Библиографическое описание:

Никифоренкова А. М. О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 100-102.

В условиях реформирования высшего образования перед преподавателями многих вузов страны возникли проблемы, связанные с обеспечением качественной подготовки студентов педагогической направленности.

Внедрение в педагогическую практику федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), основанных на компетентностно-ориентированном подходе к подготовке специалистов, выдвигает ряд важнейших требований к организации учебного процесса, к формированию у обучающихся соответствующих компетенций, которые в последующем обеспечат им конкурентоспособность на рынке труда [1].

Реализация в высших учебных заведениях ФГОС третьего поколения предполагает смещение акцента в подготовке педагогов на практическую направленность учебных занятий, выработку у студентов-бакалавров кон­кретных компетенций, умений и навыков поведения в услови­ях опасностей и угроз различного характера [1].

Указанное положение отражает реальность наших дней. Действительно, в последние годы в школах имеют место негативные факты, непосредственно или косвенно влияющие на состояние здоровья школьников, их безопасность (курение, физическое насилие по отношению к сверстникам, похищение школьников с целью получения выкупа, угроза проведения террористических актов и т.д.). Эти обстоятельства требуют от преподавателей умений действовать в соответствии со складывающейся обстановкой с целью сведения к минимуму вреда здоровью учеников. Выпускник должен владеть соответствующими методиками формирования у учащихся школ требуемых навыков и уме­ний, обладать культурой безопасного поведения.

Будущие преподаватели должны обладать определенными компетенциями, среди которых, согласно ФГОС, можно выделить, например, общекультурные и профессиональные компетенции [1, 2]:

– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

В качестве обязательной дисциплины для изучения студентами в учебные планы по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Указанная дисциплина является по своему содержанию продолжением развития у студентов знаний, умений и навыков, которые они получили в школе. При этом высшей школой у будущих педагогов должны формироваться системное представление о безопасности вообще и безопасности жизнедеятельности в частности, культура безопасного поведения.

При этом следует учитывать, что область без­опасности жизнедеятельности обладает спецификой, край­не важной для своей реализа­ции, т.к. «… в случае конкрет­ной угрозы человек ведет себя не так, как его учили, а так, как он привык поступать. В услови­ях опасности каждый … должен обладать навыками-автоматизмами…» [3]. В тоже время не подвергается сомнению то, что выработка таких навыков, т.е. формирование устойчивых компетенций возможно при условии применения в учебном процессе активных форм занятий, основанных на применении современных тренажеров, IT-технологий, реальных средств защиты (индивидуальных и коллективных), специальных средств (или их имитаторов), специальных приборов и т.д.

Поэтому весьма актуальным представляется поиск путей совершенствования практической направленности подготовки будущих учителей ОБЖ, преподава­телей БДЖ, спо­собных решать проблемы безо­пасности личности, деятельности образовательных учреждений [1, 2].

В целях формирования у обучающихся устойчивых компетенций профессорско-преподавательским составом кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ) при активном участии студентов старших курсов, являющихся членами научно-студенческого кружка при кафедре, ведется поиск новых методов и форм проведения практических занятий, обеспечивающих тесную связь учебного процесса и практической деятельности. Активно используется имеющаяся учебно-материальная база МПГУ, многие студенты на постоянной основе являются членами Студенческого Спасательного Отряда и привлекаются к мероприятиям, проводимым под эгидой МЧС России. Известно, что такие формы занятий практической направленности как тренинги (тренажи), деловые игры «…позволяют уменьшить разрыв между абстрактным характером учебного процесса и реальностью будущей профессиональной деятельности, придать системный характер полученным знаниям путем взаимного увязывания разрозненных знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплин учебного плана. Деловые игры вносят момент социального взаимодействия и прививают навыки профессионального общения, создают насыщенную обратную связь между преподавателем и студентом [2].

Однако опыт кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ показывает, что многие вузы, за исключением специализированных вузов (например, ведомственного вуза МЧС России – Академии гражданской защиты) испытывают определенные трудности в проведении практических занятий из-за недостаточного уровня оснащенности учебных классов компьютерами и специальным программным обеспечением, отсутствия используемых в учебных целях для обучения студентов средств защиты, специальных приборов, тренировочных площадок и полигонов.

Известные трудности финансирования вузов в ближайший год не позволят существенно нарастить учебно-материальную базу. В связи с этим представляет определенный интерес такое направление как разработка предложений по максимальному использованию возможностей вуза, потенциала его структурных подразделений, которыми он обладает на сегодняшний день.

В частности, в МПГУ ежегодно проводятся тактико-специальные учения по отработке действий работников и обучающихся университета по эвакуации в условиях возникновения пожара на одном из объектов МПГУ. К подготовке и проведению таких тактико-специальных учений привлекаются, как правило, работники Управления мобилизационной подготовки и гражданской обороны, Управления безопасности университета и отдельные студенты старших курсов.

Весьма привлекательной представляется идея расширения спектра тем тактико-специальных учений и привлечения студентов старших курсов. На подобных учениях могут отрабатываться вопросы по действиям в случае обнаружения на объектах МПГУ и (или) прилегающей к ним территории взрывных устройств, по действиям в условиях выброса вредных веществ (загрязнения атмосферы). Этапы подготовки таких учений необходимо согласовать с расписаниями занятий по соответствующим темам, а на занятия фрагментарно привлекать специалистов управлений, в ведении которых находятся отрабатываемые вопросы.

В разработке учебно-методического обеспечения учений должны принять участие преподаватели кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности, имеющие богатый практический опыт службы в МВД России и МЧС России. На начальном этапе разработки таких занятий и их проведении могут привлекаться наиболее подготовленные студенты-члены Студенческого Спасательного Отряда.

Одним из направлений работы по усилению практической направленности учебных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» может стать активизация работы со студентами во внеучебное время, подготовка и проведение походов, турслетов, в ходе которых могут в игровой форме отрабатываться вопросы безопасного поведения в естественной среде.

Важное значение для каждого вуза имеет вопрос его антитеррористической защищенности. Образовательные учреждения активно взаимодействуют в этом направлении с подразделениями МВД России, МЧС России и ФСБ России при разработке паспортов защищенности объектов. Представляется возможным привлечение студентов к исследовательской работе по лишь отдельным аспектам подготовки указанных документов. Такая работа может осуществляться в рамках научной работы студентов, осуществляемой по плану работы научного студенческого кружка при кафедре медицины и безопасности жизнедеятельности университета.

Навыки, полученные студентами при подготовке и проведении таких форм занятий и видов научной деятельности, по мнению автора, могут оказать помощь в решении проблемы совершенствования практической направленности будущих преподавателей, в формировании компетенций, предусмотренных образовательным стандартом по направлению 050100 Педагогическое образование.

 

Литература:

1.             Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46).

2.             Газизулин Т.Г., Максиняева М.Р. О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») // Молодой ученый. – 2014. – № 18.1. – с. 27–29.

3.             Мапельман В. Проблемы и задачи подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2014. – № 12. – с. 42-44.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, практических занятий, «Безопасность жизнедеятельности», практической направленности, МЧС России, формированию практических занятий, совершенствования практической направленности, практических умений, студентов направления подготовки, студентов старших курсов, профиль «Безопасность жизнедеятельности», безопасного поведения, умений безопасности жизнедеятельности, учебных занятий, форм занятий, кафедры медицины, безопасности жизнедеятельности МПГУ, Студенческого Спасательного Отряда, учебного процесса, занятий практической направленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос