Автор: Серебряков Роман Валерьевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Серебряков Р. В. Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 110-112.

В настоящее время развитие мотивационной сферы личности является предметом разносторонних исследований. При этом большое внимание уделяется вопросам развития ценностных ориентаций как важнейших элементов структуры личности, мотивирующих настоящее поведение и программирующих будущее [3].

Система ценностных ориентаций личности не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что «…это ведущий мотив … такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность существования, которая составляет смысл жизни» [2, С.126].

В психолого-педагогических исследованиях изучаются структура ценностных ориентаций личности в процессе обучения, их динамика и условия формирования. Исследуются роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, их взаимосвязи с особенностями личности и т.д. Современными педагогическими исследованиями показано, что важная роль в процессах формирования и развития ценностных ориентаций школьников принадлежит образовательной среде [3, 10].

Особое внимание уделяется изучению вопросов о ценностных ориентациях учащихся применительно к среднему школьному возрасту (10-11 – 12-13 лет, т.е. 5-7 классы). Почему? В среднем школьном возрасте определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения. Важное место в процессе формирования ценностных ориентаций школьников на этом этапе обучения принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) [4, 5].

Значимость курса ОБЖ в формировании и развитии личностно-мотивационной сферы учащихся обусловливается, прежде всего, актуальностью вопросов безопасности и ее обеспечения в повседневной жизни. Проблема безопасности жизнедеятельности в её современном виде возникла в связи с ростом мощности технологий преобразования человеком окружающей среды. Разработка и применение всё более мощных технологий преобразования стимулируются базовой потребностью человека в безопасности. Однако, как показывает практика, преобразовательная деятельность человека по борьбе с исходными опасностями от взаимодействия с окружающей средой также потенциально опасна: устранение исходных опасностей неизбежно приводит к появлению новых, вторичных опасностей, теперь уже от взаимодействия с преобразованной средой. Вследствие этого всегда существовали вопросы безопасности двух типов - безопасности от окружающей среды и безопасности от собственных действий.

К настоящему времени выявлен целый ряд глобальных угроз, возникших от жизнедеятельности человека. Глобальной катастрофой стало грозить даже применение прежде безопасных (при ограниченном применении) технологий промышленности и сельского хозяйства, постепенно преобразующих природную среду, но при этом повсеместно уничтожающих естественные экосистемы.

Создание и применение технологий, изначально предназначенных для повышения уровня безопасности и комфорта, привели как к возникновению «невидимых» (до поры до времени) угроз природных и социальных катаклизмов, так и к очевидному росту числа угрожающих аварий технических систем и опасных ситуаций в повседневной жизни современного человека. Новые опасности и угрозы жизни, здоровью людей усугубляются ростом численности населения Земли и деформацией сознания общества: утверждается господство потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям и моральным принципам, обеспечившим существование и развитие человечества. В общем итоге сформировался новый комплекс взаимоувязанных задач обеспечения безопасности, который стал современной комплексной проблемой безопасности жизнедеятельности.

В этой связи образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования в основной и в полной (средней) школе курс ОБЖ является обязательным [11].

ФГОС определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования – предметным, метапредметным и личностным. Из требований ФГОС основного общего образования к личностным образовательным результатам:

«…формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; … развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [11, С.6-7].

Таким образом, формирование у учащихся системы ценностей, среди которых одними из важнейших являются здоровье и безопасность, а значит, и соответствующих ценностных ориентаций – закрепленная во ФГОС конкретная образовательная задача. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит курсу ОБЖ.

Цель образования школьников в области безопасности жизнедеятельности – формирование их мировоззрения, культуры безопасности. Учащиеся должны овладеть комплексом знаний и умений, необходимым для безопасной жизни и деятельности в окружающей человека среде, с одной стороны, и для создания безопасной и комфортной среды обитания, с другой [4].

Так как человек сталкивается с опасностью на протяжении всей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется, то образование должно быть непрерывным и опережающим по отношению к номенклатуре опасностей, с которыми сталкивается человек. Под непрерывностью образования следует понимать то, что оно должно включаться во все ступени уровни воспитания и образования человека.

Остановимся на некоторых особенностях учащихся среднего школьного возраста. В этот период школьникам присуща неравномерность физического развития. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому преподавателю-организатору ОБЖ следует более тщательно следить за дисциплиной на уроках. Восприятие среднего школьника иногда отличается тонкостью и глубиной, а иногда, поражает своей поверхностностью. Более организованными и управляемыми процессами становятся память и внимание. Интересные уроки и задания очень увлекают учащихся 5-7 классов, поэтому следует тщательно отбирать учебный материал, использовать педагогические технологии и методы, адекватные этапу и задачам обучения. В этом возрасте школьник не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям, что делает целесообразным включение в структуру урока проблемных вопросов, ситуационных задач [2, 9].

Нравственные идеалы и моральные убеждения учащихся среднего школьного возраста складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень многообразны: так, мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Поэтому в данном возрасте стоит особое внимание уделить мероприятиям патриотической направленности, чтобы кумирами стали положительные личности, а не пираты из книг.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задачей задач школьного образования. Оно должно пронизывать все уровни образования и все школьные предметы. Курсу ОБЖ наряду с литературой и историей в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит особая роль. Патриотизм - это любовь к родине, своему народу и готовность, при необходимости, пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для их блага. Но любая жертва, любой риск должны быть мотивированными. Воспитание осознанности и мотивированности риска, заботы о собственной безопасности и безопасности окружающих человека среды и людей, понимания необходимости создания безопасной техники, благоприятной окружающей среды - это повседневный патриотизм, который формируется при изучении безопасности жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что вопросы патриотического воспитания школьников в процессе обучения ОБЖ, как и другие вопросы формирования и развития их личностно-мотивационной сферы (в первую очередь, ценностного отношения к здоровью и безопасности) являются важной и неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [1, 7].

Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет ОБЖ в разряд обязательных для изучения в школе. Попытки ликвидировать ОБЖ как самостоятельный предмет и перенести элементы его содержательной части в качестве отдельных изучаемых вопросов в другие предметы (физику, химию, биологию и т.д.) несостоятельны и вредны. В этом случае эффективность формирования культуры безопасности будет низка, у человека не сложится общего представления об опасностях окружающей среды, общих закономерностях формирования и проявления опасностей, методах защиты и организации безопасного жизненного пространства. Введение в программы отдельных школьных курсов изучения вопросов безопасности должно быть, но как содержание, направленное на достижение обозначенной цели - формирование у учащихся культуры безопасности [8]. Реализация межпредметных связей в процессе обучения содействуют достижению метапредметных и личностных образовательных результатов, в том числе и такого значимого личностного результата, как ценностные ориентации школьника.

 

Литература:

1.      Абрамова В.Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №3-2. – С.162-165.

2.      Киселева Э.М. Методические аспекты обучения безопасности жизнедеятельности на основе деятельностного подхода //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №12-2. – С.72-75.

3.      Костецкая Г.А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореферат дис. … канд. пед. наук /Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. – СПб., 1999. - 19с.

4.      Костецкая Г.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьника: ценностно-ориентационный аспект проблемы /Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – С. 177-182.

5.      Костецкая Г.А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности //Профилактическая и клиническая медицина – 2011. - №3 (40). – С.467.

6.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005.- 352с.

7.      Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - №11 (126). – С.54-56.

8.      Силакова О.В. Использование межпредметного подхода в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» //Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения /РГПУ им.А.И.Герцена; науч. ред. Е.П.Суворов. – СПб.: Статус, 2011. – С.215-219.

9.      Спицына Т.А., Чугунова М.В. Игра как способ развития познавательного интереса у учащихся к экологической безопасности в курсе изучения ОБЖ //Молодой ученый, 2014. - №4. – С.1108-1110.

10.  Vasilev S., Vasileva T. Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. – Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. - http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012-4.pdf . – P.196-208.

11.  Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Образование. - Новые ФГОС. - ФГОС общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ценностных ориентаций, безопасности жизнедеятельности, развития ценностных ориентаций, ценностных ориентаций школьников, области безопасности жизнедеятельности, среднего школьного возраста, ценностных ориентаций учащихся, ценностных ориентаций личности, учащихся среднего школьного, культуры безопасности, «Основы безопасности жизнедеятельности», роль ценностных ориентаций, формирования ценностных ориентаций, общего образования, Система ценностных ориентаций, структура ценностных ориентаций, соответствующих ценностных ориентаций, безопасности жизнедеятельности школьника, Проблема безопасности жизнедеятельности, ориентаций учащихся среднего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос