся исследовательско-поисковым методам в профессионально-политехнической подготовки среднего профессионального образования. Ключевые слова: профессионально-политехническая подготовка...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Ключевые слова: исследовательские умения, модернизация профессионального образования, конкурентоспособность выпускников. Одной из основных проблем российской экономики продолжает оставаться проблема кадрового потенциала.

Система и содержание профессионального образования...

Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения

Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность.

Задать вопрос