Библиографическое описание:

Калиев Н. К. Казахстан как современное суверенное государство // Молодой ученый. — 2015. — №6.1. — С. 5-7.

Республика Казахстан и Российская Федерация как новые суверенные государства на политическую и международную арену вышли примерно в одно время - после распада СССР. Многие политические процессы, проходящие в наших странах имели общие исторические корни и социально-экономические основы, заимствованные из государственного строя и политической системы бывшего Советского Союза.

В научной литературе сложилось мнение, что под «современным государством» понимается тип государственной системы, для которой характерны: 1) чёткие территориальные границы; 2) развитый институт гражданства; 3) наличие профессиональной армии; 4) разветвлённая система демократических институтов власти; 5) разделение светской и религиозной властей; 6) наличие современных технических средств управления [1] [2] [3] [4].

В начале 90-х годов на огромной территории евразийского континента произошла смена одной государственно-политической системы, называвшейся социалистической, другой которая, как бы мы не хотели именовать иначе, называется капиталистической. В период бурных политических процессов в центре и на местах крупнейшего государства конца ХХ века в течение нескольких лет произошли два редчайших в истории события. Первое – мгновенно развалилось союзное государство, считавшееся могучей сверхдержавой, второе – на месте одного федеративного государства образовались 15 самостоятельных государств. Таким обазом, современное государство, Республика Казахстан – продукт уникальных исторических событий. В результате распада СССР, прежде всего, по вине союзного центра, Казахстан стал самостоятельным, суверенным государством.

Соответственно начали действовать объективные закономерности слома старого и формирования нового типа государства и новой политической системы. В течение 1991-1995 гг. шел процесс слома социалистической государственной машины и создания новой. Формирование основных институтов современного государства началось с принятия новой Конституции Республики Казахстан на республиканском референдуме от 30 августа 1995 года. С приобретением независимости и принятием новой Конституции в Казахстане началась многотрудная работа по укреплению новых принципов организации и деятельности государства. За годы независимости были решены такие вопросы: 1) об этнонациональной характеристике государства; 2) о форме правления; 3) о структуре государства; 4) о функциях государства;

По Конституции 1995 года новая государственность создается на исконной казахской земле и единственным источником власти является весь народ Казахстана. Такой подход к характеристике социально-этнической основы государства соответствует реалиям и служит цементирующим началом всего общества. Вопрос о форме правления в Казахстане решался эволюционно. Вначале, в силу советских традиций коллективного правления, ориентация была на парламентскую республику советского типа. Однако практика первых лет создания новой государственности и его институтов доказала историческую тупиковость, всю противоречивость данного направления развития. Постепенно складывалась и окончательно укрепилась, как и в Российской Федерации, сильная президентская форма правления.

В Конституции Казахстана определены основополагающие принципы всех институтов политической системы общества, в том числе государства. На первом месте стоит принцип общественного согласия. Закрепление такого, на наш взгляд, общедемократического, общечеловеческого гуманистического принципа обусловлено тем,что общество в силу объективных социально-экономических факторов делится на различные слои, группы, классы, этносы, сословия, демографические группы, конфессии. Такое деление социума означает наличие у него различных общественных интересов, мировоззрений, взглядов, идей и убеждений, порой, к сожалению, несовпадающих, иногда даже несовместимых друг с другом. При научно обоснованной, выверенной политике институтов власти государства эти различия не должны служить причиной общественного противостояния, конфликтов и столкновений. Поэтому усилия всех институтов власти на всех уровнях в Казахстане призваны сохранять и обеспечивать в своей повседневной практической деятельности общественное согласие, что и осуществляется на протяжении всего периода независимого развития Казахстана как суверенного государства.

Другим основополагающим принципом Конституции Казахстана является установление политической стабильности. Как и общественное согласие, политическая стабильность достигается в результате многоплановой и постоянной работы всех институтов политической системы.

Обеспечение общественного согласия и политической стабильности одно из важных достижений нашей страны как современного цивилизованного государства. Деятельность Республики Казахстан должна быть направлена на экономическое развитие. Этот принцип является основополагающим в силу определяющего места экономики для прогресса страны, для человеческого развития. Закрепление этого принципа в Конституции, во-первых, указывает на особую ответственность государства за экономическое развитие. Государство и при рыночных отношениях, и при доминирующем характере частной собственности не может стоять в стороне от экономических процессов, не может быть нейтральным наблюдателем рыночной стихии. Экономический прогресс невозможен без всесторонней управляющей регулирующей деятельности государства. Это уже доказано экономической деятельностью казахстанского госудаства в кризисные 2008-2009 годы, особенно в банковско-финансовом секторе. Из всех стран СНГ Казахстан из этого кризиса вышел с наименьшими потерями.

Во-вторых, согласно Конституции признана роль самого гражданского обшества в налаживании экономических отношений, в развитии экономики.

Это вытекает из конституционного положения о двух формах собственности: государственной и частной – как основ казахстанской экономики. Частный сектор экономики в лице его субъектов должен заботиться не только о собственном благе, но и быть ответственным за развитие экономики. Это не благое пожелание, а конституционное требование.

Важным основополагающим принципом в Конституции выдвинут казахстанский патриотизм. Патриотизм – это идея, чувства и действия граждан Казахстана, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех областях жизни – в политической, экономической, культурной, повышению ее могущества, обороноспособности, укреплению авторитета на международной арене. Казахстанский патриотизм – осознание общности интересов людей разных этносов, десятилетиями живущих в Казахстане, уважение к историческому прошлому этой страны, активная созидательная деятельность по созданию и укреплению нового государства. Он отвергает национальный нигилизм, состоящий в пренебрежительном отношении к национальной истории, к национальным обычаям и традициям. Казахстанский патриотизм не приемлет лжепатриотизма, искаженных представлений о своем этносе, противопоставления его другим этносам. Поскольку данный принцип служит объединению всех этносов и социальных групп, он несовместим ни с национализмом, ни с шовинизмом, ни с сепаратизмом.

Наиболлее общие характерные черты и особенности современного казахстанского государства.

1. Казахстан – суверенное государство: суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю территорию; Конституция РК и ее законы имеют верховенство на всей территории; верховенство власти. Верховенство позволяет создавать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок и устанавливает гражданство,

2. Казахстан – демократическое государство. Демократический характер государства Казахстан заключается в выборности главы государства, депутатов Парламента, местных предствительных органов. Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума. Проведение референдума основывается на принципах: 1)добровольности участия в референдуме и свободного волеизьявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосованиии; 3) гласности. На референдум могут быть внесены вопросы принятия Конституции, Конституционных законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

3. Казахстан – унитарное государство. В Конституции провозглашается, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Конституции закреплены принципы унитарного устройства государства. К ним относятся: территориальная целостность, ее единство; единство органов государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между высшими органами государственной власти и местными органами государственной власти; единство внутреннего и внешнего суверенитета; единая конституционная и общая законность; единое гражданство.

Казахстан в 1991 году выбрал суверенитет, свободу, открытость миру. Казахстан, чтобы стать современным, конкурентоспособным государством осуществил тройную модернизацию: построил современное государство, и совершил прорыв в рыночную экономику, заложил основы социального государства, перестроил общественное сознание. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур.

Казахстан первым в Содружестве Независимых Государств сформировал современную модель рыночной экономики, основанную на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Казахстанская модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций. В страну привлечены более 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций. По итогам 2012 года Казахстан вошел в число 50 крупнейших экономик планеты по объему ВВП. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает 51 место.

При определении стратегии дальнейшего развития Казахстан учитывает следующие глобальные вызовы ХХІ века: обостряется глобальный демографический дисбаланс, угроза глобального продовольственного дефицита, дефицита воды, энергии, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, угроза новой мировой дестабилизации. Поэтому нынешняя повестка дня отличается от той, которая была у нас на этапе становления государства. Характер и глубина происходящих в мире трансформаций, глобальная взаимозависимость требуют устойчивого долгосрочного развития. Казахстан сегодня – успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию. Страна более 20 лет работала на укрепление суверенитета и политического веса. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста. Многие страны уже пытаются заглянуть за пределы 2030 – 50 годов. Поэтому в декабре 2012 года в нашей стране с учетом глобальных измении в мире и собственных достижений, возможностей по инициативе Президента Н.Назарбаева принята «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства». Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Основными направлениями этой стратегии являются: дальнейшее развитие и укрепление государственности; переход на новые принципы экономической политики; всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики; формирование новой социальной модели, создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения; повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата [5].

 

Литература:

1.      Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации. // Журнал российского права. 2006. N 5.;

2.      Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России. // Гражданин и право. 2007. N 1;

3.      Пономарева И.П. К новейшему решению проблемы суверенитета. М.: Видаль. 2008;

4.      Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. М.: Инфра-М, 2012.

5.      Казахстанская правда, 13 декабря 2012 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Республики Казахстан, Республика Казахстан, государства Казахстан, Демократичность государства Казахстан, характер государства Казахстан, политической системы, Конституции Республики Казахстан, деятельности государства, институтов власти, Республики Казахстан должна, институтов власти государства, Конституции Казахстана, суверенитет Республики Казахстан, институтов политической системы, стран СНГ Казахстан, институтов современного государства, Республике Казахстан, дальнейшего развития Казахстан, экономического форума Казахстан, новые суверенные государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос