Автор: Долотказина Динара Рафиковна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 21.03.2015

Библиографическое описание:

Долотказина Д. Р. Роль экономического анализа в обосновании тактических решений организации на примере ОАО «Авиалинии Мордовии» // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 391-394.

В данной статье проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и намечены стратегические пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: пассажирооборот, коммерческая загрузка, доходы, расходы, непокрытый убыток, безубыточный объем деятельности, субсидии.

 

Как выйти на новый уровень развития, приобрести статус международного аэропорта к 2018 году, если деятельность предприятия находится в зоне критического риска. Хотя авиапредприятие ОАО «Авиалинии Мордовии» имеет широкие возможности по качественному оказанию авиационных услуг и является единственным авиаперевозчиком в Республике Мордовия, но отсутствие платежеспособного спроса объясняет существующее малое количество рейсов, осуществляемых через аэропорт Саранск. Большие затраты на содержание аэропорта, которые окупаются только на 10 %, как следствие — отрицательный финансовый результат деятельности авиапредприятия.

Проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и наметим стратегические пути решения проблем (таблица 1).

Таблица 1

Показатели деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии»

Показатели

Ед. изм.

2012

2013

Отк., (+;-)

Производственно-экономические показатели

Перевезено пассажиров

Чел.

21059

13230

-7829

Перевезено грузов и почты

тонн

32,0

8,7

-23,3

Выполненный пассажирооборот

Млн.пкм

14,0

12,0

-2

Выполненный тонно-километраж

Тыс.ткм

1263,5

1080,4

-183,1

Занятость пассажирских кресел

%

77

63

-14

Коммерческая загрузка

%

57 %

55 %

-2

Аэропортовое обслуживание ВС

Тыс.руб

15 715

7 806

-7909

Обработано с/х площадей

Тыс.га

3 185

50

-3135

Среднесписочная численность

Чел.

351

283

-68

Финансовые показатели

Всего доходов

Тыс.руб.

299783

283320

-16463

Всего расходов

Тыс.руб.

291402

297888

+6486

Финансовый результат

Тыс.руб.

8381

-14568

-6187

Прочие доходы (субсидии)

Тыс.руб.

156215

143245

-12970

Чистая прибыль

Тыс.руб.

164596

128677

-35919

Как видим, прослеживается тенденция снижения всех показателей деятельности организации, то есть имеет место отрицательный темп развития. Самым негативным явлением у организации является непокрытый убыток в 2013 году в размере 14568 тыс. руб.

Немаловажным фактором в деятельности предприятия является то, что существует поддержка в виде Республиканской программы бюджетных субсидий на возмещение прогнозных убытков и затрат, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в целях обеспечения доступности авиации населению республики. За 2013 год получено субсидий на сумму 143245 тыс. руб.

Далее в ходе анализа рассмотрели величину доходов и расходов предприятия ОАО «Авиалинии Мордовии» от авиационной деятельности в 2013 году (рисунок 1 и 2).

Рис. 1. Структура доходов от авиационной деятельности

 

Основной доходообразующей статьей здесь является пассажирская выручка. Доля регулярных пассажирских перевозок составляет 59,51 %. Пассажирская выручка рассчитана на основе расписания движения самолетов, с учетом сложившегося пассажиропотока и конъюнктуры рынка.

Другой весомой частью доходов является доходы, полученные от специальных (чартерных) рейсов — 31,4 %.

Доходы от неавиационной деятельности составили в 2013 году 157 740 тыс. руб.

Рис. 2. Структура расходов от авиационной деятельности

 

Основной расходообразующей статьей ОАО «Авиалинии Мордовии» является фрахтование. Доля данного расхода составляет 35,29 %.

Другой весомой частью расходов является заработная плата 21,39 % (в 2013 г).

Расходы от неавиационной деятельности за этот же период составили 7 347 тыс. руб.

Как организации выйти из зоны критического риска и осуществлять безубыточный объем деятельности? Необходимо найти этот придел безубыточности. Рассчитаем объем безубыточной деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии» (таблица 2).

Таблица 2

Расчет безубыточного объема деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии»

Показатель

Ед. изм.

Значение

Кол-во рейсов авиакомпании

ед.

429

Кол-во транзитных рейсов через аэропорт Саранск

ед.

92

Количество отправок пассажиров

пасс.

6355

Налет часов на самолетах Ан-24РВ

час.

1755

Минимально необходимое количество рейсов в месяц для выхода на безубыточный уровень

ед.

220

Минимально необходимое количество транзитных рейсов в месяц через аэропорт для выхода на безубыточный уровень

ед.

50

Минимально необходимое количество отправок пассажиров в месяц для выхода на безубыточный уровень

шт.

10300

Необходимое количество самолетов: в т. ч.

—типа CRJ-100/200

шт.

5

Пассажирский тариф (средний)

руб.

12 000

Выручка за год

тыс.руб.

708300

Доля переменных затрат

%

до 40 %

Совокупные постоянные затраты в месяц

тыс.руб.

6 000,0

 

Постоянные расходы аэропорта составляют свыше 70 млн. руб. в год. Расчеты показали, что для выхода деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии» на безубыточный уровень требуется увеличение количества рейсов по сравнению текущим уровнем в 5 раз до 3000 рейсов в год. Аналогичная ситуация имеет место практически у всех малых аэропортов в России и они либо дотируются либо закрываются.

Таким образом, анализ позволил установить: для того, чтобы улучшить деятельность и выйти на новый уровень развития, открытому акционерному обществу «Авиалинии Мордовии» необходимо разработать и осуществить мероприятия по следующим важнейшим направлениям:

1)   показатель обеспечения источников финансирования;

2)   контроль и минимизация расходов.

3)   продуманный маркетинг, широкая реклама и стратегия продвижения на рынок;

4)   качественное обслуживание и максимальная безопасность;

5)   обеспечение устойчивого роста пассажиропотока;

6)   привлечение грузоперевозчиков;

7)   предоставление услуг по периодическому техническому обслуживанию воздушных судов;

8)   контроль и минимизация расходов.

 

Литература:

 

1.                  Анализ хозяйственной деятельности / Под ред. В. И. Бариленко.- М Омега-Л,2009.- 416 с.

2.                  Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: лаборат. Практикум / В. В. Давыдова, О. И. Аверина, Н. И. Лукашенкова.-1е изд., перераб и доп. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-116 с.

3.                  Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А. Д. Шеремет. ‒ М.:ИНФРА-М, 2011. ‒ 367 с.

4.                  http://www.aviamordovia.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ОАО «Авиалинии Мордовии», деятельности ОАО «Авиалинии, деятельности организации, авиационной деятельности, экономический анализ деятельности, анализ деятельности организации, безубыточный объем деятельности, неавиационной деятельности, примере ОАО «Авиалинии, безубыточной деятельности ОАО, статьей ОАО «Авиалинии, авиапредприятие ОАО «Авиалинии, стратегические пути решения, новый уровень развития, результат деятельности авиапредприятия, показателей деятельности организации, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, «Авиалинии Мордовии» и наметим, непокрытый убыток, Показатели деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос