Психолого-педагогические основы формирования физической культуры личности студентов-боксеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 995 раз

Библиографическое описание:

Енсекбай, Н. К. Психолого-педагогические основы формирования физической культуры личности студентов-боксеров / Н. К. Енсекбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 596-599. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16298/ (дата обращения: 28.03.2024).

Авторы статьи теоретически обосновали формирование физической культуры личности студентов-боксеров; предложили принципы личностно ориентированной физической культуры; разработали показатели сформированности физической культуры личности студента-боксера.

Ключевые слова: физическая культура личности, личностно-ориентированная физическая культура, принципы личностно-ориентированной физической культуры, показатели сформированности физической культуры личности студента.

 

Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашем обществе, привели к преобразованиям в сфере образования. В практике физической культуры и спорта студентов вузов сложились две основные парадигмы — традиционно-реалистическая и личностно ориентированная. Традиционно-реалистическая парадигма ориентирована на эффективное усвоение студентами знаний, умений и навыков и не ставит его в центр учебного процесса. Личностно-ориентированная парадигма предполагает учет в процессе обучения целостной личности и индивидуального своеобразия каждого обучающегося, его потребностей, и интересов. При личностно ориентированном обучении главный акцент делается на личностном развитии человека, его мотивационной и эмоциональной сферах.

Сущность личности ориентированной физической культуры и спорта (включая все специализации) заключается в последовательном отношении педагога (тренера) к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту воспитательного воздействия. Личностно ориентированная физическая культура решает интегративный комплекс задач, который обеспечивает достижение единой цели — успешной адаптации студентов в социальной жизни и профессионально-трудовой деятельности, отражающие субъект — субъектные отношения.

Изучив психолого-педагогическую и специальную литературу, мы пришли к своему пониманию того, что процесс личностно ориентированной физической культуры студентов — боксеров будет намного эффективнее, чем шире и активнее будет проявление в нем субъектной позиции самих студентов, их самостоятельности, активности, и творческой инициативы.

Личностно ориентированная физическая культура студентов-боксеров предполагает использовать следующие принципы: рис 1

Рис. 1.

 

Условиями эффективной физической культуры студентов являются: интеграция в комплексе задач личностно ориентированной физической подготовки студентов наряду с задачами образования, воспитания и оздоровления, существующих в молодежной среде, формирование потребности в саморазвитии физического потенциала студентов [1, с.248].

При довольно широком аспекте исследования физической культуры, ее разноплановости и углубленности в педагогически процесс в области спортивно-педагогической деятельности, культура имеет свою область исследования, свои методы, однако по-прежнему не рассматривается как самостоятельный феномен образования. Потенциальные возможности физической культуры позволяют решать сложные задачи формирования разносторонне развитой личности.

Физическая культура обладает огромными потенциальными возможностями в развитии личности, в саморазвитии и самосовершенствовании студента как личности и как будущего профессионала.

В психолого-педагогической литературе есть данные об использовании высокого потенциала физического воспитания в саморазвитии личности. Анализ этой литературы показал, насколько высок потенциал развития личности, заложенный в физической культуре как дисциплине.

Мы, в своей работе со студентами, обучающимися на специализации «Бокс» пытаемся как можно шире использовать творческий потенциал физической культуры в области саморазвития и самосовершенствования, как в личностном, так и в профессиональном развитии данной категории студентов.

Физическая культура студенческой молодежи тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности.

Таким образом, физическая культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные, потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Физическая культура личности наших студентов-боксеров характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры и спорта, физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности наших подопечных.

Какие же показатели могут быть положены в оценку степени сформированности физической культуры личности студента-боксера? Решение этого вопроса обусловлено необходимостью ведения поиска критериев и показателей сформированности физической культуры личности. При этом под критериями мы понимаем качественную характеристику, стандарт этого явления, а под показателями — совокупность признаков, которые можно было бы измерить, и на основе которых предполагается производить оценку, сравнение развития физической культуры личности студента-боксера.

В любой деятельности особое значение имеют устойчиво доминирующие мотивы, от которых во многом зависит ее успех. Поэтому мотивацию к физкультурно-спортивной деятельности мы рассматриваем как один из основных критериев сформированности физической культуры личности.

Мотив выражает познавательную направленность личности, а также более или менее постоянную склонность, когда человек усиленно и постоянно занимается определенной деятельностью, поэтому формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности, к работе с детьми, занимает в нашем исследовании одно из главных мест в формировании физической культуры личности.

Под мотивационно-личностным компонентом физической культуры личности мы понимаем наличие положительного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, осознание им социальной значимости данной деятельности в процессе формирования физической культуры личности, а также личностные качества самого студента.

Содержательный компонент включает в себя необходимый объем теоретических знаний, важных для формирования физической культуры личности.

Под процессуальным компонентом мы подразумеваем комплекс практических умений и навыков руководства, организации, управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Исходя из всего вышеизложенного, под физической культурой личности студентов-боксеров мы понимаем интегрированное качество личности студента, которое выражается в комплекс знаний особенностей физкультурно-спортивной деятельности, а также умений и навыков организации этой деятельности в педагогическом процессе школы и в тренерской практике.

Содержание понятия позволило нам построить первоначальную теоретическую модель физической культуры личности студента-боксера.

Под теоретической моделью мы понимаем любое описание, в котором тем или иным образом отражаются качества, свойства и способности студента, его личности, соотнесенные определенными условиями его будущего функционирования.

Исходя из собственного опыта работы, мы предлагаем теоретическую модель физической культуры личности, в основу которого положены следующие показатели: рис.2

Рис. 2.

 

Наш научно-педагогический опыт показал, что чаще всего отношение студента-боксера к физической культуре складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т. е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания — отсутствие интереса — пассивность в формировании собственной физической культуры.

Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культуру личности молодого человека — нужна практика. Практические занятия физическими упражнениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являются основной составляющей культуры отношения человека к своему организму и к себе.

Таким образом, как интегрированный результат физического воспитания, самоподготовки студента, сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическими возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности [2, с. 16–18].

Многообразие и эмоциональность взаимоотношений открывает перед педагогом большие возможности для создания нужных ситуаций в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм, спортивной этики, уважение к сопернику. Творческое использование этих особенностей в двигательной деятельности позволяет учителю создавать конкретные воспитывающие ситуации.

При этом важно помнить, что человек — это не только тело и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся о совершенстве своего тела. Гармонично развитый человек согласован и соразмерен не только телесно, но и нравственно, интеллектуально, эстетично. И все это рассматривается в аспекте единства духа и тела. Такое понимание гармоничности развития личности в рамках общей культуры не противоречит целям и задачам общества и соответствует идеалам общества о долге и ответственности каждого.

В нравственном отношении физическая культура спорт содействует развитию ценных черт личности: коммуникабельности, общительности, самостоятельности, стремления к творчеству, сопереживанию, ответственности, чувству собственного достоинства.

В интеллектуальном отношении физическая культура и спорт дает большие возможности в проявлении творчества в технике, тактике, управлении, гибкости мышления, познавательной активности.

В эстетическом отношении — познание красоты телосложение, движения, духовных и физических возможностей человека.

В волевом отношении — преодоление объективных и субъективных трудностей, высокий накал напряженности и его преодоление через настойчивость, дисциплину.

Вот почему физическая культура и спорт должны быть педагогически управляемы. К сожалению, современная педагогика ориентирована лишь на процесс физической подготовки, а не на физическую культуру человека, т. е. не на становление его личности, а на биологическом подходе в физическом воспитании. Не имеют большого веса критерии, характеризующие достигнутый уровень социального и психического развития.

Таким образом, образование тогда будет эффективным, когда все вопросы обучения, воспитания будут рассматриваться через физическую культуру личности.

 

Литература:

 

1.                 Апанасенко Г.Л, Попова Л. А. Медицинская валеология, 2000г,с.248.

2.                 Шапошникова В. И. Теория и практика физической культуры и спорта 2004. с.16–18.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая культура личности, ориентированная физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура личности студента-боксера, физическое воспитание, личностно-ориентированная физическая культура, общая культура, теоретическая модель, физическая культура личности студентов-боксеров.


Ключевые слова

физическая культура личности, личностно-ориентированная физическая культура, принципы личностно-ориентированной физической культуры, показатели сформированности физической культуры личности студента

Похожие статьи

Основные характеристики структуры физической культуры...

Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентации...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Ключевые слова: физическая культура, физическая культура личности, профессиональная физическая культура, студенчество.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования.

Эффективность физического воспитания студентов при...

...физическая культура, физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, высшая школа, образовательное

спортивно-ориентированное физическое воспитание, мотивация, эффективность процесса, физкультурно-спортивный комплекс...

Образовательная направленность урока физическая культура

Физическая культура в жизни студента.

Физическая культура в свете Федеральных государственных стандартов второго поколения.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Формирование физической культуры студентов

Формирование физической культуры студентов. Автор: Михайлова Светлана Николаевна. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

...физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт, будущая профессиональная деятельность, физическое...

Физическая культура как вид общей культуры индивида

Цель физкультурного воспитания — формирование физической культуры личности.

Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов/Под общ. Ред. В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

...ориентированную — формирование физической культуры личности студента. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления...

Похожие статьи

Основные характеристики структуры физической культуры...

Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное личностное состояние, отражающее сформированность ценностных ориентации...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Ключевые слова: физическая культура, физическая культура личности, профессиональная физическая культура, студенчество.

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования.

Эффективность физического воспитания студентов при...

...физическая культура, физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, высшая школа, образовательное

спортивно-ориентированное физическое воспитание, мотивация, эффективность процесса, физкультурно-спортивный комплекс...

Образовательная направленность урока физическая культура

Физическая культура в жизни студента.

Физическая культура в свете Федеральных государственных стандартов второго поколения.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Формирование физической культуры студентов

Формирование физической культуры студентов. Автор: Михайлова Светлана Николаевна. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

...физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни, физическая подготовка, студенческая молодежь, повседневный быт, будущая профессиональная деятельность, физическое...

Физическая культура как вид общей культуры индивида

Цель физкультурного воспитания — формирование физической культуры личности.

Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов/Под общ. Ред. В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

...ориентированную — формирование физической культуры личности студента. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления...

Задать вопрос